Рабочая программа и календарно — тематическое планирование. «Немецкий язык» ФГОС 6 класс, (по программе -Немецкий язык/ Рабочие программы/ Предметная линия учебников И.Л.Бим 5-9 классы/
Концепция данной рабочей программы является дальнейшее развитие коммуникативной компетенции в немецком языке. Обучение говорению по-прежнему является важной целью и одним из основных средств обучения. Оно осуществляется по двум стратегическим линиям – обучение решению элементарных коммуникативных задач в диалогической и монологической формах на основе создания типичных ситуаций общения и решению коммуникативных задач на базе чтения и аудирования.
Обоснованность. Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей учащихся, их общеобразовательного потенциала.
Сроки реализации программы 2013- 14учебный год год
Характеристика учебного предмета
Курс обучения в 6-м классе ставит своей целью обеспечить повторение и закрепление изученного в 5 классе школе, осуществить переход к более систематическому изучению немецкого языка и тем самым укрепить фундамент для дальнейшего продвижения школьников.
Цели обучения
Основная цель обучения немецкому языку в 6 классе – закрепить, совершенствовать, и развивать приобретенные школьниками ранее языковые и страноведческие знания, речевые навыки и умения, общие и специальные учебные умения, а так же сформировать новые, с тем, что бы учащиеся продвинулись дальше в своем практическом овладении немецким языком, продолжили приобщаться к культуре страны изучаемого языка, учились представлять себя и свою страну в процессе иноязычного общения и что бы всё это в своей совокупности обеспечивало средствами учебного предмета образование, воспитание и разностороннее развитие школьников.
Задачи обучения немецкому языку
Изучение иностранного языка в целом и немецкого в частности в основной школе направлено на достижение следующих задач:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота;развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Принципы отбора материала: Отбор языкового и речевого материала осуществляется на основе функционального подхода, когда ведущим критерием является соответствие того или иного языкового явления реализуемой им коммуникативной функции. Обучение каждому виду речевой деятельности обеспечивается упражнениями, специфичными для них: при обучении рецептивным видам деятельности( чтению, аудированию) – упражнениями, нацеленными на распознание
( понимание) чужого высказывания, при обучении продуктивным видам речевой деятельности
( говорению, письму)- как на передачу чужого высказывания, так и на порождение собственного.
Методы и формы обучения. Для достижения поставленных целей и задач используется прямой коммуникативный метод, который ориентирован на разговорную речь, а также различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная и фронтальная.
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык, в том числе немецкий, способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее предс тавить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Организация учебного времени.
Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, выделение в группе подвижных подгрупп с разным уровнем обученности, учёт индивидуальных интересов и склонностей при выборе текстов для чтения и при определении домашнего задания. Увеличивается удельный вес проектной работы и проектных заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся самостоятельно решают более сложные проблемы и координируют свои действия друг с другом в соответствии с поставленной задачей.
В связи с тем, что учитель располагает резервными уроками, которые планирует по своему усмотрению, планируются сроки работы только над разделами программ.
.
Место и роль курса в обучении:
Иностранный язык (в том числе немецкий) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Программа ориентирована на 102 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю (базовый уровень).
Плановых контрольных уроков: 16,
Учебник “Deutsch”Klasse 6 содержит 10 глав/параграфов, первая из которых представляет собой небольшой повторительный курс и не включена в нумерацию глав.
В качестве структурных единиц каждой главы выступают блоки, выделяемые по доминирующему виду учебной и речевой деятельности.
Повторительный курс направлен на повторение ранее изученной лексики, совершенствование орфографических навыков и техники чтения, систематизацию грамматических знаний, совершенствование навыков говорения, аудирования и чтения. На повторительный курс отводится 8 часов.
Инструментарием для оценивания результатов являются контрольные работы,
словарные диктанты, тестирование, аудирование, монологические и диалогические
высказывания.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 306 часов для обязательного изучения учебного предмета «Немецкий язык» в 5-7 классах из расчета 3-х учебных часов в неделю, таким образом, 102 часов приходится на изучение в 6 классе.
