Реализация междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка (на основе разработки рабочей программы к УМК «Английский язык» 5-9 классы, авторы М.З. Биболетова,О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФБГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Реализация междисциплинарной программы «Основы смыслового
чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка
(на основе разработки рабочей программы к УМК «Английский язык»
5-9 классы, авторы М.З. Биболетова,О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева)
Выполнила:
Битюцких Алина Юрьевна –
МОАУ «Гимназия № 2» г. Оренбурга
Руководитель:
Фимина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Оренбург, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Основы смыслового чтения и работа с текстом
5
1.1.
Понятие смыслового чтения и требования ФГОС ООО к его овладению
5
1.2.
Технологии и стратегии смыслового чтения и работа с текстом
9
Выводы по первой главе
15
Глава 2. Практическая реализация стратегий смыслового чтения
16
2.1.
Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «Достопримечательности Лондона» по УМК Биболетовой М.З., 5 класс / под редакцией авторов Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н
16
2.2.
Методическое обоснование урока с позиций валеологических требований
30
Выводы по второй главе
32
Заключение
33
Список литературы
34
Приложение
36
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха – в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.
Объект исследования – смысловое чтение как универсальное учебное действие.
Предмет исследования – стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Цель работы – изучить стратегии смыслового чтения в рамках ФГОС второго поколения ООО.
Исследовательские задачи:
проанализировать и обобщить изученную информацию о понятиях:
«чтение», «смысловое чтение», «стратегия», «стратегия чтения» в педагогической и методической литературе;
изучить стратегии смыслового чтения на примере технологии развития критического мышления;
составить технологическую карту урока;
методически обосновать разработанный урок.
Структура работы:
1) введение;
2) теоретическая глава;
3) практическая глава;
4) заключение;
5) список литературы;
6) приложение.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
Понятие смыслового чтения и требования ФГОС ООО к его овладению
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Такой подход нашел отражение в нормативных документах, которые, с одной стороны, отражают государственный заказ общему образованию, с другой стороны, определяют его содержание. Неслучайно Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» [10].
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека [11].
А.Н. Леонтьев назвал чтение «формой соучастия человека в мире», и неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Он пришёл к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих
индивидуальных особенностей и опыта [5].
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [2].
В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:
осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [8].
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных
текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. В узком смысле чтение – это процесс восприятия текста. Смысловое же чтение – это погружение в текст, понимание его внешнего и скрытого плана, интерпретация текста [4].
Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
Смысловое чтение, по убеждению В.Н. Мишаковой, не должно рассматриваться как вид чтения, а, скорее всего, характеризовать уровень чтения. Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.
Обусловленность вида чтения его целью очевидна, от этого, в свою очередь, зависит выбор механизма чтения, по этой причине младших школьников необходимо учить различным стратегиям чтения. Однако они, как правило, используют один и тот же механизм и при чтении художественного текста, и при работе с научно – познавательными текстами [7].
Требования ФГОС ООО к овладению смысловым чтением.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации [8].
Технологии и стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смыслового чтения.
Стратегия – это план – программа совместной деятельности, где обучающийся очень много работает самостоятельно под руководством педагога. Т.е. учитель сначала показывает ему, как что-то нужно выполнить, потом они делают это вместе с учителем, далее в парах, вместе с учащимися, а затем ученик может работать самостоятельно дома или в любом месте [6].
Термин «стратегии чтения» родился на заре психолингвистики, и его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса. Основополагающим для всех последующих работ по данной теме, стало самое общее определение Джерома Брунера – английского психолога. Среди российских ученых и педагогов, занимающихся данной темой можно выделить Владимира Алексеевича Артемова, Ирину Алексеевну Зимнюю, Наталью Николаевну Сметанникову.
Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения целей – полноценного освоения содержания текста. Если говорить о сегодняшнем дне, то стратегий и тактик чтения, разработано около сотни.
В реальном учебном процессе применяется примерно тридцать из них, при этом их можно разделить на следующие виды:
стратегии продвижения чтения книг;
стратегии предтекстовой деятельности (в таб. 1);
стратегии текстовой деятельности (в таб. 2);
стратегии послетекстовой деятельности (в таб. 3);
стратегии компрессии текста;
общеучебные стратегии;
стратегии развития словаря [9].
