Разработка урока Изобразительного искусства 7 класс.. «Сказочно-былинный жанр. Образ сказочных героев С.Т. Аксакова»
Разработка урока Изобразительного искусства
7 класс. Изображение человека в истории искусств.
«Сказочно-былинный жанр. Образ сказочных героев С.Т. Аксакова»
Романова Лариса Викторовна
МБОУ «СОШ № 132 с углублённым изучением отдельных предметов»
Ново – Савиновского района г. Казани
Казань 2016г.
Тема: Сказочно-былинный жанр. Образ сказочных героев С.Т. Аксакова
Цель урока: познакомить с творчеством писателя С.Т. Аксакова; сформировать представление о сказочно-былинном жанре; воспитать любовь к народному искусству, фольклору, уважение к труду мастера слова и мастера изображения; развить образное мышление, творческие способности;
Оборудование: презентация, репродукции картин, музыкальное сопровождение.
Урок рефлексии (систематизация и обобщение знаний и умений)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Планируемые результаты:
Предметные: умение на основе литературного произведения и иллюстраций к нему, создавать собственную творческую работу и новые художественные образы;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, понимание её, поиск нового образа сказочного героя, создание собственной творческой работы в любой технике, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного произведения, поиск личных характеристик главных героев, выделение драматического сюжета; Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, друг с другом и в группах во фронтальном режиме, озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности, комментируют их.
Личностные: проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова, формирование системы нравственных ценностей (милосердие, красота, уважение к старшим, ценности жизни).
Применяемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, творческий.
Ход урока.
Орг. Момент
Проверка готовности к уроку, приветствие.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Порой мы с вами не замечаем, что повседневность, окружающая нас, может быть интересна, привлекательна, даже красива. Бегут минуты, дни, года.
Слайд 2
День кончился. Что было в нем?Не знаю, пролетел, как птица.Он был обыкновенным днем,А все-таки - не повторится. Зинаида Гиппиус
А как иногда хочется увидеть то, что было раньше.
- Кто же может запечатлеть миг, уходящий в прошлое?
Верно, только художники или фотографы сохраняют для нас ушедшие века, года, мгновения.
- И как же называются творения художников?
Правильно, а теперь вспомним, какие жанры сюжетных картин мы с вами уже изучили
Слайд 3
Повторение изученного материала.
- Совмещаем название вида сюжетно-тематической картины с иллюстрациями:
Бытовая сюжетно-тематическая картина (события повседневной жизни)
Историческая сюжетно-тематическая картина (реальные исторические события)
Батальная сюжетно-тематическая картина (эпизоды военной жизни)
Мифологическая сюжетно-тематическая картина (описание мифических событий)
Учитель: У нас с вами осталась картина, не подходящая к предложенным жанрам. Что здесь изображено?
- Героями каких литературных жанров являются… (былина, сказка).
- Значит, мы пропустили сказочно-былинный жанр (описание сказок и былин).
Актуализация знаний.
Учитель: Кем бы ни был в жизни человек, он никогда не забудет сказки. Ведь в сказках царит настоящее счастье, красота, добро и справедливость, т.е. чудо. А этого человеку всегда не хватает в жизни.
- Определите тему нашего урока?
- Что такое сказка?
- Что такое былина?
Слайд 4
Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Былина - древнерусский героический эпос, героями которого были богатыри. Сюжетная основа - героическое событие, где "наши успешно бьют проклятых захватчиков и притеснителей Руси". Написаны особым стихом, называемым былинным. Это тонический стих, в котором одинаковое число ударных слогов в строке.
4 Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Слайд 5
Учитель: Наш народ через века пронёс былины, передавая их из уст в уста. Первый сборник былин был издан в 1804 году. В русское изобразительное искусство тема былин вошла в середине 19 века, когда в русской культуре возник интерес к народному творчеству и фольклору. Живописные полотна былинного жанра воспевают далёкое легендарное прошлое Древней Руси, открывают для современников истоки национальной культуры. Герои вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, защищали слабых и обездоленных, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей.
- Назовите известных вам художников, представителей сказочно-былинного жанра
( Иван Билибин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель и др.)
Слайд 6
Их работы помогают в наглядной форме продемонстрировать как особенности творчества художника, так специфику древнерусского общества. Очень часто на основе них изучают быт, одежду, жилища, культуру тех далеких времен. Кроме того, в этом возрасте школьники очень живо воспринимают яркие образы, и поэтому картины вышеуказанных мастеров следует анализировать в контексте произведений древнерусской литературы. Это был важнейший этап в развитии отечественной живописи, который следует выделять как отдельный период в изобразительном искусстве.
Влияние сказок и былин на русскую культуру Велико. Неоценимо. Отражение былинного творчества мы находим в сказках А.С. Пушкина, в стихотворных балладах А.Толстого. Кто не знает вторую симфонию Бородина, которая так и называется - "Богатырская"? Коль речь зашла о музыке, то как не вспомнить и оперу "Садко" Римского-Корсакова?
- А сегодня мы с вами познакомимся с великим русским писателем: Сергеем Трофимовичем Аксаковым, написавшем сказку «Аленький цветочек»
Слайд 7
Ученик 1: Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова — русского литератора.Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков — отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова - старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.Ученик 2:К вымыслу у автора «душа не лежала», а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением “Семейной хроники”» (1858).Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть… В согласии со всем Божьим миром жили и люди — старинное русское уездное дворянство, знавшее толк и в работе, и в веселье, и во всяком деле.В приложении к «Детским годам…» дана была сказка «Аленький цветочек» — самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги. И чем больше проходит времени, чем сильнее тревога за судьбу Земли и людей, тем дороже для нас слово Аксакова и важнее его совет:
Ухожу я в мир природы,В мир спокойствия, свободы,В царство рыб и куликов,На свои родные воды,На простор степных лугов,В тень прохладную лесовИ — в свои младые годы.