Рабочая программа составлена на 102 ч. (в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ 16).
Данная рабочая программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 10% ( 10 часов) для реализации регионального компонента. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
По программе
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Говорение
На новом этапе овладение говорением носит репродуктивно-продуктивный характер, речевое действие осуществляется как с непосредственной опорой на образец, так и по аналогии с ним. Получают дальнейшее развитие механизмы комбинирования и варьирования. В большей мере проявляется речевая инициатива (особенно в условиях ролевой игры).
Данный этап характеризуется сформированностью (в основном) механизмов идентификации, дифференциации, прогнозирования и выделения смысловых вех, а также техники чтения вслух и про себя. Продолжает формироваться механизм языковой догадки (на основе сходства с родным языком, знания правил словообразования, по контексту).
Аудирование
Школьники учатся: 1. Воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале и включающие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться. 2. Воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших текстов, содержащих значительное число незнакомых слов. 3. Воспринимать на слух и добиваться понимания основного содержания небольших сообщений, содержащих значительное число незнакомых слов, путем переспроса, просьбы повторить, объяснить.
Чтение
Школьникам предоставляется возможность научиться: 1. Вычленять новые слова при зрительном восприятии текста, произносить их по уже изученным правилам чтения. 2. Пользоваться обычным двуязычным словарем для раскрытия значения незнакомых слов. 3. Членить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты. 4. Понимать основное содержание текстов, включающих неизученные слова, о значении части которых можно догадаться на основе контекста, знания правил словообразования или сходства с родным языком, а другую часть которых, несущественную для понимания основного содержания, просто опустить, проигнорировать (ознакомительное чтение). 5. Полностью понять текст, содержащий незнакомые слова, о значении части которых можно догадаться по контексту, по сходству корней с родным языком, а также на основе знания принципов словообразования, а значение другой части раскрыть с помощью анализа, выборочного перевода, используя словарь, сноски, комментарий (изучающее чтение).
Письмо
Письмо в большей мере используется и как цель, и как средство обучения. Усложняются коммуникативные задачи.
Ученики учатся: 1. Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения. 2. Выписывать из текста нужную информацию. 3. Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования. 4. Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.
Требования к результатам освоения содержания программы по немецкому языку для основной средней школы
I. Личностные результаты:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи;
формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания да основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
приобретение таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретённых иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков;
существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
· достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), позволяющего учащимся общаться как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующих немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и письменной форме;
самосовершенствование в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
II. Метапредметные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
III. Предметные результаты: в коммуникативной сфере:
коммуникативная компетенция выпускников (то есть владение немецким языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности: говорении:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении; рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщение кратких сведений о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудировании:
восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявления на вокзале/в аэропорту и др.), умение выделять для себя значимую информацию и при необходимости письменно фиксировать её; восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/ сообщение/рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные; чтении:
чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания; чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменной речи:
заполнение анкет и формуляров;
написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности;
языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания немецких слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
понимание явления многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка;
знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем немецкого и русского/ родного языков;
социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах; знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и немецкоязычных стран;
компенсаторная компетенция:
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики;
в познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
владение умением пользования справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочником, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого и других иностранных языков;
в ценностно-мотивационной сфере:
представление о языке как основе культуры мышления, средства выражения мыслей, чувств, эмоций;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, немецкого и других иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через немецкоязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах;
в трудовой сфере:
умение планировать свой учебный труд; в эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка;
в физической сфере:
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Содержание учебного предмета
Содержание тем учебного курса
Тематическое планирование 6 класс (учебник И.Л. Бим "Deutsch").
