Исследовательский проект по истории «Дорога на окраину империи»





ДОРОГА НА ОКРАИНУ ИМПЕРИИ.














Учитель истории МКОУ СОШ№1 Сидиропуло В.В.
ВВЕДЕНИЕ
Для человека нет выше права посвятить себя делу укрепления и процветания страны. А может ли дорога послужить Отечеству? Да! Есть в истории и такие примеры. В последней трети XVIII века Россия в силу геополитических и социально- экономических причин начинает планомерное освоение Кавказского региона. Одним из следствий и одновременно средством включения региона в состав России стало развитие дорожно – транспортной инфраструктуры. Дороги, по которым шли войска, а зачастую и прокладывались войсками, постепенно занимали свою привычную нишу в жизни региона, став основой для торговли, обмена информацией, передвижения людей, т. е. для мирной жизни.
Целью проекта является исследование обстоятельств и условий возникновения и функционирования Царицынско – Ставропольского тракта, путем собирания, анализа и систематизации фактов. Я поставила перед собой задачу представить время через призму документов, фактов, событий. Новизна работы заключается в том, что такое исследование предпринято впервые. Оригинальность выбранной темы заключается в том, что дорога представлена как нить, связующую времена и народы, уклады жизни и приемы труда, обычаи и культуру, все это вело к новому витку в развитии степной цивилизации, а в конечном итоге - к процветанию Отечества.
В свое время академик Д.И. Лихачев писал: « Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Надеюсь, что мой скромный опыт будет интересен тем, кто неравнодушен, кто ответственно относится к прошлому нашей Родины, а стало быть, и к ее будущему.


ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Книга авторов Моисеева А.И. и Моисеевой Н.И. « История и культура калмыцкого народа XVII, XVIII, XIX веков» познакомила с историей и культурой калмыков.
Статьи Плужникова И.И. « Начало», «Освоение», « Заселение», опубликованные в газете « Приманычские степи» дают широкий обзор геополитической ситуации на юге России с конца XVIII до середины XIX веков.
Из статьи « Формирование дорожно - транспортной инфраструктуры на Кавказе и в Кавказской ( Ставропольской) губернии в конце XVIII в - начале 60-х годов XIX века» (автор Р.Э. Герман ) узнаем о задачах планомерного освоения Кавказского региона и о роли дорог, а также об отличиях в развитии сел вдоль основных губернских дорог от сел, которые были вдалеке от них.
Данилевский Н.Я. « О низком курсе наших денег и новых источниках государственных доходов». С.П. 1886год. Он совершил путешествие по северному Ставрополью и изложил свои впечатления от встречи с жителями степи.
А. Бубнов « Село Рагули» - очерк учителя Рагулинского училища, который был написан в 1886 году. Впечатления очевидца чрезвычайно интересны.
Сборник архивных материалов « Административно – территориальное устройство Ставрополья с конца XVIII века по 1920 г.». Ставрополь, 2008год. Этот сборник знакомит читателя со статистическими данными по развитию поселений в Ставропольской губернии на рубеже веков.


ДОРОГИ БЫЛЫХ ВРЕМЕН И ПУТНИКИ.
