Урок по русской литературе для 11 класса «Царская любовь»
Разработка интегрированного урока по литературе на тему: « Всепобеждающая сила любви Марии Темрюковны к Ивану Грозному в романе в стихах «Царица» Л. Х. Балаговой».
Посвящено 455-летию присоединения Кабардино-Балкарии к России.
Подготовила: учитель русского языка и литературы
высшей категории Хутатова З.А.
МКОУ «СОШ №1» с.п.Шалушка
2012г.
Эпиграф к уроку:
Пускай скуднеет в жилах кровь,
Но не скуднеет в сердце нежность...
Ф.И.Тютчев.
Учебные предметы: литература, история, музыка.
Уровень школьников: одиннадцатый класс.
Форма учебной работы: беседа, аналитическое чтение.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, аудиозаписи, портреты: Марии Темрюковны, Ивана Грозного, автора – Л.Х. Балаговой, репродукции картин: «Джоконда», «Мадонна»
Обоснование: в программах по русской литературе, разработанных для национальных школ РФ, практически отсутствуют переводы произведений на русском языке писателей и поэтов разных народов. Проживание в многонациональной стране, такой как Россия, обязывает каждого гражданина сосуществовать с представителями всех национальностей, конфессий, религий, ради мира и жизни на Земле. В связи с этим изучение произведений писателей разных национальностей на русском языке для многонациональной страны важно, так как помогает знакомству с нравами и обычаями многих наций, т. о. прививаются понимание и терпимость, уважение и сопереживание друг к другу, способствует развитию толерантности. Такие произведения помогают вспомнить учащимся своё прошлое, быт, нравы, растерянные законы нравственности своих предков, таким образом, осуществляя связь времён, вбирая в себя всё самое лучшее, что было в жизни своих предков.
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии Л.Х. Балаговой, со своей соотечественницей, современницей, автором, которого не изучают в школе.
Познакомить учащихся с отрывками из глав романа «Царица» Л.Х. Балаговой, так как это произведение является интерпретацией поэтессы исторических событий присоединения Кабарды к России 455 лет назад.
Определить, что вбирает в себя понятие «любовь» у Л.Х.Балаговой в данном произведении.
Развивающие:
Развивать связную монологическую речь учащихся.
Развивать умение аргументировано размышлять и высказывать своё мнение.
Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с романом.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма учащихся.
Воспитывать бережное отношение к чувствам.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к роману и живописи.
Ход урока.
Введение в тему урока.
Учитель литературы:
( Фоном звучит музыка А.Вивальди "Времена года".)
Поводом для проведения сегодняшнего урока стало празднование 455-летия присоединения Кабардино-Балкарии к России. Точкой отсчёта этого присоединения послужило замужество Гошаней Темрюковны (после крещения - Мария) за русского царя Ивана Грозного. Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной. Это любовь. Чувство, которое соединило два народа. Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное, чувство вечное. Любовь - это та сила, которой движется жизнь, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить. Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет. Любовью пронизана вся жизнь. Конечно, поиски любви как идеала находят отражения в искусстве: музыке ("История любви", "Сентиментальный вальс " Чайковского), живописи ("Мадонна" Рафаэля, "Джоконда" - Леонардо да Винчи) и, конечно, литературе. Ведь во все времена писатели и поэты пытались найти "формулу" любви, ответить на вопрос, что же такое любовь.
Целевая установка:
Обратите внимание на доску: там записаны своеобразные "формулы" любви, слова о любви всемирно известных художников слова, как зарубежных, так и русских поэтов и писателей.
(Учитель литературы читает цитаты вслух, а учитель истории - исторические факты и данные)
"Тебе любовь - как высшая награда" (Франческо Петрарка (1304 -1374) – историк, поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения)
"Любовь - над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане ". (Уильям Шекспир (1564 - 1616) - великий англ. драматург, поэт, актёр)
"Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873 - 1954) – русский писатель)
"Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 - 1921) – русский писатель и поэт эпохи символизма)
Учит. лит. : Любовь неотделима от жизни, она её основа. И так, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"! Конечно же, пыталась это сделать и Любовь Хазреталиевна Балагова, в творчестве которой тема любви занимает особое место. Сегодня соприкоснёмся с творчеством Л.Х.Балаговой, поговорим о её романе - драме в стихах, определим, каково её представление о любви (её "формулу" любви) и как оно отразилось в её творчестве.
Тема урока: Откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число и тему урока: «Любовь Марии Темрюковны к Ивану Грозному в романе в стихах «Царица» Л.Х. Балаговой». (В переводе Н.Переяслова название такое)
2. Реализация индивидуального домашнего задания. Слушается доклад ученика «Жизнь и творчество Л.Х.Балаговой».