Стратегии предтекстовой деятельности (в таб. 1) представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю
понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап
предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат.
Таблица 1
Стратегии предтекстовой деятельности
Название стратегии
Цель стратегии
«Мозговой штурм»
и
«Ориентиры предвосхищения»
Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
«Глоссарий»
Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
«Батарея вопросов»
Припоминание важной информации, касающейся темы текста.
«Предваряющие вопросы»
Актуализация имеющихся знаний по теме текста.
«Рассечение вопроса»
Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
При использовании стратегии «Глоссарий» возможен следующий ход работы. Учитель: Классифицируйте представленные слова на 2 группы по темам «Достопримечательности России» и «Достопримечательности Лондона» (Приложение 1).
Таблица 2
Стратегии текстовой деятельности
Название стратегии
Цель стратегии
1
2
«Чтение в кружок (попеременное чтение)»
Проверка понимания читаемого вслух текста.
Продолжение таблицы 2
1
2
«Чтение про себя с вопросами»
Научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
«Чтение с остановками»
Управление процессом осмысления текста во время его чтения.
«Чтение про себя с пометками»
Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ
Таблица 3
Стратегии послетекстовой деятельности
Название стратегии
Цель стратегии
«Отношения между вопросом и ответом»
Обучение пониманию текста.
«Вопросы после текста»
(«Таксономия Б. Блюма»)
Проверка понимания текста с помощью критического анализа.
«Тайм-аут»
Самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
«Проверочный лист»
Проверка понимания текста.
Развитию навыков смыслового чтения также эффективно способствует применение технологии критического мышления.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно осмысливать, структурировать и передавать полученную информацию.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
предметных (новые знания по конкретному предмету).
Базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и методы.
Первая стадия – вызов.
Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме).
Некоторые приемы стадии «вызова»: «Кластер», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний», «Толстые и тонкие вопросы» и др.
Вторая стадия – осмысление.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
осуществляют контакт с новой информацией;
пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
Приемы данной стадии: «Инсерт» (чтение с пометками), «Сводная таблица», «Зигзаг», «Фишбоун», «Чтение с остановками» и др.
Третья стадия – рефлексия.
На этой стадии учащиеся должны попробовать выразить новую идею информации собственными словами. Лучше всего усваивается то, что самими усвоено и выражено своими словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.
Приемы, которые используются на этой стадии: «Синквейн», «Кластеры», «Самоанализ», «Шесть шляп критического мышления», «Эссе» и др.
Алгоритм написания синквейна:
1 строка – одно слово (существительное), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдет речь в синквейне;
2 строка – 2 прилагательных, описывающих признаки объекта;
3 строка – 3 глагола, описывающих характерные действия;
4 строка – фраза из 4 слов на эту тему;
5 строка – суть предмета или объекта (Одно существительное или фраза)
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке [3].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на самоопределение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» и «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Технология критического мышления активно применяется при обучении смысловому чтению. Она наполнена богатым содержанием и многие ее приемы позволяют формировать личностные, познавательные виды учебной деятельности обучающихся, что соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам.
ГЛАВА 2. Практическая реализация стратегий смыслового чтения
2.1 Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «Достопримечательности Лондона» по УМК Биболетовой М.З., 5 класс / под редакцией авторов Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.
Тема
Discovering sights of London.
Цель урока
Познакомить обучающихся с достопримечательностями Лондона.
Тип урока
Урок освоения новых знаний.
Планируемый результаты
(задачи урока)
Предметные умения
УУД
вовлечь обучающихся в учебный процесс;
повторить и обобщить лексику по теме «Достопримечательности России»;
выявить затруднения и определить проблемы;
организовать чтение текста по технологии «Чтение про себя»;
организовать решение проблемы после работы с текстом;
проведение динамической паузы;
использовать технологию стратегию послетекстового чтения (кластеры);
проверить знания, полученные в ходе урока;
использовать знания на данном этапе урока;
определить, достигнуты ли цели урока (синквейн).
Личностные:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, смыслообразование;
знание основ здорового образа жизни,
здоровьесберегающих технологий.
Регулятивные:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителей ориентиров действия в новом учебном материале;
прогнозирование как предвидение будущих событий и развития процесса;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; планирование;
умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
ориентация в ситуации, принятие решения, оценка результата, самоконтроль.