Слайд 8 Учитель:
-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.
-А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?
-Тогда послушайте.
Ученик 3: Сказку " Аленький цветочек" он услышал в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова - внука": "Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки, и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу", "Иванушку - дурачка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча". Как же он был поражен, когда несколько лет спустя обнаружил ещё одну такую же сказку под названием «Красавица и зверь», напечатанную на страницах переведённого с французского языка сборника «Детское училище». Через несколько лет в Казанском театре на просмотре оперы «Земфира и Азор» Аксаков узнал снова сюжет «Аленького цветочка» во всех подробностях.
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
- Вспомните и назовите главных героев сказки «Аленький цветочек» (три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское)
-Вспомните сюжет сказки, сформулируйте одним предложением ход событий в сказке, опираясь на иллюстрации.
Слайд 9
Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая - венец, средняя хрустальное зеркальце, младшая - аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в тридевятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросил за цветочек аленький одну; из дочерей, ту, которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него колдовское заклятие,
и стал чудище красавцем писаным.
- А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?
- Нет, почему? (Они не захотели выручать отца и пойти к зверю лесному.)
- Как вы думаете, любит ли купец своих дочерей?
- А какую больше всего?
Учитель: Молодцы, правильно. Послушайте, каким красивым словом пишет Аксаков:
Слайд 10
Читает ученик:
В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны — по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.
Слайд 11
5 Применение знаний и умений в новой ситуации
Работа в группах.
Учитель: Составить синквейн (работа в 3-х группах) 1-Настенька, 2-Чудище, 3-Купец
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Пример:
1. Сёстры
2. Хорошие, пригожие
3. Воображают, хвастаются, капризничают
4. Не выручат из беды.
5. Красавицы
Слайд 12
1. __________(дочь, Настенька)
2. Отзывчивая, участливая
3. Заботится, оберегает, жертвует
4. Умеет жить ради других.
5. Меньшая
Слайд 13
_________________(Чудище)
Ласковый, страшный
Надеется, оберегает, любит
Заколдованный
Зверь морской
Слайд 14
_____________________(купец)
Честный, любящий
Переживает, терпит, рискует
Держит слово
Батюшка
-Как вы думаете, кто из героев сказки нравится самому автору?
Докажите.
- Сказка «Аленький цветочек» народная или литературная?
Слайд 15
Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.
-О каких волшебных предметах идёт речь в сказке?
Слайд 16
-Как вы думаете, почему автор решил, что цветочек должен быть алого цвета?
-Вы знаете, что обозначает алый цвет?
В «Толковом словаре» В.И. Даля «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям. Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям, добрым, верным…
- А можно ли назвать сказку «Аленький цветочек» волшебной сказкой?
Докажите.
(В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, троекратность событий.)
-Какова тема сказки?
(Сострадание, верность слову, любовь)
-Какова главная мысль сказки?
(Только чистая, бескорыстная душа может разглядеть под страшным внешним обликом доброе любящее сердце. Добро и любовь побеждают зло и колдовство.
Правда на стороне добрых, справедливых, великодушных и мужественных людей.) - Так чему учит сказка?
(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Слайд 17
Учитель: Сюжет «Аленького цветочка» актуален и по сей день. Первое увидевшее свет издание сказки «Аленький цветочек» иллюстрировал художник Николай Алексеевич Богатов (1854—1935), создавший несколько чёрно-белых рисунков для альманаха «Волшебный фонарь».
Слайд 18
Известна также цветная федоскинская лаковая миниатюра «Аленький цветочек» за авторством В. Д. Липицкого (1921г.), которая встречается в росписи шкатулок.
В 1977 году использована в оформлении 16-ти копеечной почтовой марки СССР.
В театре
Слайд 19
«Аленький цветочек» — спектакль Московского драматического театра имени А. С. Пушкина по одноимённой сказке С. Т. Аксакова (премьера в 1949 году).
«Аленький цветочек» — балет на музыку Гартмана, поставленный в 1907 году в Мариинском театре.
Слайд 20
«Аленький цветочек» — балет для на музыку HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%B2,_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Корчмарёв, Климентий Аркадьевич"Корчмарёва, впервые поставленный в 1949 году в Новосибирском театре.Экранизации
Слайд 21
«Аленький цветочек» — мультфильм, (режиссёр Лев Атаманов), «Союзмультфильм» (1952 г.)
Слайд 22
«Аленький цветочек» — художественный фильм-сказка, (режиссёр Ирина Поволоцкая), Киностудия им. М. Горького (1977 г.)
Слайд 23-24
- Какие сюжеты (сцены) выбирают художники для изображения?
- Какие сюжеты зарисуете вы?
Слайд 25
Задание: На основе увиденных иллюстраций и обсуждений придумайте свой образ героя сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
Определите сюжет, продумайте композицию, работу закончите в цвете.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
-Какие задания показались вам интересными?
-Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?
- Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?
Учитель: Всем спасибо за работу, мне с вами тоже было интересно.
Слайд 26
Детские творческие работы
Домашнее задание: Ознакомиться с библейской притчей «Возвращение блудного сына»