Калмыцкая степь, как географическое понятие к концу XVIII века имело ориентиры: а) ниже Царицы; с севера на восток к Волге от Харабали до Астрахани простирались по луговой стороне Волги; б) по берегу Каспия и нижнему течению реки Кумы. Южная черта кочевий – берега рек Мокрой Буйволы, реки Калаус; от Реки Кугульты и Сандаты; на западе от реки Егорлык до Маныча, а затем по земле калмыцкого кочевья задонской степи до рубежей Царицына. Эта территория уже имела сложившийся уклад и была покрыта сетью степных дорог, на которой перекрещивались всевозможные пути по разным направлениям без начала и конца. Она была открыта со всех сторон, и каждый проезжающий по степи выбирал наиболее удобный путь для следования или нужный тракт. К числу наиболее важных дорог в Калмыцкой степи, относились: Астрахано- Кизлярский или линейный с ветвью на юго- запад, так называемой Чумацкой дорогой, Крымский или « Воровская дорога» с ветвями на юг и на север, дорога из Черного Яра к Крымскому тракту. Вольно в степи и ветрам и людям, беспредельно распахнута она всем. А над степью ночью открывается ещё один путь, звездный. В языках разных народов этот путь именовался дорогой, покрытой соломой, пылью, солью, пеплом, мукой. А степняки называли это звездное протяжение Чумацким шляхом, а созвездие Большой Медведицы- Чумацкий воз. Кто проезжал этими дорогами? Подхлестнув свое воображение, мы увидим кочевника, который круто осадив коня, вглядывается в воспаленный закат. Вот скачет небольшой отряд казаков, сопровождающий почту или важного чиновника из столицы, который думает о том, где конец этой полынной земли. Чаще всего на степных дорогах можно было встретить чумацкие обозы. Вероятней, торговцы- чумаки пришли в степь очень давно. Слово чумак имеет татарский корень чум – ковш, необходимый в дороге, а может их так называли, что их штаны и рубашка всегда были пропитаны дегтем, чтобы защитить себя от насекомых и гнуса. Волов они выбирали очень тщательно. Все учитывалось: и масть, и упитанность, и величина рогов, и толщина ног, и состояние копыт. В воз впрягали по паре волов, но если было нужно, то припрягали к этой паре ещё одну или несколько. Делалось это при помощи жерди, которой соединялись ярма. Самое удобное транспортное средство с широкими колесами- это мажара. Она отличалась от обычных возов особой крепостью, надежностью узлов и размерами. При их изготовлении железо не употреблялось вовсе или – крайне редко. Железо стоило дорого и потому - даже гвозди заменялись деревянными втулками или кожаными шнурками. Колеса изготовлялись из цельного куска дерева, которое парили, сгибали, а потом сушили и делали обод нужного размера. А чтобы колесо не скрипело , его мазали дегтем. Сверху мажары крыли или мешковиной, тоже вымазанной дегтем или кусками кожи. Зерно, самый ходовой товар в степи, возили в кожаных мешках. Сам чумак от непогоды мог укрыться либо под мажарой, либо под укрывкой для товара. Чумак- это не только занятие, но и уклад жизни степного человека. Одежда их проста: просторная рубаха из сплошного полотна, шаровары или штаны из грубой ткани, сапоги. Деньги или ценные вещи они прятали в кошельках- гаманах на груди или засовывали в « чересы»- широкие кожаные пояса, сшитые из двух ремней. Вот прикуплена новая или подправлена старая одежда, упакован дорожный припас, уложен инструмент – чумаки готовы в дальний путь. На переднем возу, запряженном самыми добрыми волами, ехал атаман - признанный лидер вольной торговой ватаги. С ним ехал петух « будимир» - для отсчета времени. Уходили из селения под вечер, и первый привал был недалеко от дома, для того, чтобы проверить груз, подправить возы. А с первыми лучами солнца - в путь. Где чумак стал, там его и стан. За переправу через реки, проезд по мостам с них брали плату, а также за охрану казаками или за сопровождение проводниками. Со многими народами общались чумаки на степных перепутьях, разные диковинные обычаи наблюдали.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО ТРАКТА.
Сложившаяся военно- политическая обстановка между Россией и Турцией в конце XVIII – начале XIX веков требовала от России активных и долгосрочных мероприятий по освоению и удержанию новых земель. « Только освоив земли, можно было их удержать». ( Плужников И.И. статья « Освоение», газета « Приманычские степи», Дивное, №49, 27 июня 2007год).