Познавательные:
поиск информации, выбор необходимой информации, высказывание своего мнения
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии;
умение структурировать знания, освоение поискового и изучающего чтения; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение; применение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;
обобщение предметных понятий, умение сравнивать, анализировать, структурировать текст, выделять главное;
находить в тексте требуемую информацию;
умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
постановка вопроса, построение речевых высказываний, работа в парах, группах, распределение ролей и формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать, сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение выражать свои мысли, умение сотрудничать с партнером при решении совместной деятельности;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
выражает собственное мнение и позицию, аргументирует собственное мнение, осуществляет взаимный контроль, взаимопомощь.
Основные понятия
Лингвострановедческий материал (достопримечательности Лондона)
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
География,
история.
Индивидуальная, групповая, парная,
фронтальная.
Компоненты УМК, дополнительные материалы, в т.ч, раздаточные (карточки); карта Лондона; аудио-визуальные и мультимедийные средства обучения, фотографии с достопримечательностями Лондона, игрушечный самолёт.
Содержательный аспект
Урок по теме «Достопримечательности Лондона» (Unit 3, Section 2) для учащихся 5 класса общеобразовательной ступени направлен на совершенствование навыков освоения новых знаний [1]. На уроке формируется умение решать учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста, отношение к развитию интереса обучающихся к культуре изучаемого языка.
Воспитательный потенциал содержания урока – формирование учеников уважение и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка, воспитание культуры общения, воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Особую значимость имеет вовлечение обучающихся в культуру страны
изучаемого языка.
Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу, самооценку, взаимопроверку.
В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация:
к дальнейшему изучению объектов культурного наследия;
выучить и совершенствовать английский язык с целью путешествия.
Место урока в системе уроков:
Unit 3, Section 2, Lesson 5.
Тип урока – урок освоения новых знаний.
Технологии, методы и приемы обучения:
коммуникативная технология;
технологии развития критического мышления средствами чтения;
технология обучения в сотрудничестве.
Приёмы работы: глоссарий, кластер, синквейн, тонкие и толстые вопросы, чтение про себя, мозговой штурм, дискуссия.
4. Формы организации деятельности учащихся:
фронтальная форма (на этапе мотивации, рефлексии);
групповая (на всех этапах урока);
индивидуальная (на этапе построения проекта выхода из затруднений – чтение текста про себя).
5. Технология проведения урока (этапы):
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний и пробное учебное действие (Приложение 1).
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта (Приложение 2).
Динамическая пауза.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (Приложение 3).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Приложение 4).
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
6. Ход урока (с методическим обоснованием)
Технология проведения урока
(Этап урока,
его цель)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
(с указанием оргформы)
Формируемые УУД
Используемые ресурсы, приемы
Мотивация к учебной деятельности
Учитель приветствует обучающихся, и просит обратить внимание детей на самолет, который стоит на его столе и мотивирует их к речевой деятельности:
Do you like travelling?
What countries would you like to visit?
Учитель делит класс на 4 группы и просит посмотреть видеофрагмент и записать необходимую информацию о достопримечательностях.
Today we are going to fly to interesting places.
Let's look at the whiteboard and watch the video.
While watching you should write sights which you will see and hear.
-Which city is it in the video?
-Would you like to visit it one day? And what about you?
-What famous sights can you name?
-Tell me what the topic of our lesson is.
You are right. Today we are going to speak about places of interest. Where do people speak English? There are many countries where people speak English but today we will speak about London.
Обучающиеся смотрят на самолет и работают по цепочке, задавая и отвечая на вопросы учителя.
Обучающиеся в процессе просмотра видео, выделяют достопримечательности и записывают их.
Предположения обучающихся, высказывание своего мнения.
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, смыслообразование.
Коммуникативные: постановка вопроса, построение речевых высказываний, работа в парах, группах, распределение ролей и формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Познавательные: поиск информации, выбор необходимой информации, высказывание своего мнения.
Игрушечный самолет, мультимедийный комплекс,
видеоролик. Групповая работа, фронтальная работа. Приёмы: «Тонкие и толстые вопросы», мозговой штурм.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Представленные слова классифицировать на 2 группы по темам «Россия» и «Лондон».
