Использование личностных семантических образов на уроках русского языка в образовательном учреждении интернатного типа
Использование личностных семантических образов на уроках русского языка и литературы
в образовательном учреждении интернатного типа.
Н.Г.Пудеева, учитель русского языка
школы-интерната № 1 г. Пензы
Основную массу детей, обучающихся в образовательном учреждении интернатного типа составляют учащиеся с познавательной депривацией. Это создает дополнительные трудности в обучении детей русскому языку и литературе.
Вследствие того, что ныне существующие образовательные технологии в большинстве своем являются внешне ориентированными по отношению к субъектному опыту учащихся, в школе-интернате №1 г. Пензы была осуществлена попытка апробирования личностно-ориентированной образовательной технологии, учитывающей внутреннюю структуру субъектного опыта учеников для определения их индивидуальных познавательных траекторий в таких предметных областях, как русский язык и литература.
У детей с познавательной депривацией, как правило, импрессивная (восприятие и понимание речи) и экспрессивная (произнесение звуков речи) виды речи развиты недостаточно, что часто затрудняет понимание воспитанниками учебного материала и создает дополнительные трудности для осуществления обратной связи «ученик-учитель». Педагогу гуманитарных предметов бывает сложно осуществить полноценный контроль знаний учащихся, определить уровень сформированности у них абстрактных учебных понятий, так как подобный контроль связан с уровнем развития моторной речи учащихся.
Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности учащихся является учет их семантики в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению. Именно этот аспект наименее разработан в практике современного образования.
Учитывая то, что визуальная сенсорная система является наиболее скоростной в обработке информации, в данной статье автором было рассмотрены именно ее возможности в создании практических способов учета семантики в познании школьников.
Известно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодирования/декодирования информации. Именно образы используются в системе В.Ф.Шаталова в виде опорных конспектов, у В.А.Мыскина – в виде системы пикторгамм и т.д. Данные технологии применяются в качестве приемов лучшего структурирования и запоминания материала учащимися. Но, с точки зрения понимания сущности личностно-ориентированного образования, они все же являются внешне заданными образцами -результатами познавательной деятельности учителя, нежели самих школьников. Происходит как бы «навязывание» взрослым собственной семантики в познавательном процессе детей, что снижает возможности интериоризации знаний школьниками.
Поэтому возникла необходимость в выработке требований для работы с семантическим образом. При этом был использован опыт работы Московских школ №975 и №507, описанный в монографии А.А.Плигина, где были сформулированы следующие требования:
образ должен быть создан ребенком самостоятельно, имея на начальном этапе образцы других школьников или учителей;
образ должен быть как можно более тесно связан с предметным содержанием и однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов;
образ должен иметь особый личностный смысл: по возможности быть связан с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;
образ должен быть простым для его исполнения;
образ должен легко воспроизводиться, а для этого должен быть исполнен как можно в более специфической (редко встречающейся) форме.
Далее приведены примеры по созданию собственных семантических образов на уроках русского языка в 7-х классах школы-интерната №1 г.Пензы при изучении темы: «Наречие».
С целью более четкого различения грамматических форм, близких по написанию и звучанию, учащимся было предложено создать семантические образы наречий и существительных в следующих словосочетаниях: «подняться наверх – подняться на верх дома», «посмотреть вверх – посмотреть в верх дома», «посмотреть исподтишка».
По результатам выполненных заданий можно проследить уровень усвоения ребенком предложенного теоретического материала. Так, создавая образы, отражающие значения наречия «наверх» и существительного «верх» дома,
учащиеся школы-интерната с познавательной депривацией продемонстрировали личностный уровень усвоения предложенного материала. Так, на рис.1 мы видим семантический образ, отражающий правильное понимание учащимся значения наречия «наверх», в то время как на втором рисунке изображен процесс движения без обозначения направления движения, что говорит о том, что ученик больший акцент сделал на понятии «подняться», т.е. на первом слове словосочетания. На третьем рисунке можно также заметить недостаточно точное понимание выражения «на верх дома». Красноречива в последнем случае и надпись на рисунке, сделанная с ошибкой «подняться наверх дома». Данный учащийся явно не до конца осознал разницу в значении предложенных понятий.
Интересна личностная трактовка учащимися наречия «исподтишка».
Значение данного слова неоднозначно трактуется в известных словарях русского языка. В.И.Даль в понятие «исподтишка» вкладывал следующий смысл: «тихомолком, незаметно, украдкою, скрытно; лукаво». Таким образом, предполагая главный смысл слова в скрытности совершаемого действия. В то время как в словаре С.И.Ожегова данное понятие уже имеет неодобрительный оттенок «скрытно», «втихомолку».
Рисунки учащихся являются яркими иллюстрациями 2-х различающихся трактовок. Так, если в первом случае (рис.4) учащийся сделал акцент на незаметности действия, то во втором случае (рис.5) созданный семантический образ несет явно негативный подтекст.
Как видно из представленных примеров, дети отобразили предложенные понятия в тех образах, которые они лично представляют в соответствии с приведенными выше требованиями.
Рассматривая результаты данной работы, мы можем утверждать, что семантические рисунки являются одним из наиболее эффективных методов работы с субъектным опытом школьников с познавательной депривацией в образовательном учреждении интернатного типа.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
15