Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка»
Тема: Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка»
Цели:
1. Формирование познавательной компетентности:
1. Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
2. Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.
3. Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.
2. Формирование личностной компетентности:
· развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание)
· развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
· воспитывать любовь к родной литературе
· воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты
3. Формирование социальной компетентности
- уметь принимать решение, делать выбор с учетом мнения одноклассников
Методическое сопровождение:
1. Учебник "Литературное чтение", 2 класс, часть 2, автор Л.Ф.Климанова, М., «Просвещение» 2011 год
2. Рабочая тетрадь "Литературное чтение», автор Л.Ф.Климанова, М ., «Просвещение» 2011 год
3. Презентация
4. Лепестки для целеполагания и планирования учебной деятельности
5. Тестовые задания для проверки понимания материала.
6. Разноцветные лепестки для самооценки
7. Кукольный театр (куклы + ширма)
Ход урока:
1. Целеполагание
2. Речевая разминка (на слайде)
Проворонила ворона воронёнка, проворонила ворона воронят (чтение через решётку)
Нет друга – ищи, а нашёл – береги (чтение вверх ногами)
Между небом и землёй
Поросёнок рылся,
И нечаянно хвостом
К небу прицепился (чтение без пробелов между словами)
Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь -
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку (чтение с частичной перестановкой букв в некоторых словах)
- Есть ли здесь хоть одна пословица? (дети читают)
- Какие еще жанры литературы здесь есть?
Дети упражняются в выразительном чтении скороговорки, загадки.
Комментарии:
Считаю важным использование в начале урока речевых разминок, способствующих правильному дыханию, развитию речевого аппарата, скорости чтения вслух и молча, повышению интереса к процессу чтения.
- О ком загадка? Как догадались?
- Кто же догадался, чему мы посвятим сегодня урок?
Учитель: вы правы, мы познакомимся с произведением о Чебурашке. Кто-нибудь знает имя автора, подарившего нам этого замечательного героя?
Звучит песня «Я был когда-то странной игрушкой безымянной…»
- Какие бы желания вы хотели исполнить на уроке чтения? Чем бы хотели заниматься, что узнать?
3. Вступительная часть “О писателе” (кукольный театр)
4. Актуализация знаний.
- Разноцветные лепесточки упали к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к Чебурашке (работа в парах).
1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.
2. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля описано слово «чебурахнуться» в значении «упасть», «грохнуться», «растянуться», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги» (скриншот). 5. Переносные значения слова «чебурашка»
6. Знакомство с произведением Э.Успенского:
А) Первичное чтение.
- Сегодня у нас комбинированное чтение. Начну я, продолжат дети, которые готовили чтение рассказа дома и, конечно же, чтение “цепочкой”.
Б) Первичное восприятие текста.
Ответы на вопросы по прочитанному отрывку.
В) Вторичное чтение текста (используется прием жужжащего чтения).
-Ребята, посмотрите на меня и улыбнитесь, кто хочет читать, кто не боится новых слов.
7. Динамическая пауза.
8. Проверка знаний. Тест.
- А теперь я предлагаю вам вместе с Чебурашкой ответить на вопросы теста.
Тест
1. Автором сказки «Крокодил Гена и его друзья» является:
А. Алан МилнБ. Эдуард Успенский
В. Алексей Толстой
2. Сказка «Крокодил Гена и его друзья» является:
А. авторской
Б. любительской
В. Народной
3. Слово Чебурашка:
А. однозначное
Б. многозначное
4. Чебурашка с друзьями строили:
А. самолёт
Б. дом дружбы
В. фабрику
5. Лучшими друзьями Чебурашки были:
А. принц Лимон
Б. крокодил Гена
В. Винни-Пух
6. Чебурашка – кто он?
А. сказочный герой
Б. реально существующее животное
Учитель:
- Поменяйтесь в парах листочками, проверим ответы. Оцените работу: нет ошибок – поставьте крестик вверху вертикальной палочки, 1-2 ошибки – посередине, 3-4 ошибки – внизу. Верните листочки товарищам.
Комментарии:
Применение на уроке тестов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
9. Проектная работа
- Я предлагаю вам оформить обложку книги Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
Для этого мы разделимся на группы: те дети, у которых на партах зелёные лепесточки с информацией о Чебурашке, подойдут к Оле, те дети, у которых листочки голубые – к Егору, а у кого малиновые – ко мне.
Проект обложки книги «Крокодил Гена и его друзья» (в программе Tux Paint в режиме онлайн 1 группа со мной, 2 группа делает обложку из геометрических фигур, 3 группа собирает обложку-пазл).
Проверка работы.
Комментарии:
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
10. Обобщение знаний. Написание синквейна.
Чебурашка
добрый забавный
чебурахаться сопереживать дружить
Чебурашка – строитель дома дружбы
Друг детей
Комментарии:
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
11. Рефлексия.
- А сейчас, уважаемые ребята, попробуйте оценить свои успехи на уроке.
У вас на столах лепестки 3 цветов:
· красный – получилось отлично,
· жёлтый – не все задания выполнил так, как хотел
· голубой – получилось не так, как хотелось.
Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его на доску вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок.
Этот букет был бы рад получить Э.Успенский. И мы с вами напишем электронное письмо, прикрепим фото этих цветов и отправим на личный сайт Э.Успенского (скриншот).
Комментарии:
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей. Данная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученных на уроке знаний.
12. Домашнее задание.
Перечитать отрывок «Чебурашка» (всем). Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка» (по желанию).