Конспект урока по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев


Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев.»Основные цели: создать условия для формирования умений писать имена собственные с заглавной буквы;

Формируемые УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, картинки для рефлексии
Сценарий урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельностиПрозвенел звонок весёлый.Вы начать урок готовы?Будем слушать, рассуждатьИ друг друга понимать.- Ребята, вы умеете преодолевать трудности?- Трудность всегда преодолевается, если, человек делает всё с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас? У каждого на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её и покажите.- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить
 II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
1. Чистописание.ГБ
- Предположите, почему мы пишем эти буквы?-Прочитайте в тетради имя собственное на букву Г ( Галя)- Какими словами можно дополнить этот ряд слов? ( Два слова )- Подчеркните в словах заглавную букву.-Прочитайте слово на буку Б (Бармалей)- Кто такой Бармалей? (Сказочный герой)- Дополните ряд слов. Подчеркните самые красивые слова.2. Постановка темы и цели урока.- Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке русского языка?- Сегодня на уроке мы будем развивать умения употреблять заглавную букву в именах собственных.3. Словарная работа.
- Отгадайте мои загадки, слова-отгадки запишите в тетрадь, в словах обозначьте ударение, подчеркните «опасные» места.
Я весь день ловлю жуков,Ем букашек, червяков.Зимовать не улетаю,Под карнизом обитаю.  (Воробей.) Летом ходит без дорогиВозле сосен и берёз,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос.  (Медведь.)
Окраской - сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая,Известная персона.Кто она?  (Ворона.) Рыжая хозяюшкаИз лесу пришла,Всех кур пересчиталаИ с собой унесла. (Лисица.)
Вертится, стрекочет,Весь день хлопочет.  (Сорока.) У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора. (Заяц.)
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. 
- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает за доской.)Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. 
III. Построение проекта выхода из затруднения. 1) Повторение о заглавной буквеПРОПИСНАЯ БУКВАБуква обычная выросла вдругВыросла выше всех букв-подруг.Смотрят с почтеньемНа букву подруги.Но почему? За какие заслуги?Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится в слове не зря и не простоБуква такого высокого роста.2)Упражнения в написании имен существительных.- Какую работу выполняет заглавная буква в словах?Вспомним правило.ИМЕНА: Андрей, ИванДядя Коля, дед Степан,Нина, Вера, Валентина,Маргарита и Марина.ВСЕ ФАМИЛИИ: Петров, Николаев, Снегирев.КЛИЧКИ: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.ГОРОДА: Москва, Казань, Тула, Харьков и Рязань.Вашингтон, Париж, Ханой-ПИШУТ С БУКВЫ ПРОПИСНОЙ!
- Назовите имена существительные, которые необходимо написать с заглавной буквы. Объясните их правописание.IV. Физкультминутка V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.Игра «Хвостоглав»-Прочитайте имена сказочных героев. в алфавитном порядке.МАЛЬВИНАРТЕМОНИЛЬСНЕГУРОЧКАЙБОЛИТ(Айболит, Артемон, Мальвина, Нильс, Снегурочка)-Прочитайте имена названных сказочных героев в алфавитном порядке и запишите их.-Как пишутся имена сказочных героев? Почему?-Напишите имя любимого сказочного героя.-После какого слова можно было бы записать его имя?
- Есть ли у сказочных героев отчества и фамилии?2.  Шуточная викторина-Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок- Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше?» (Змей Горыныч)- В какой русской народной сказке брат не послушался сестры, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)- Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали? (Золушка)
- Назовите героиню французской сказки, которая получиласвое прозвище благодаря головному убору. (КраснаяШапочка) - Герой какой французской сказки очень любил обувь и какего за это прозвали? (Кот в сапогах)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в парах «Большая или маленькая»- Спишите предложения, раскрывая скобки и выбирая букву, большую или маленькую для написания слов.
Мы были в городе (И, и)зюм, 
Там ели вкусный мы (И,и)зюм. Мой любимый пёсик (Ш,ш)арик 
Прокусил воздушный (Ш,ш)арик.
Взяла в библиотеке (Т, т)ома
Энциклопедии два (Т, т)ома. Не бойся (М.м)орозов, 
Серёжа (М, м)орозов.
Потерялась у меня (С,с)ерёжка, 
А нашёл её мой друг (С,с)ерёжка. Домик для (С,с)кворцов Делал Серёжа (С,с)кворцов.
• Коллективная проверка. Расскажите, как раскрыли скобки, объясните, какие слова написали с маленькой, а какие с заглавной буквы, почему?VII. Включение в систему знаний и повторение
Игра «Плюс - минус». 
- Прочитаем различные высказывания по изученной теме. Около истинного высказывания ставим «плюс», около ложного - «минус».
Имена пиши с большой буквы.
Имя Гулливер пишу с большой буквы, потому что Гулливер большой.
Имя Дюймовочка пишу с маленькой буквы, потому что Дюймовочка маленькая.
Матроскин - фамилию кота пишу с большой буквы, мне кот нравится.
Печкин-фамилию противного почтальона из деревни Простоквашино пишу с маленькой буквы, мне он не нравится. Рекс - пишу с большой буквы, потому что Рекс – это большая собака.
Тотошка- пишу с маленькой буквы, потому что это маленькая собачка.
Новосибирск - пишу с большой буквы, потому что это большой город.
Томск - пишу с маленькой буквы, потому что это маленький городок.
VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке - Как думаете, зачем нам нужен был этот урок?-Пригодятся ли вам знания, которые мы закрепляли, в дальнейшей жизни?-Хорошо ли вы справились с трудностями на уроке. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?-Найдите на парте солнышко и тучку.Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению..- Молодцы, у вас хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, и моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. Спасибо за урок.