Указом Екатерины Великой от апреля 24 дня 1777года был утвержден доклад князя Новороссийского и Астраханского генерал- губернатора Г.А. Потемкина « Об учреждении линии от Моздока до Азова». В нем предлагалось на протяжении 700 верст оборонительной линии Моздок- Азов построить 10 крепостей и поселить в них казаков. Все необходимое для устройства крепостей казаки с семьями возьмут с собой. Они отправятся через Дубовку, Царицын, Астрахань далее по Крымскому тракту и Астрахано- Кизлярскому до мест назначения. Но этот путь был длинный и малопроизводительный. Срывались сроки строительства крепостей. Правительство и военное ведомство вынуждены искать новые , более короткие пути из центра страны на Кавказ. Ещё с петровских времен была известна дорога( тракт) от Царицына до крепости Терки и называлась Томская дорога. Но этот тракт проходил по песчаным почвам, что тормозит колесный транспорт. Здесь наблюдался недостаток воды и корма, а также отсутствие населенных пунктов со временем привели к его запустению. В результате поисков было принято решение о прокладке нового сухопутного тракта от Царицына до новых крепостей на военно- оборонительной пограничной линии Моздок- Азов. И дорога эта будет проходить по калмыцкой степи в Астраханской и Ставропольских губерниях, вдоль западного склона Ергеней, параллельно границе земли Войска Донского. Указом императрицы от 6 августа 1777года было велено этот путь проложить. Итак: это дата рождения Царицынско- Ставропольского тракта , протяженностью 457 верст. В XIX веке – это был кратчайший путь из центральной России на Кавказскую укрепленную линию. Во исполнении этого указа 500 хоперских и 700 волжских казаков, 2 батареи егерей, в сопровождении 8 эскадронов драгун Владимирского полка двинулись из Дубовки через Царицын по направлению к урочищу Маджары, вблизи которого и проходила пограничная линия. Им предстояло ее охранять и обживать.
ЧЕРЕЗ СТЕПЬ ОТ ПОСАДА ДО КРЕПОСТИ.
Маршрут этого неизвестного пути пролегал вдоль границы Астраханской губернии и Войска Донского. На западном склоне Эргеней имелся обильный подножный корм и источники воды, пригодной для питья. В качестве проводников с ними идут три калмыка Малодербетовского улуса. Они хорошо знали места водопоев. Это были либо балки, где имелось открытое излияние пресноводных ключей, либо степные реки, сбегавшие с возвышенности. Это могли быть и колодцы, по калмыцки- худуки. Вот маршрут и расстояние между переходами: с. Дубовка, на реке Волга- начало, Царицын- река Царица- 25 верст. Сарепта- колония немцев – переселенцев, р. Сарепта-28 верст, Тундутово ( ставка Малодербетовского улуса) – река Алмата- 25 верст. Стоянка на реке Алмата – Зельменеь- 25 верст, стоянка на балке Конкрюк-40 верст, стоянка на реке Акшябай-20 верст, стоянка на реке Амта-30 верст, стоянка на реке Загеста- 17 верст, стоянка на реке Джурак-60 верст, стоянка на балке Кресты-26 верст, стоянка на балке Кипты- Булук- 25 верст, стоянка у озера Амта- Нур- 28 верст, стоянка на реке Гардачи-30 верст, стоянка на реке Калаус, ( балка Амта- Худук)- 25 верст, стоянка на реке Чимрек-10 верст, стоянка на реке Калаус(с. Петровское)-40верст, конечная стоянка- урочище Маджары – 70верст. Отряд двигался спешно от водопоя к водопою, делая дневной переход в 25 – 30 верст. В местах водопоя отдыхали и люди и животные. Лошадей кормили овсом только в короткий обеденный отдых. Протоптанная казаками первопроходцами полоса в степи и стала степной дорогой, по которой после рекогносцировки и обустройства( мосты, броды, устройство спусков и подъемов на крутых склонах рек и балок) пошли первые обозы с грузом для обустройства пограничной линии. Первоначальная потребность на линии в строительных материалах, военной технике, патронах, порохе, шанцевых инструментах, рабочей силе, продуктах и иных средствах была столь велика, что обозы двигались почти сплошным потоком. В с. Петровской дорога раздваивалась. Одна ее ветвь вела в Ставропольскую крепость, другая- в Георгиевскую. Движутся партиями переселенцы во вновь основанные селения; скачут во весь опор правительственные курьеры; по пыльной дороге стремительно