Основной содержательной линией программы является школьная тема, которая и объединяет следующие параграфы:
Guten Tag, Schule! (Kleiner Wiederholungskurs)-4 часов
I. Schulanfang (Schulbeginn). Ist er ьberall gleich?- 12 часов
II. DrauЯen ist Blдtterfall.-12 часов
III. Deutsche Schulen. Wie sind sie?-12 часов
IV. Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen.-13 часов
V. Freizeit... Was gibt’s da alles!-12 часов
VI. Klassenfahrten durch Deutschland. Ist das nicht toll?!- 12 часов
VII. Am Ende des Schuljahrs ein lustiger Maskenball!-8 часов
8 часов резервного времени ( 2 часа в четверть для повторения пройденного)
16часа для контроля
Итого 102 часов
Общее количество часов: 102
3
№п/п
Количество часов
Раздел учебного курса
По авторской программе
По рабочей программе
1
Guten Tag, Schule! (Kleiner Wiederholungskurs
3-4
4
2
. Schulanfang (Schulbeginn). Ist er ьberall gleich?-
12
10
3
DrauЯen ist Blдtterfall
12
10
4
Deutsche Schulen. Wie sind sie?-
12
10
5
Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen
12
10
6
Ein Tags unseres Leben. Wie ist er?
12
10
7
Klassenfahrten durch Deutschland. Ist das nicht toll?!-
12
10
8
Am Ende des Schuljahrs ein lustiger Maskenball!-
8
8
9
Краеведение.
4
10
резервного времени для повторения пройденного
10
11
для контроля
16
16
итого
105
102
Количество часов по четвертям может варьироваться в зависимости от графика каникул.
По четвертям
1 четверть
2четверть
3 четверть
4четверть
Итого
Всего часов
27
(23)*
21
(24)*
30
31*
24
24*
102
102*
Календарный план
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки похождения
1
Воспоминания о летних каникулах
4 ч.
сентябрь
2
Краеведение:
( в рамках тем курса)
1.Моя школа.
2.Мой родной край
3.Ульяновск
4 ч.
1час - сентябрь
2 часа- март
1 час - апрель
3
Начало учебного года. Всюду ли оно одинаково?
8 ч.
сентябрь
4
Чтение - вот лучшее учение.
4 ч.
1 час в четверть
5
За окном листопад
10ч
октябрь
Ноябрь -
Немецкие школы. Какие они
8
Ноябрь
декабрь
6
Любимые и нелюбимые учебные предметы.
4 ч.
декабрь
7
Досуг. Хобби. Как для всего найти время?
8ч.
январь
8
Распорядок дня.
2
февраль
9
Коллективные поездки по всей стране - одна из традиций немецкой школы. Еда.
6 ч.
февраль
10
Наиболее крупные города страны изучаемого языка, их достопримечательности.
4 ч.
март
апрель
11
Внешность. Одежда.
8ч.
май
12
Резервное время
10 часов
1 четверть 1 час
2-4 четверть по 3 часа
13
Контроль
16 часов
Контроль чтения. Аудирования, говорения письма ( 4 вида контроля речевой деятельности в четверть
итого
102 часа
Календарно-тематическое планирование
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник “Deutsch,6 “ – состоит из 7 самостоятельных разделов, каждый раздел включает в себя информационно-тематические блоки, в рамках которых представлены разнообразные темы, отражающие сферы межличностного общения, сегодняшние проблемы молодёжи страны изучаемого языка.
Сборник упражнений.
Книга для учителя.
CD-s.
Книга для чтения. Авторы-составители Бим И.Л., Рыжова Л.И., Игнатова Е.В. М.:Просвещенние,2009г
Предполагаемые результаты:
Ученику необходимо:
Совершенствовать уже известные и наиболее важные приёмы учения – работу с текстом, выписывание, озаглавливание и т.д.
При чтении текстов использовать словообразовательный анализ, чтобы добиться понимания слова; находить незнакомое слово в словаре и определять его значение.
