Урок развития речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания памятки истории и культуры (8 класс).
МКОУ «Каштановская СОШ» Бахчисарайского района
Республики Крым
Изложение повествовательного текста с элементами описания памятки истории и культуры
( 8 класс)
Учитель русского языка
и литературы Топалэ А. Ф.
Каштаны
2015
Цели урока: формировать умение письменно пересказывать тексты с элементами описания памяток, орфографические и грамматические навыки; развивать культуру письменной речи, образное и логическое мышление, воспитывать у детей умение тонко чувствовать прекрасное, видеть в произведении душу и настроение автора, уважать талант человека-творца.
Оборудование:
Презентация «Архитектор Городецкий - создатель дома с химерами», интерактивная доска, ноутбук.
I.Организационный момент.II.Работа по теме урока.
Слово учителя.
Однажды высокообразованный и уважаемый архитектор Городецкий заключил пари со строителями Киева, что сможет построить на непригодном для строительства участке лучший дом в городе. Проект он разрабатывал сам, чтобы доказать, что способен не только воплощать в жизнь чужие идеи. Пари он выиграл: химеры здания на улице Банковой,10 теперь сравнивают с парижскими на соборе Нотр-Дам, а самого Городецкого ставят рядом со знаменитым Антонио Гауди, который воздвигнул в Барселоне грандиозный собор Саграда Фамилия. Построенный в 1903 году, дом с химерами недавно праздновал своё 111-летие.
(Учитель демонстрирует презентацию ).
Ученик. Городецкий Лешек Дезидерий Владислав (1863-1930), по происхождению поляк, считается одним из талантливейших архитекторов мира. Прожил он 67 лет «красивой и беззаботной жизни», как пишут исследователи, тридцать из которых посвятил Киеву. Принимал участие во многих проектах, больших и маленьких, что стали заметным явлением в архитектурной жизни не только Киева, а и за его пределами, по всей Украине, Польше, Ирану.
Владислав Городецкий является автором Национального художественного музея Украины.
В последние годы жизни Городецкому пришлось снова обратиться к восточной тематике – ему было заказано соорудить дворец шаха в Тегеране. Перед этим в иранской столице архитектор построил железнодорожный вокзал, гостиницу и театр. Умер Владислав Городецкий внезапно от сердечного приступа, похороненный в Тегеране.
2. Клоуз-тест.
1.Типы речи —... (повествование, описание, рассуждение).
2.Стили речи — ...
(художественный, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный).
3.Архитектура — …
(искусство создания (проектирования и строительства) сооружений).
4.Архитектурные стили — ...
(романский, готика, Возрождение, классицизм, барокко, модерн).
5.Памятка истории и культуры —...(предмет культуры, который сохранился с древности.).
3.Подготовка к работе над изложением. Чтение учителем текста" Дом с химерами".
Архитектуру называют каменной летописью истории. А ещё её называют застывшей в камне музыкой, потому что это прекрасное искусство очаровывает и заставляет петь душу.
Кто из киевлян не знает дома с химерами на Банковой улице? Это одно из оригинальных сооружений в городе.
В 1901 году архитектор Владислав Городецкий приобрёл неудобный, поэтому дешёвый участок земли на косогоре. Строительство началось в том же году. Наверное, не просто было спроектировать и построить дом на горе. Он имел шесть этажей со стороны площади Франка и три – со стороны улицы Банковой.
Здание построено в стиле модерн, который был особенно популярным в конце XIX - начале XX века. Характерная особенность этого стиля - асимметрия, пышное символическое содержание, использование металла, бетона, керамики.
Дом имеет форму куба. Фасады украшены стройными колоннами с щедро декорированными капителями. Здание украшено скульптурными изображениями мифологических морских животных, рыб, русалок.
В Киеве до сих пор ходит легенда о том, что дом построен в память о юной дочери архитектора, которая утопилась. Эта легенда не отвечает действительности. Химерные силуэты на здании – это только охотничьи фантазии архитектора, художественно воплощённые итальянским скульптором Элио Саля.
Городецкий был страстным охотником. Охотился на Киевщине, на Черниговщине, в Полесье. Побывал в Туркестане и Афганистане, путешествовал в Англию и Кению. Для Киевского музея привозил весьма экзотические трофеи. Издал роскошно оформленную собственными рисунками и фотографиями книгу «В джунглях Африки. Записки охотника».
Все скульптуры в декоре здания выполнены из цемента. Именно тогда в Киеве начал работать цементный завод, который с целью рекламы предложил архитектору свою продукцию бесплатно.
Дом строился всего два года. Окончание строительства совпало с 40-летием Городецкого, который сам и поселился в доме с химерами. Сооружение принесло ему славу наилучшего архитектора. (По Д.Малахову).
4.Словарная работа.
Химера (гр.) – в древнегреческой мифологии страшилище с огнедышащей пастью, с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона.
Асимметрия (гр.) — отсутствие или нарушение симметрии.
Декор (от лат. — украшаю) — система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия.
Экзотика (гр. — чужой, иностранный) — удивительные, необычные с точки зрения людей данной страны особенности природы, обычаев, искусства отдалённых стран. Что-то удивительное, необычное.
Керамика (от гр. — гончарное искусство) — гончарное производство, изделия из глины; масса, из которой изготавливают такие изделия.
Бетон (от лат.— смола) — затвердевшая смесь вязкого вещества, например, цемента. Один из основных строительных каменных материалов.
3. Определение темы и основной мысли текста.
Тема: дом с химерами В. Городецкого — одна из оригинальнейших сооружений Киева.
Идея: утверждение мысли о том, что гениальное сооружение достойно памяти потомков.
4. Определение стиля и типа текста.
(Стиль — публицистический..Тип — повествование).5. Коллективное составление плана.
Ориентировочный план
I. Архитектура — каменная летопись, застывшая в камне музыка.
II. Кто не знает сооружения с химерами.
III. Дом на косогоре.
1. Шесть этажей со стороны площади, три — со стороны улицы.
2. Признаки стиля модерн.
3. Фасад, украшенный колоннами.
4. Скульптурные изображения морских существ.
IV. Легенда, которая не отвечает действительности.
V. Увлечение архитектора Городецкого.
VI. Ради рекламы — цемент бесплатно.
VII. Завершение строительства.
VIII. Известнейшие сооружения архитектора.
6. Повторное чтение учителем текста.
7. Самостоятельная работа учащихся над пересказом.
8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Закончить работу над пересказом.