и днем и ночью мчатся почтовые тройки. Проехать по этой дороге го было совсем не просто. Прежде всего- из – за особенностей калмыцкой степи. Зной, пыль, снежные бураны и ветер, там всегда ветер. К погодным неудобствам добавились и иные опасности. На длинных перегонах промышляли разбойники. Грабились и военные обозы и гражданские. Этим грешили и калмыки, и шайки разбойников и ватаги казаков с Дона. Поэтому в путь отправлялись два- три раза в неделю большими партиями с воинскими обозами и под охраной служивых казаков. Дорога с момента создания является стратегическим объектом. Поэтому в 1785 году, 9 мая появляется новый указ Императрицы, по которому Потемкину Г.А. велено позаботится об обозначении границы на местности и установление казачьих кордонов вдоль границы наместничества и земли Войска Донского. И начинается новый этап в развитии тракта.
Кордоны установлены в местах стоянок у водопоев на тракте. Поэтому многие кордоны при них получили калмыцкие названия. В задачу кордонов входило предупреждение грабежей на тракте, и взаимного угона скота. В степи это случалось повсеместно. В этот процесс были вовлечены вначале калмыки и казаки, а впоследствии и переселенцы. На каждом кордоне предписывалось иметь одного урядника и восемь вооруженных конных казаков. Им предписано, постоянно разъезжать вдоль тракта, а в случае угона скота или грабежа преследовать преступников. Такая практика имела положительные результаты. Уменьшаются случаи грабежей обозов и взаимных набегов. Чтобы дорога функционировала бесперебойно, нужно было ее обустраивать. Наиболее быстрое решение – это заселение земель между Каспийским и Азовским морями, путем перевода калмыков из кочевого образа жизни к оседлому, что удержит правобережных ( кочующих по правому берегу Волги) калмыков от кочевки в Джунгарию. В случае откочевки калмыков из Астраханской губернии и без того слабозаселенный край обезлюдел бы совсем. А это могло бы отразится на обеспечении населения, воинских подразделений, действующих на Кавказе, мясом, рабочим скотом. Земля, отданная калмыкам для кочевий, как тогда говорили - была « скотным двором» России. « Откочевка калмыков создаст тот злополучный вакуум, пустоту, не заселенность территории, что может привести к серьезным проблемам в регионе. Сюда могут устремится, кочующие племена протурецки настроенных ногайцев с земель, не вошедших в состав России. В то время такое несанкционированное вторжение явится предлогом для возобновления военных действий» ( Плужников И.И., статья «Освоение», газета «Приманычские степи» , Дивное,№49, 27 июня 2007год).
ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ НОСИТ ЧЕРТЫ КОЛОНИЗАЦИИ.
30 декабря 1846 года император Николай I подписал указ « О заселении дорог на калмыцких землях Астраханской губернии», согласно которому предполагалось, учредить 44 станицы в шести направлениях дорог, в том числе и на Царицынско – Ставропольском тракте. В каждую станицу нужно было поселить по 50 калмыцких семей и по 50 семей государственных крестьян с наделением их 30 десятинами земли. Станицы предполагалось создавать вблизи или на уже имеющихся кордонах. На заставе Тундутово- станица с таким же названием, на заставе Зельмень- Садовая, на заставе Конкрюк- Обильная, на заставе Акшябай- Киселева, на заставе Амта- Заветная, на заставе Загеста- Торговая, на заставе Джурак-Ремонтное, на заставе Крест- Крестовая, на заставе Булук- Кормовая, на заставе Амта- Нур - станица Приютная, на заставе Гардачи - станица Дивное, на заставе Калаус ( Сладкие копани)- Дербетовка, а на заставе Чимрек- станица Винодельная. Кордоны оказались тем каркасом, вокруг которого формировались поселения. Они были зародышами, брошенными в благодатную почву, из которой и выросли могучие деревья, давшие прекрасные плоды – хлеб и воду, « золотое руно», кров и благоденствие тысячам переселенцев из Украины и Центральной России». ( И.И. Плужников « Начало», газета « Приманычские степи» №4,№17, 2007г. А в1847 году было создано Министерство государственных имуществ и проведена реформа государственной деревни, которая позволила активизировать колонизацию Юга.