3.Слово учителя лит.: Вся жизнь Л.Х.Балаговой в её произведениях, где немало прекрасных страниц о любви. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину её чувств, тот особый мир, который вдохновляла поэтессу на создание своих произведений. В романе в стихах «Царская любовь» Л.Х. Балаговой герой - женщина. Историческое лицо – Мария Темрюковна. Поэтесса осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, её место в жизни и её судьбу. Царица, супруга Иоанна Грозного, предстаёт не как неземное создание, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть.
Давайте запишем это в тетрадь:
В романе в стихах «Царская любовь» Л.Х. Балаговой конкретный герой, обладающий чертами типичности. Это женщина. Поэтесса осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Царица, супруга Иоанна Грозного, предстаёт не как неземное создание, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть.
Л.Х.Балагова не могла себе представить, что значит жизнь без самого сокровенного её таинства - любви. В своей жизни Л.Балагова сохраняет мысль, что страстная любовь в своих возможностях может дать истинное счастье человеку и не только ему одному, но и родным.
(«В краю адыгов не кричат о чувствах,
Слова – туманят разум, как вино.
Уметь любить – высокое искусство,
И далеко не всем оно дано.
И Гошаней в своей любви дочерней
Всем мудрецам науку преподаст.
« Уж лучше смерть, чем огорчить отца мне.
Уж лучше – ад». (Часть вторая, «Гошаней. Слово об отце.»)
Учит. истории: Приведём некоторые исторические факты из жизни, а именно, о замужестве кабардинской княжны Гошаней Темрюковны. Свадьба. Через восемь дней после кончины Анастасии, первой жены Ивана Грозного, «Митрополит, Святители, Бояре торжественно предложили ему искать невесты: законы пристойности были тогда не строги». Иван намеревался жениться на сестре польского короля [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], однако последний потребовал за это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В 1560 году царь послал сватов Ф. В. Вокшерина и С.Мякинина на Кавказ «у Черкаских князей дочерей смотрети». 15 июля 1561 года княжна Кученей, «из черкас [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] девица», приехала в Москву вместе с братом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в крещении Михаилом). Им отвели хоромы вблизи Кремля. Вскоре, царь «княжне Черкасской велел быть на своем дворе, смотрел ее и полюбил». «Господине Теврюге! Аще сицевая доброта дщери твоея, а нашия великия государыни Марии Теврюговны, то государю нашему царю и великому князю Ивану Васильевичу любима будетъ, а нас онъ, государь, за сие великое дло жаловать станетъ, а сия дщерь твоя с нимъ, государемь, царствовать въ велицй славе станетъ».[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Вскоре в дворцовом Благовещенском соборе собравшимся боярам и духовенству объявили, что Гошаней готовится к обряду крещения и будет наречена Марией в во имя святой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В тот же день царь назвал ее своей невестой и по древнему русскому ритуалу вручил своей суженой кольцо и платок, унизанный жемчугом. Была крещена под именем «Мария» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. После завершения обряда крещения Иван Васильевич по обычаю преподнес Марии золотой крест-складень, а царевичи Иван и Федор вручили ей кресты, украшенные алмазами и жемчугом.
Учит. лит. : «Пусть то русский или адыг,
Сей союз вспоминает как миг
Величайший из всех мгновений,
Величайший из всех вдохновений.
Два великих, о, Солнце, народа
Устремились к союзу сегодня.
Верю: мир вы с собой привезли
Для российской и адыгской земли!...»
( Роман «Царица», часть 2, стр.81)
4. Аналитическое чтение (на фоне «Истории любви» Чайковского) отрывков второй части книги.( главы: «Слово о воде», «Притча о юном герое», «Слово о материнском молоке», «Сказка старой няни», отрывки из главы «Гошаней. Слово об отце:», отрывки из третьей части книги.) Раздаются распечатки третьей части книги – глава «Обряд венчания государя Иоанна 4 и княгини Марии Темрюковны», отрывки из пятой части (диалоги Марии и Ивана Грозного), где ярко и образно описаны отношения царицы и царя. (Стр.141-144,часть 3,стр166-169, 178, 182-183- 4 часть, из 5 части – стр. 217-218,232- 238).