Вести групповое обсуждение, в том числе в виде ролевой игры.
Распознавать и полностью понимать речь товарища в ходе диалогического общения с ним, « управлять» источником информации, задавая вопросы.
Знать основополагающие языковые правила.( о порядке слов в немецком простом предложении, о наличии артикля)
Уметь высказывать своё мнение о чём-либо с элементами оценивания и аргументации; пересказывать тексты с опорой на рисунок; составлять рассказ о сказочных героях.
Знать ряд страноведческих реалий, соотносящихся с содержательным планом учебника( архитектурные особенности старых немецких городов, характеристика быта и т.д.)
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на основе локального акта общеобразовательного учреждения.
Система оценки достижений учащихся. Контролю и измерению
подлежит уровень коммуникативной компетенции, определяемый целями
обучения, и её составляющие. В качестве видов контроля выделяются : текущий,
промежуточный и итоговый.
Текущий контроль за выполнением задач обучения фактически проводится
на каждом занятии( проверка понимания прочитанного, прослушивание устных
сообщений и т.п.) Объектами контроля могут быть как виды речевой
деятельности( говорение ,аудирование, чтение, письмо) так и лексические и
грамматические навыки школьников.
Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти и
ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер и проводиться
в форме заданий со свободно конструируемым ответом.
Итоговый контроль осуществляется а конце каждого учебного года.
Проверке главным образом подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.
Главным объектом контроля являются речевые умения учащихся в аудировании, чтении, говорении( в монологической и диалогической формах) и письме на немецком языке. Контроль уровня обученности проводится в форме контрольных работ тестовых заданий, защиты проектов, чтения вслух и про себя, высказываний по темам.
Инструментарием для оценивания результатов являются контрольные работы,
словарные диктанты, тестирование, аудирование, монологические и диалогические
высказывания.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 315 часов для обязательного изучения учебного предмета «Немецкий язык» в 5-7 классах из расчета 3-х учебных часов в неделю, таким образом, 105 часов приходится на изучение в 6 классе.
Рабочая программа составлена на 105 ч. (в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ 4).
Данная рабочая программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 10% ( 10 часов) для реализации регионального компонента. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Требования к обучению продуктивным видам речевой деятельностиГоворение
На новом этапе овладение говорением носит репродуктивно-продуктивный характер, речевое действие осуществляется как с непосредственной опорой на образец, так и по аналогии с ним. Получают дальнейшее развитие механизмы комбинирования и варьирования. В большей мере проявляется речевая инициатива (особенно в условиях ролевой игры).
Требования к обучению диалогической речи
Школьникам обеспечивается возможность: 1. Вести ритуализированный (этикетный) диалог/полилог в стандартных ситуациях общения, используя соответствующие формулы речевого этикета. 2. Давать совет, положительно (отрицательно) реагировать на него. 3. Вариативно использовать известные структурно-функциональные типы диалога, комбинировать их (например, диалог-расспрос сочетать с диалогом обменом мнениями и т. п.). 4. Вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства (например: „Gehen wir ...") с опорой на образец и без него.
Требования к обучению монологической речи
Учащимся предоставляется возможность: 1. Делать краткие сообщения (о своей школе и досуге, об увлечениях и проведенных каникулах, о достопримечательностях отдельных городов Германии, Австрии, о своем родном городе или селе). 2. Кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст. 3. Выражать свое отношение к прочитанному: понравилось не понравилось, что уже было известно что ново. 4. Описывать (характеризовать) друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы (кто, каков, что делает, как, где, зачем).
Письмо
Письмо в большей мере используется и как цель, и как средство обучения. Усложняются коммуникативные задачи.
Требования к обучению письму
Ученики учатся: 1. Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения. 2. Выписывать из текста нужную информацию. 3. Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования. 4. Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.
Требования к овладению продуктивными языковыми средствамиПроизносительная сторона речи, графика, орфография Школьникам предоставляется возможность овладеть: интонацией сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; произношением и написанием ряда заимствованных слов.