С 1847 года Ставрополь становится столицей Кавказской губернии. В городе сосредотачивается инфраструктура не только губернии, но и всего Северного Предкавказья. Поток грузов на тракте возрастает. Меняется их перечень. В Ставрополь везут уже не только военные , но и коммерческие грузы. И, хотя перевод калмыков в оседлое состояние до середины девятнадцатого века не имел успеха, но освоение новых земель продолжалось.
ДВА « МИРА», НО СУДЬБА ОДНА.
Переселенцы встречались со многими трудностями, не смотря на правительственную дотацию. Калмыки, которым рекомендовалось жить в переселенческих селах были в крепостной зависимости от своих нойонов (ханов), и должны им платит оброк не только скотом, но и деньгами, а значит, представляли потенциально рабочую силу для найма переселенцами. С самого зарождения новых поселений колонисты стали прибегать к найму калмыков на работы в их хозяйствах, потому что их труд низко оплачивался. Впервые годы поселенцы, не имевшие рабочего скота, брали его за небольшую плату у калмыков. Впоследствии некоторые переселенцы стали собственниками большого количества скота, и теперь для ухода за скотом нанимали неимущих калмыков. Основным занятием коренного населения было экстенсивное скотоводство. Скот круглый год находился на подножном корму. У калмыков веками складывалось правило тебеневки для домашних животных в период выпадения глубоких снегов. Вперед пускали табуны лошадей, которые разгребали копытами снежный покров, поедая верхушки трав, за ними следовал крупный рогатый скот, а затем шли овцы и козы, съедавшие траву до корней. Но часто скот погибал от нехватки кормов и от лютых холодов. До прихода русских в степь калмыки не строили для скота укрытий и не заготавливали сено. Они переняли от русских методы сенокошения. Традиционно они разводили пять видов скота – крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов, овец и коз. Крупный рогатый скот славился хорошими вкусовыми качествами, а также выносливостью. Он отличался и неприхотливостью в уходе и кормлении, и высокой мясной продуктивностью. Живой вес коровы калмыцкой породы составлял 425кг. и более. Суточный удой новотельной коровы колебался от 6 до 15 литров. Трудно найти другую породу, которая могла бы так хорошо оплачивать скудный и грубый корм, который доставался этим животным. Можно предположить, что голод не был знаком переселенцам. Русские чумаки и земледельцы отдавали предпочтение неприхотливым относительно корма и водопоев выносливым калмыцким волам. Овцы составляли 70% от всего поголовья скота. Наиболее распространенной была калмыцкая курдючная овца мясного направления. Живой вес такой овцы составлял 4-5 пудов. Ее мясо имело отличные вкусовые качества. Шерсть длинная, грубая, толстая, вьющаяся. Этих овец стригли два раза в год (весной и осенью). Более ценилась осенняя шерсть, т.к. она была мягкая, и ее использовали для собственных нужд. А летнюю продавали .Тонкорунное овцеводство пришло в степь от Дона. С развитием товарного овцеводства появятся и мериносы, шерсть которых шла только на продажу. Коз в степи было меньше, они плохо выдерживали тебеневку, но быстро размножались. Их держала беднота для молока и мяса. Козья шерсть и шкура калмыками почти не употреблялась., а вот переселенцы знали, как использовать козий пух и этому научили калмыков. В степи паслись и огромные табуны лошадей калмыцкой породы. Лошадь всегда была важна для степняка. Огромные степные просторы легко преодолевались на коне. Ее использовали и в упряжке и под седлом. Она давала мясо, молоко, из конского волоса калмычки изготавливали прочные веревки. И вероятней всего, они были востребованы и переселенцами. Из шкуры этих животных изготавливали ремни, сбруи для волов, верблюдов, лошадей, из жил делали нити. А также - кожаную посуду, в частности мешки, в которых крестьяне