Целевая установка: (работа с портретами, совместная беседа учителей русской литературы и истории)
Посмотрите на портреты царицы Марии Темрюковны (он из архива Государственной Библиотеки Осетии (Алании)), Ивана Грозного, картины «Джоконда» Л. де Винчи, «Мадонна» Рафаэля. Это лица, благодаря которым создавались шедевры в разных видах искусства, и авторы этих шедевров остались в истории навеки. Они создавались благодаря одному лишь чувству – любви. Сегодня мы коснёмся лишь одну тему из множества, которые можно выделить в романе драме «Царица». Это тема любви, любви Марии Темрюковны (Гошаней) к Ивану Грозному. Именно эту большую любовь хотела нам показать Любовь Балагова, не историю, не факты (о них уже много написано), а любовь. Любовь вроде бы ещё маленькой девочки (она была вашей ровесницей, когда выходила замуж за Ивана Грозного, ей всего 15 лет), но уже мудрую, преданную и своему народу, и своему супругу. Мария любит искренне, можно сказать до изнеможения. Эту любовь можно сравнить, наверное, только с любовью Джульетты к Ромео у У. Шекспира. Почему эта тема? Я хотела, чтобы вы ещё раз убедились в том, что любовь и уважение друг к другу творят чудеса. Это то чувство, которое связало два народа, две страны. Поистине любовь – это созидающее чувство. Так как оно создало дружбу между народами, которое длится вот уже 455 лет, в честь празднования которого мы и посвящаем этот урок.
- Пусть волею Тха твоя славная дочь Гошаней
Найдёт своё счастье в Москве – и с течением дней
С супругом-царём укрепляет Россию-державу,
Адыгам даря свою милость, защиту и славу!
(Роман «Царица», часть 2, стр.120)
Немного о произведении. Книга состоит из пяти частей. Предваряя первую часть, мы знакомимся с историей создания романа. И это идёт вместо вступления. В первой части идёт речь о гибели первой жены Ивана Грозного – Анастасии и о горе, которое испытывает царь. Митрополит Макарий и друзья царя стараются найти выход из создавшегося трудного положения. Здесь приходят к решению – женить Иоанна 4 на адыгской княжне Гошаней. Во второй части читаем о Кабарде: нравах, обычаях, мужестве мужчин-горцев, их мудрости, большой любви к своей Кабарде, читаем про неописуемую красоту девушек черкешенок, (читаются стр. 58-81 второй части романа). Также о сватовстве Гошаней. Третья часть – крещение Гошаней и её замужество. Четвёртая часть кульминационная – Мария влюбляется в мужа. Она любит искренне, жертвенно. Вокруг неё плетутся интриги со стороны людей жаждущих денег и власти. Часть пятая. Необузданный беспредел опричников, которые должны были лишь защитить царя от всяких козней против него. Отряд был создан по совету Марии, так как у отца Темрюка были преданные ему люди. Но они лишь защищали и не бесчинствовали. И в этих произволах, конечно же, обвиняют Марию.
«Такой отряд и моего отца
Сопровождал в походах и сраженьях,
Являя подвиг верного служенья,
Его спасал от яда и свинца», (стр.174,часть 4)
«Недруги злятся. Трепещет их дух.
И по Москве распускается слух,
Будто Мария – на вид, точно шёлк,
Ну, а в душе – кровожадна, как волк»
Мария страдает, Она одинока, но любовь к мужу остаётся такой же безграничной. Царица остаётся преданной своей любви несмотря ни на что. В конце концов, единственная радость в её жизни – дети умирают. А она, прожив всего восемь лет со своим супругом, тоже отравленная умирает. Книга заканчивается частью с названием – «Слово вослед событиям». Конечно же, здесь выражается мнение автора на все эти произошедшие события. Композиция романа своеобразна. Роман состоит из диалогов, монологов. Много авторских отступлений. Очень красиво и точно переплетены два жанра: роман и драма. Сплелись высокая и нейтральная стилистика. Почти все герои невымышленные, это исторические лица. Когда читаешь роман, захватывает душу. Настолько красиво, живо, образно и точно перевёл этот роман Николай Переяслов, поэт, критик, прозаик, переводчик, член Петровской Академии наук и искусств, секретарь Правления Союза писателей России. Роман читается на одном дыхании. Я лично прочитала за один час. И получила огромное удовольствие.
5."Живая" картина: Представьте себе: "Солнечный осенний день. Старый запущенный сад с длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вьются по дорожкам. Деревья стоят, усыпанные золотом листвы. На небе ни облачка. На одной из аллей стоят двое: юная и статная женщина, и высокий тёмноволосый мужчина. Это Мария и Иван Грозный. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое.
«И вот пред очи русского царя
Явилась дева, как заря, пылая.
