Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень.


Тема: Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень.
Образовательная система: Школа 2100 Класс: 2 а
Цель: Развитие умений писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень.
Задачи:

 Развитие умения писать большую букву в топонимических названиях: стран, городов, сёл, деревень;
 Развитие чувства языка, умения улавливать связи между объектами и их названиями;
 Развитие орфографической зоркости;
 Воспитание патриотизма, гордости к родной стране и родному краю;
 Воспитание умения работать в группах.

Формируемые УУД:

Познавательные
1 .Развивать  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.  На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Развивать умение работать в паре и в группе.

Регулятивные
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные
1. Развивать умения высказывать, своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

I.
Организационный момент.
Актуализация знаний.







































7 мин
1. Организационный момент.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят,
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

Ребята, выполняя каждое задание, вы будете оценивать свои успехи при помощи смайликов.
Зелёный смайлик – справился без ошибок, всё понятно
Жёлтый смайлик – были затруднения, но справился с незначительными ошибками,
Красный смайлик – ничего не понял.

Желаю вам успеха!

Сегодня мы с вами будем путешествовать, но для начала давайте составим план урока.

2. План урока. (На доске вывешиваются карточки по ответам детей).
- Работа в тетради.
- Словарная работа.
- Повторение изученного материала.
- Определение темы урока.
- Работа по учебнику.
- Применение новых знаний.
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.


3. Работа в тетради.
-Подписываем сегодняшнее число и классная работа. Подчёркиваем все опасные места.
Слайд №2.


4.Словарная работа.
- Словарные слова вы запишите, когда отгадаете загадки.
1заг. Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается.
Слайд №3
2заг. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё что хочешь!
Слайд №4
3заг. На страничке букваря,
Тридцать три богатыря.
Слайд №5

-Давайте проверим.

Слайд №6

Оцените свою работу.

5.Обобщающая беседа по именам, фамилиям, отчествам, именам сказочных героев.

– Какие вы знаете слова, которые пишутся с большой буквы?

Слайд №7 . Работа в группах.
- Одной группе дается лист с именами, другой- с фамилиями, третьей – с отчествами, а со сказочными героями.
-Расположите эти слова в алфавитном порядке.

-Проверьте

Оцените свою работу в группах .



Проверяют готовность к уроку.
Настраиваются на работу.









Знакомятся с оцениванием.












Планируют деятельность на уроке.











Работают в тетради.





Отгадывают загадки и отгадки записывают в тетради.









Взаимопроверка.



Оценивают себя (поднимают кружок выбранного цвета).



Ответы детей (имена, фамилии, отчества, имена сказочных героев).



Работают в группах.



Группы проверяют друг - друга.

Оценивают себя.



II. Мотивирующее введение в тему урока.









·
·I. Формулирование темы и целей урока.






·V. Развитие умений – применение знания.
5мин


















8 мин









































2мин.


10мин.













































8 мин.


На доске висит «Физическая карта России».
– Что вы видите на карте? (Города, реки, моря.)
– Назовите примеры, опираясь на карту. Где искать города? Где реки, моря?
– Как они написаны?
– Это тоже имена собственные.
– Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики (слово записывается на доске) – науки, которая занимается географическими названиями. 
Слайд №8.
Сегодня только начало этого путешествия: наш путь лежит через страны, города, сёла, деревни.
– Назовите тему урока.
– Чем мы сегодня будем заниматься?



1. Коллективная игра-путешествие «Наша страна».

– Как называется наша страна? Запишите её название. Как называется это слово? Подчеркните опасные места.

Слайд №9.

– Какие страны ещё вы знаете? Запишите 2–3 названия. С какой буквы надо писать?
– Назовите столицу России.

 Слайд №10
-  Какие пословицы о Москве вы знаете?

-Запишите пословицу о Москве. ( «Москва – всем городам мать»). Как её понимаете? (На карте у Москвы ставим флажок.)
– Что знаете о Москве?
Небольшая информация о городе.
-Москва-это город-гигант, с богатым историческим прошлым, со своими уникальными традициями. Все кто приезжает в Москву, начинают осмотр с Красной площади и Кремля, история которых тесно связана с историей Москвы.
- Теперь наше путешествие из Москвы пролегает в город нашей области.
-Какой это город? Запишите название города. С какой буквы надо писать?
Слайд №11
Небольшая информация о городе.
-Архангельск-это первый морской торговый порт России. Основан город в1584году.

--Назовите посёлок, в котором мы с вами проживаем? Запишите название посёлка. С какой буквы надо писать?
Слайд №12
Небольшая информация о посёлке.
-Березник-основан в 1676году. Возникновение Березника связано с торговым путём между Москвой и Архангельском. Раньше на этом месте был только постоялый двор где, проезжие могли отдохнуть, но со временем он развивался и стал уже посёлком с численностью населения около 6000.

2.Физминутка.

3. Работа по учебнику.
-Наше путешествие продолжается. Мы познакомимся с другими городами нашей страны, выполнив упр. 154 .
-Прочитайте задание.
-Выполняем самостоятельно в тетрадях.
Небольшая информация о Золотом кольце.

- Золотое кольцо – это обобщённое, образное название нескольких старинных городов, которые прославились своими храмами, историческими памятниками. 

-Давайте проверим.

Слайд №13

Небольшая информация о Владимире.
-Город обладает уникальными историко-архитектурными памятниками. Самые выдающиеся - Успенский собор и Золотые ворота. С этого города начинается маршрут Золотое кольцо России.

Слайд №14
Небольшая информация о Костроме.
-Кострома-город стоит на двух реках - Волге и Костроме. Отсюда и название города.

Слайд №15
-Главный город нашей Родины. Достопримечательности Москвы –это Кремль, Красная площадь, Спасская башня, Успенский собор и т.д.

Слайд №16
-В городе есть много храмов и монастырей, есть даже свой Кремль. Достопр.-Рождественский собор.

Слайд №17
-Название получил город, по всей вероятности оттого, что Волга, на которой стоит этот город, делает угол.

Слайд №18
-Ярославль по праву считается жемчужиной в «Золотом кольце». Главная достопримечательность – Спасский монастырь.

Оцените свою работу.

4. Работа в парах (по упр. 156).
– Наше путешествие приближается к концу.  Вот наш дом – наш Виноградовский район. Запишите в алфавитном порядке деревни нашего района, которые записаны на карточках. 
Слайд № 19

-Давайте проверим.
-С какой буквы написали названия деревень?
Оцените работу в паре.





Отвечают на вопросы.








Формулируют тему и цели урока.







Отвечают на вопросы и записывают в тетради.



Ответы детей.





Работают в тетради.


Ответы детей.








Ответы детей и работа в тетради.






Ответы детей и работа в тетради.
















Работают самостоятельно по учебнику. Находят в карте-схеме названия старинных русских городов Золотого кольца, правильно записывают их в тетради в алфавитном порядке.



По желанию называют города в алфавитном порядке.

-Владимир.






- Кострома.





-Москва.



-Суздаль.



-Углич.



-Ярославль.





Оценивают свою работу.



На карточках, каждая пара записывает деревни в алфавитном порядке.



Проверка в парах.
Ответы детей.
Оценивают свою работу.


V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
4 мин.
-Что такое топонимика?
- Какова была цель урока? Мы справились с ней?  
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Оцените свою работу с помощью смайлика.


Подводят итоги своей работы.


Поднимают смайлик с нужным цветом.

VI. Предполагаемая домашняя работа с дифференцированным подходом.
1 мин.
Упр. 155.

Записать 4 названия любых городов ,деревень ,сёл (по желанию).