держали зерно. Так оно в них было менее доступно для грызунов. Иметь в хозяйстве кобылицу было выгодней. У богатых переселенцев развивается коневодство. Оно имеет торговое направление. Лошадей приобретают военные интенданты для комплектования драгунских полков. Переселенцы из Орловской губернии, привели свою породу ( орловскую) в степь. Она успешно скрещивалась с калмыцкой лошадью. Верховых и рабочих лошадей зимой подкармливали сеном, смешанным с ржаной мукой, овсом и ячменем. Значительную роль в хозяйстве калмыков, а потом и переселенцев играли двугорбые верблюды – бактрианы. Их использовали в транспортных целях и для верховой езды. От них получали мясо, молоко, сырье в виде шерсти, шкур. С 1862г. по 1917 г. государство производило закупку верблюжьей шерсти для изготовления башлыков ( зимний головной убор военного). Взаимопроникновение культур было не только в методах ведения хозяйства, но и в быту.
В 1851 году в связи с « ограждением торговых путей от Волги на Кавказскую линию через земли калмыков от беспорядков и насилия» ставится вопрос « о формировании из калмыков одного казачьего полка». Решение этой задачи требуется от владельцев Малодербетовского и Большедербетовского улусов. Этот новый полк должен усилить охрану двух трактов от Царицына на Ставрополь и от Астрахани на Кизляр. На территории Большедербетовского улуса охрана тракта была усилена двумя новыми пикетами. Один из них - появился недалеко от станицы Приютная, в урочище Амтя – Нур, а другой - в урочище Гардачи. Службу там несли калмыки в количестве 14 человек. Но, не смотря на то, что жизнь в степи была суровой и требовала от людей не только огромных усилий, но и сотрудничества, взаимопомощи коренных жителей и новых жителей степи, все - же вспыхивали конфликты между переселенцами и местными калмыками. Конфликты возникали из-за сенокосов, мест выпаса скота. Иногда они принимали форму открытых столкновений. Случались пленения переселенцев, убийства и угоны скота. Приходилось вмешиваться губернским властям. Два «мира»: кочевой и оседлый, они услышали друг друга, они поняли, что разные обычаи, традиции и язык вовсе не преграда, а просто данность судьбы. А судьба теперь у них общая.. Осваивать , облагораживать и просто любить эту землю.

ВЛИЯНИЕ ТРАКТА НА РАЗВИТИЕ СЕЛ.
Через сто лет тракт имел уже иной вид. Зеленые островки сел, где проживали люди разных национальностей и укладов манят и привлекают усталых путников. Некогда пустынные места вдоль тракта были полны жизни. Ушли в прошлое опасности и лишения, связанные с суровостью Калмыцкой степи. И на тракте по - прежнем, многолюдно и оживленно. Появились даже своеобразные торговые села. В 60 -70 е годы девятнадцатого века развитие села Дивное шло быстрее, чем в окружающих его селах. В 1865 году губернское правление постановило устраивать в селе ежегодно две ярмарки: 9 марта в день 40 мучеников и 22 октября в день Пресвятой иконы Божьей Матери Казанской. А базары проходили по субботам и воскресеньям еженедельно. На ярмарки и базары привозили бакалейные, галантерейные, железные, суконные, шерстяные товары, посуду, хлеб. Но главный товар – это скот. Так 9 марта 1869года было представлено к продаже скота на 20 тысяч, а продали на 17 тысяч. Лошадей – на 22тысячи, а продали на 3 тысячи. Овец было выставлено на продажу на 30 тысяч, а продано на 8 тысяч. Всего же на одну из ярмарок было привезено всякого товара на 104тыс.161рубль, а продано на 48тыс. 911рублей. В торговые отношения были вовлечены и калмыки. Появляются специфические товары. Торговля сеном получила большое распространение. Сено приобретают крупные скотоводы, духовенство, но основной контингент покупателей состоял из русского населения. Самым ходовым товаром на ярмарках всегда был скот. Так и в конце XIX века село выручало ежегодно от продажи скота 30 -35 тысяч рублей.