Вся красотой нездешнею горя,
Она вошла, сердца мужчин пленяя».
«О, Боже мой! Коль дал увидеть Ты,
Как входит в дом мой Дева Красоты,
Так уж продли и дальше благодать –
Дай мне возможность ею обладать!»
Послушайте романс в исполнении М. Кристалинской и ответьте на вопросы:
1.Какой бывает любовь? (самая светлая и сильная – материнская, отеческая, сыновья, дочерня, братская, дружеская, чистая, жертвенная, взаимная – их очень много.
2. Какие чувства показывает поэтесса в диалогах Ивана Грозного и Марии Темрюковны?
3. Какой видится мир души лирического героя Марии и царя?
Дети: 1. Радость, восторг от встречи, нежные чувства.
Учит. лит. : 1. Действительно, перед нами лицо царя, который проводит приятные минуты общения с любимой. Общение с Марией для царя, как бальзам на сердце: «Мария, свет мой в непроглядной тьме!...", «Нет ни души, кому я был бы рад!» и т.д.
Дети: 2. Чувство любви воскрешает вновь царя («Голубка белошеяя моя, я смею тебе сказать, что я опять – воскрес».)
Учит. лит.: 2. Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая любовь, она возрождающая. Царь грезил о любви, которую смогла дать прекрасная Мария. Иван Грозный не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной. "Любовь приходит в русский дом не часто. Всё больше – скорбь гостит в наших краях. Но если кто-то грезит в мире счастьем, то это – я, родная, это - я...", говорит царь.
Давайте запишем вывод: Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с новой возлюбленной воспринимается как во сне.
Учит. лит. : Но как всегда в царской семье не бывает без интриг и пошлостей. Интриги плелись и здесь. Родственники умершей Анастасии, боясь за наследство, ведут разговоры с царём, что приводит к последствиям. Но Мария всё переносит с достоинством характерным кабардинской княжне, воспитанной в духе благородства. ( «Я верю – нас вдвоём ждёт счастье. Моя задача здесь – помочь, чтобы срасталось с властью А потому – сомненья прочь!»
Учит. лит.: И всё же любовь к этой женщине не смогла целиком заполнить душу царя. Мария видит пьянство и предательство царя, но опять она верит в то, что это временное помутнение рассудка и любимый вновь вернётся к ней. ( «Но Мария опять не дала себя смять и нашла в себе силы из горя восстать. Она знала – пройдёт, может, день, может, год, и опять государь ей на грудь упадёт. Станет сладко любить, о прощенье молить.» )
6. Просмотр отрывков одноименного фильма по сюжету книги Л.Х.Балаговой «Царица» и постановке Мухадина Кандур.
- Итак, какой в этом романе показана любовь? Сумели ли поэтесса и актриса передать искреннюю преданность и любовь Марии к Грозному?
Дети: Любовь для Л.Х.Балаговой сильное чувство, актрисе удалось передать это.
Учит. лит. : Одинаково ли любят трепетно и безоглядно друг друга царь и царица? (Нет. У царицы любовь первая, у царя – вторая, Мария отдаёт всю себя, а Иван Грозный – лишь снова в наслаждении.) Любовь - это источник жизни, Тютчев писал: "О, как убийственно мы любим...". В чём же убийственный характер любви Марии Темрюковны?
«Здесь нет ничего моего – ни любви, ни тепла.
Здесь нет ничего моего, кроме горя и боли.
Вокруг – только те, кто желает мне горя и зла,
Да муж, что утратил остатки сознанья и воли».
«- Я ли тебя не любила,
Муж мой, душа, государь?
Я ли тебя не молила,
Глядя в твой лик, как в алтарь?
В чувствах моих родниковых
Нет даже капельки лжи.
Нашего брака оковы –
Были легки для души!»
- - - - - - - - - - - - - - -
«Всё, что тебе было любо,
Сделалось любо и мне».
Дети: Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, смерть. Мария Темрюковна всё прощает своему любимому. Искра надежды, что любимый муж вернётся, ещё теплится в её душе. Она остаётся такой до конца своей жизни. Прожила царица всего 23 года, но она прожила её достойно, оставаясь преданной своей единственной любви. До конца своей жизни Мария оставалась с царём вместе, опекала его, угождала его капризам, старалась родить наследника. А Иван Грозный мог и изменить, не считаясь с чувствами своей супруги. А это предательство. Любовь Марии Темрюковны жертвенна.
Учит. лит.: Ребята, два героя - Иван и Мария, с помощью какого приёма показывается их характер любви? (Противопоставления.)