Лексическая сторона речи1. Учащиеся должны овладеть дополнительно к усвоенным ранее примерно 250280 лексическими единицами, включающими устойчивые словосочетания и реплики-клише. Это лексика (в том числе реалии), характеризующая указанные ранее предметы речи:
страны изучаемого языка и в первую очередь Германию, Австрию, Швейцарию, их географическое положение, государственное устройство (в самом общем плане), природу, достопримечательности;
прошедшие каникулы;
начало учебного года, выражение мнения о том, что радует, что огорчает в школе;
погоду осенью, то, как ведут себя люди, животные в это время года;
то, как выглядят немецкие школы (снаружи, изнутри); что думают о своих школах немецкие школьники, о каких школах мечтают; что думаем о своих школах мы;
какие учебные предметы предпочитают школьники, как строится расписание уроков в немецкой школе и у нас, когда начинаются и заканчиваются уроки, как долго длятся перемены;
как важно бережно относиться к своему времени, правильно его планировать;
распорядок дня у немецких детей;
что они едят на завтрак, обед, ужин;
что делают в свободное время, чем увлекаются, о чем мечтают;
каковы их любимые литературные персонажи;
каковы их любимые животные, что значит быть другом животных;
как подготовиться к коллективной поездке класса куда-либо (выбрать маршрут, собрать предварительную информацию о городе);
на чем можно ехать;
как ориентироваться в незнакомом городе;
как заказать еду в ресторане;
как одеться в соответствии с ситуацией, модой;
2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами: а) аффиксацией: префиксом un- с прилагательными и существительными: unglьcklich, das Unglьck; б) словосложением: прилагательное + прилагательное типа dunkelblau, hellblau. 3. Использовать интернационализмы, например: das Hobby, das Tennis и др.
Грамматическая сторона речи Ученикам предлагаются для активного употребления: предложения с глаголами legen, stellen, hдngen, требующими после себя дополнения в Akkusativ и обстоятельства места при ответе на вопрос „Wohin?“; побудительные предложения типа Gehen wir! Wollen wir gehen;
Ученики учатся образовывать и использовать в речи следующие формы:
слабые и сильные глаголы с вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
сильные глаголы с вспомогательным глаголом sein в Perfekt;
Prдteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
Futurum;
степени сравнения прилагательных и наречий;
возвратные глаголы в основных временных формах: Prдsens, Perfekt, Prдteritum;
Genitiv имен существительных нарицательных;
глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Prдsens, Perfekt, Prдteritum;
предлоги, имеющие двойное управление: требующие Dativ на вопрос „Wo?“ и Akkusativ на вопрос „Wohin?“;
предлоги, требующие Dativ;
предлоги, требующие Akkusativ.
Требования к обучению рецептивными видами речевой деятельности
Данный этап характеризуется сформированностью (в основном) механизмов идентификации, дифференциации, прогнозирования и выделения смысловых вех, а также техники чтения вслух и про себя. Продолжает формироваться механизм языковой догадки (на основе сходства с родным языком, знания правил словообразования, по контексту).
Аудирование
Школьники учатся: 1. Воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале и включающие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться. 2. Воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших текстов, содержащих значительное число незнакомых слов. 3. Воспринимать на слух и добиваться понимания основного содержания небольших сообщений, содержащих значительное число незнакомых слов, путем переспроса, просьбы повторить, объяснить.
Чтение
Школьникам предоставляется возможность научиться: 1. Вычленять новые слова при зрительном восприятии текста, произносить их по уже изученным правилам чтения. 2. Пользоваться обычным двуязычным словарем для раскрытия значения незнакомых слов. 3. Членить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты. 4. Понимать основное содержание текстов, включающих неизученные слова, о значении части которых можно догадаться на основе контекста, знания правил словообразования или сходства с родным языком, а другую часть которых, несущественную для понимания основного содержания, просто опустить, проигнорировать (ознакомительное чтение). 5. Полностью понять текст, содержащий незнакомые слова, о значении части которых можно догадаться по контексту, по сходству корней с родным языком, а также на основе знания принципов словообразования, а значение другой части раскрыть с помощью анализа, выборочного перевода, используя словарь, сноски, комментарий (изучающее чтение).