Скотоводство и земледелие давали поселенцам необходимые для жизни продукты питания и сырье. Но для полноценной жизни человеку нужны и промышленные изделия. В селах ( Дивное, Рагули, Винодельное, Дербетовка) было много талантливых и трудолюбивых мастеровых людей. Они на своих подворьях или в маленьких мастерских изготавливали простые и нехитрые, но столь необходимые в быту и в хозяйстве вещи. А близость Царицынско – Ставропольского тракта делает их более востребованными. Но более полной информацией по развитию ремесел имеется по селу Дивное. Здесь дорогим ремеслом считалось бондарное ремесло, потому, что сырье, лес был привозной. В степи в ту пору деревья с необходимыми свойствами не произрастали. Его приобретали на ярмарках в городах Ставрополь и Георгиевск или везли с Кубани. Доставка леса производилась на мажарах, запряженных волами и поэтому - обходилась дорого. Цены на изделия были выше, чем в Ставрополе. В 1875 году в селе было 2 бондарных мастерских. В тот же год было 2 горшечника и 3 маслобойни. Кузниц в селе было: в 1875 году было 5, а в 1898году- 6. Необходимые для работы железо и уголь доставлялись из городов Ростова и Царицына. Мастера делают молотки, петли, зубья для борон. Лемехи, крючки, топоры, гвозди, лопаты для хозяйства. Подковы и железные элементы упряжи для лошадей. А также производили починку и оковку экипажей, телег, мажар, проезжающих по тракту. В селе имеются и колесники. Но так как доставка исходных материалов обходится дорого, то и изделия( колеса) дорогие. Поэтому мастера в основном ремонтируют старые. Сапожным мастерством занимаются многие дома, но тоже только в межсезонье. Кожевенный товар для пошива привозится местными торговцами из Ростова и Царицына. Мануфактурных лавок в 1898году в селе уже четыре. Мануфактуру везут из Москвы и Нижнего Новгорода. Выделкой овчин многие занимаются на своих подворьях. Процесс этот очень зловонный и вредный для здоровья. Есть и мастерские, которые стоит в отдалении от жилищ. Но выделанные кожи стоят дороже. Из овечьей и верблюжьей шерсти полстовалы делают полсти ( шерстяные полотна) и валенки. К числу иных занятий населения мы относим торговлю и содержание постоялых дворов, трактиров. Доставка товаров в лавки выглядит следующим образом: мануфактура доставляется из Москвы и Нижнего Новгорода, мелочный товар доставляют из Ростова и Ставрополя, бакалейный товар везут из Ростова. Владельцы лавок занимаются также и скупкой у населения хлеба, шерсти шкур и вывозят этот товар в крупные города и на близлежащие железнодорожные станции. В 1873 году в Дивном было 4 мелочные лавки и 4 трактира. А спустя два года трактиров было уже семь. В конце XX века, в 1898году в селе Дивное было: 4 мануфактуры, 1 бакалейная лавка, 5 мелочных лавок, 2 спиртовых склада, 4 хлебных склада, 1 склад с шерстью, 2 постоялых двора и 6 кузниц. Отдельных трактиров нет, так как они теперь при постоялом дворе. Чтобы убедительно проиллюстрировать влияние тракта на развитие села, я приведем подобную статистику, относящуюся к Винодельному и к селу Дербетовскому . Они расположены на тракте в 40 и в 25 верстах соответственно от Дивного. Основаны также в середине девятнадцатого века. В Винодельном, в 1898году было: 1 мануфактура, 1 бакалейная лавка, 3 мелочных лавки, 1 спиртовой склад, 5 хлебных амбаров, 2 постоялых двора , 5 маслобоен