Учит. лит.: В тексте очень много обращений, неполных предложений, бессоюзных предложений, восклицательных предложений. Какую функцию они выполняют?
Ребята, помните у Тютчева:
«Ты помнишь ли, при нашей встрече,
При первой встрече роковой...».
Он называет встречу с любимой "роковой". Слово "рок" не раз появляется в стихотворениях Тютчева: "Две силы - есть две роковые страсти", - скажет поэт. То же и здесь. Любовь у Марии не только радость, но и борьба: настоящая любовь, как и настоящее творчество, не может существовать без препятствий, без страданий. Душа героини измучена от страданий, её сердце в вечной тоске.
«Нельзя согреться в холода
Возле костра, что нарисован».
« - Зачем мне корона? Зачем мне богатства и дом?
Я думала, здесь – меня ждут пониманье и счастье
(От этого «счастья» - мне душу сковало, как льдом),
Здесь каждый из дней – старит душу, как прожитый год.
Мне кажется, я - стала старше столетней старухи.»
Давайте запишем вывод:
Душа героини измучена от страданий, её сердце в вечной тоске. Любовь у Марии не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий
Учит. лит.: Как поэтесса передаёт трагедию любви, с помощью каких средств?
«Нет ни слезинки –
Глаза стали жёстче пустыни.
Нет ни кровинки –
Лицо, точно снег белый, стынет.
Как с этим горем душа её сладить сумеет?
Жизнь - словно море –
Безлюдною гладью синеет.
Силы уходят.
Немеет душа, холодея.» И т.д.
Дети: Эпитеты, сравнения, метафоры, анафора, синтаксические повторы и парралелизмы. (записываются примеры из текста)
Учит. лит.: В мире, где любовь должна бы по своей природе давать счастье, приносит страдание, оказывается не гармонией, а борьбой, поединком, осознанием себя как слепого орудия судьбы
7.Чтение глав романа (фоном звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского).
ВЫВОД: Любовь - по Л.Х.Балаговой - это и поединок, это и рок, и боль, это борьба, это трагедия, это блаженство и безнадёжность.
Давайте это запишем в тетрадь в виде схемы, как на доске:
Страдание борьба
безнадежность ЛЮБОВЬ поединок
трагедия Рок боль
8.Учителем зачитываются выдержки из отзывов разных писателей и критиков о романе драме в стихах «Царица» Л.Х.Балаговой и самого автора. (Смотреть приложения).
Заключительное слово учителя (на фоне "Сентиментального вальса Чайковского). И так, мы сегодня соприкоснулись с книгой «Царица» Л.Х.Балаговой. Узнали её взгляд на жизнь, которую прожила великая царица, сумевшая соединить два народа. В видении Л.Х.Балаговой любви, которую испытала Мария Темрюковна к Ивану Грозному, к этому непростому человеку, к неординарной личности была жертвенной. Но не напрасной, ведь она соединила два народа. Через столетия наш современник Андрей Вознесенский скажет: "Жизнь не туманна - она железна". В этих словах глубинная сущность многих исповеданий Л.Х.Балаговой. И для того, чтобы выстоять в этой "железной" жизни, прорваться за полосу безысходности и беспросветности, нужно, по мнению автора, в полную силу просиять во мраке окружающей тебя бездны. Что и сделала Великая царица Мария Темрюковна. Просияла во благо себя и своего народа. Потому поэтесса боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим. Я надеюсь, что вы вынесли свой урок жизни, сделали выводы, и наш урок прошёл не напрасно. Если каждый из нас будет любить другого, такого же как и он сам, просто из-за того что он человек, а не потому что, то наша жизнь будет наполнена теплом, светом и радостью. Именно поэтому наш сегодняшний урок я хочу закончить словами, вынесенными в эпиграф:
«Пускай скудеет в жилах кровь,
Но не скудеет в сердце нежность...» (записывается в тетрадях).
Наслаждайтесь жизнью, ловите каждый её миг, даря любовь. Она так прекрасна!
Запишите Д/З.: 1. Выучить понравившийся отрывок из романа.
2.Сделать анализ этого отрывка.
Приложения: 1.
книга балаговой_files/Мария_Темрюковна.htm с
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·A
·
·щ
·
·ё
·
·
·
·
·°
·р
·
·
·’
·
·
·
·
· №
·
·ш
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‚
·Ё
·
·
·
·
·
·
·
·A
·
·@ђ
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·A
·
·I
·
·@H’
·
·
·
·
·
·$щ
·$
·
·
·I
·
·
·с H
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·щ
·
·
· H
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·’
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
· щ
·
·
·
·№
·
·ЂH