Требования к овладению рецептивными языковыми средствамиЛексическая сторона речи
Объем рецептивного словаря резко возрастает за счет использования аутентичных текстов и может охватывать дополнительно около 600 лексических единиц, включая книгу для чтения. Ученики учатся распознавать структуру слова при наличии: а) аффиксации; глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа fernsehen, zurьckkommen; существительных с суффиксами -е, -ler, -um, -ik; прилагательных с суффиксами -isch, -los; б) конверсии: существительных, образованных от прилагательных, типа das Grьn, der Kranke; в) словосложения: глагол + существительное, например: der Gehweg, der Springbrunnen; прилагательное + существительное, например: die Fremdsprache.
Грамматическая сторона речи
Ученики учатся: а) распознавать структуру предложения по формальным признакам, по наличию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv и просто zu + Infinitiv;Требования к уровню усвоения иностранного языка.
Критерии оценивания
Оценка «5» за вид деятельности – говорение - в том случае, если:
объем высказывания не менее 8-10 фраз, правильно оформленных грамматически и отвечающих поставленной коммуникативной задаче;
темп речи соответствует экспрессивной устной речи учащегося на его родном языке;
высказывание логично, имеет смысловую завершенность, а также выражение собственного мнения.
Оценка «4» ставится в том случае, если:
объем высказывания не менее 8-10 фраз, отвечающих поставленной коммуникативной задаче, но имеющих грамматические ошибки, хотя акт коммуникации не нарушается;
присутствует логичность высказывания и аргументирование своей точки зрения;
Оценка «3» ставится, если:
объем высказывания составляет 9 реплик, лингвистическая правильность которых находится в пределах, когда акт коммуникации частично нарушается;
логичность высказывания, а также его связность не соответствует поставленной коммуникативной задаче, темп речи не отвечает нормам.
Оценка «2» ставится, если:
объем высказывания составляет менее менее 9 фраз, не имеет смысловой завершенности;
языковое оформление реплик полностью нарушает акт коммуникации и не соответствует произносительным нормам.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
В качестве видов контроля выделяются:
а) на уровне школы: текущий, промежуточный, итоговый и
б) государственный контроль в конце базового курса обучения.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки школьников.
Промежуточный внутришкольный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер.
Итоговый контроль осуществляется школой в конце каждого учебного года. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.
Организация учебного времени.
Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, выделение в группе подвижных подгрупп с разным уровнем обученности, учёт индивидуальных интересов и склонностей при выборе текстов для чтения и при определении домашнего задания. Увеличивается удельный вес проектной работы и проектных заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся самостоятельно решают более сложные проблемы и координируют свои действия друг с другом в соответствии с поставленной задачей.
В связи с тем, что учитель располагает резервными уроками, которые планирует по своему усмотрению, планируются сроки работы только над разделами программ.
Список литературы (основной, дополнительной)
Бергман Н.А., Натанзон М.Д. Грамматика немецкого языка, -М., 1953.
Бим И.Л., Голотина ,А.А. «Немецкий язык» - М., Просвещение, 1990
Бим И.Л., Златогорская Р.Л., Стродт Л.М., - М., Просвещение, 1978
Почитай летом. Книга для чтения на немецком языке. Златогорская Р.Л. – М., Просвещение, 1987.
Сборник стихотворений и песен на немецком языке Пособие для учащихся, составитель Серебрянникова И.И. – Просвещение, 1997
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
*диски с компьютерными играми
*диски с материалами для аудирования
*диски с заданиями
*диски со страноведческим материалом
15