и 8 кузниц. В селе Дербетовском в том же году было: 2 мануфактуры, 1 бакалея, 1 мелочная лавка, 2 хлебных амбара, 2 маслобойни и 1 трактир. Особо нужно объяснить наличие спиртовых складов в Дивном и Винодельном, соответственно 2 и 1. В русской армии солдатам полагалась « винная порция» а некоторым этой порции было мало. Спирт и вино можно с большой выгодой обменять у населения на хлеб, скот, шкуры, шерсть. Вот и получается, что иметь спиртовые склады выгодно в селах, расположенных на тракте. В Дивном спиртовые склады и постоялые дворы держат Калинин Е.Я. и Годинов Г.Д. Кроме этого Калинин Е.Я держит мануфактурные лавки еще в Дербетовском, Кистинском, Винодельном. Он самый успешный коммерсант в округе.

.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Влияние Царицынско – Ставропольского тракта на жизнь Калмыцкой степи в разное историческое время было различным. В период с 1777года по 1846 год- транспортировка военных грузов и команд на Азово- Моздокскую линию. Население, которое проживало в трактовых селах, несло обширные дорожные повинности. В период с 1846г. по 1880е годы перевозятся уже в основном гражданские грузы, что привело к переориентации крестьянских хозяйств с земледелия ( в Калмыцкой степи оно убыточно) на скотоводство. А в начале XX века в трактовых селах востребованность продукции скотоводства приводит к постепенному переходу от экстенсивного к интенсивному скотоводству. Столыпинская реформа быстро ослабила сельскую общину, т. к. близость тракта дает больше возможностей для личности к проявлению самостоятельности. А строительство железной дороги ( первое десятилетие XXв) лишает тракт былой активности.
В работе над проектом достигнута поставленная цель и решены обозначенные задачи, комплексно исследовав историю тракта, представляю следующие результаты:
- Царицынско- Ставропольский тракт возник в 1777году как наиболее короткая и безопасная военная дорога на Азово- Моздокскую линию,
- Тракт соединил два « мира», кочевой и оседлый, обусловил их взаимопроникновение и развитие.
ВЫВОД: Тракт, возникший как военная дорога, за более чем столетнее существование превратился в своеобразную экономическую артерию, которая диктует и стимулирует хозяйственную деятельность наиболее активных граждан общества. Их деятельность привела к процветанию Отечества. Царицынско- Ставропольский тракт по своей сути являлся дорогой на окраину империи. Окраина империи- Северный Кавказ и степь не были отсталыми- они были другими. Мы преодолели конфликты и разногласия, сумели сохранить традиции. В этом залог формирования исторической памяти, которая делает Северный Кавказ и Калмыкию не только территорией, но и духовной частью Российского государства.







ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Герман Р.Э. статья « Формирование дорожно– транспортной инфраструктуры в Кавказской (Ставропольской ) губернии в конце XVIII- начале 60 х годов XIX века». Интернет.
Плужников И.И. « Начало» , « Освоение», « Заселение», газета « Приманычские степи», Дивное. 2006, 2007 г.г.
Данилевский Н.Я. « О низком курсе наших денег и новых источниках государственных доходов». С-П. 1886год
4. Бубнов А. « Село Рагули». Очерк. Ставрополь . 1886год.
5. Моисеев А.И., Моисеева Н.И. « История Калмыцкого народа XVII,
XVIII,XIX в.в” Элиста. 2006г.




.










13PAGE 15


13PAGE 141615