There are some word combinations in your cards. Your task is divide word combinations in two columns according to their meaning
The Bolshoy Theatre
The Kremlin
Trafalgar Square
Westminster Abbey
The River Volga
Big Ben
Tower of London
Tower Bridge
Red Square
The Houses of Parliament
The River Tames
The Tretyakov Gallery
Деление класса на четыре группы, выделение знакомой лексики и составление предложений, работа с незнакомыми словами, используя лингвострановедческий справочник.
-Which words and word combinations don’t you know? If it is necessary, use the Cultural Guide.
Обучающиеся группируют ЛЕ согласно заданию.
Выделение знакомой лексики, составление слов и словосочетаний, выделение новых слов, значение которых затрудняются определить, их поиск в лингвострановедческом справочнике.
Регулятивные:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителей ориентиров действия в новом учебном материале;
основам прогнозирования как предвидение будущих событий и развития процесса;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; планирование.
Познавательные:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии.
Интерактивная доска, учебник (лингвострановедческий справочник), карточки с заданием.
Групповая работа.
Приёмы: «Глоссарий», группировка.
Выявление места и причины затруднения.
Групповая работа по карточкам, проверка, обсуждение и выявление затруднений.
-Fill in the gaps and complete the sentences with the correct names of the places.
Групповая работа по карточкам и высказывание своих точек зрения.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать, сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Карточки с заданием.
Групповая работа.
Приёмы: мозговой штурм,
дискуссия.
Построение проекта выхода из затруднения.
Организация плана построения выхода из затруднительной ситуации и чтение текстовой информации.
При необходимости учитель оказывает помощь.
Организация составления краткого резюме прочитанных текстов в группах, и сопоставление рассказов с изображениями достопримечательностей.
-Open your books, find Ex. 29 p. 95, read the texts in groups and give the summary of them matching with photos.
Построение плана выхода из затруднительной ситуации, работа в группах с текстовой информацией.
Чтение текстового материала в группах и составление их краткого содержания.
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Регулятивные:
умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
Познавательные: умение структурировать знания, освоение поискового и изучающего чтения; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учебник, фотографии с изображениями достопримечательностей.
Групповая, парная и индивидуальная работа.
Приём «Чтение про себя»
Реализация построенного проекта.
Проверка и коррекция ответов, устранение затруднений в заданиях по карточкам.
-Look at the cards and correct the wrong answers from the texts.
Обучающиеся возвращаются к заданию на карточке и проверяют правильность его выполнения.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение; применение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Учебник, карточки с заданием.
Групповая работа.
Приёмы: мозговой штурм,
дискуссия.
Динамическая пауза.
Организация зарядки.
Выполнение зарядки.
Личностные:
знание основ здорового образа жизни,
здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесбере
гающие технологии, видеоролик.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Составление кластеров на основе прочитанной текстовой информации и составление предложений с выделенными словами (Приложение 3).
Составление кластеров в группах.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
умение выражать свои мысли, умение сотрудничать с партнером при решении совместной деятельности.
Кластер,
работа в группах с текстами.
Приём «Кластеры».
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Сравнение кластеров учеников и проверка по эталону (Приложение 4)
Сравнение кластеров и проверка по эталону.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция.
Познавательные: обобщение предметных понятий, умение сравнивать, анализировать, структурировать текст, выделять главное;
находить в тексте требуемую информацию.
Кластеры-эталоны.
Работа с эталоном в группах.
Приём «Кластеры».
Включение в систему знаний и повторение.
Составление путеводителя по карте, отправной точкой которого является Oxford Street.
Составление путеводителя по карте.
Регулятивные:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
ориентация в ситуации, принятие решения, оценка результата, самоконтроль.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Карта, карандаши.
Работа с картой в группах.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Составление синквейнов по теме урока для оценки учащимися собственной деятельности.
What have you learnt at the lesson?
What was new for you?
What was the most difficult for you today?
Организация,
обсуждение и запись домашнего задания. (p. 96 Ex. 31, learn the words by heart)
Составление синквейнов.
Тема (слово, понятие) – London
Два прилагательных, показывающих отношение к теме – beautiful, interesting
Три глагола: visit, walk, admire
Предложение в 4 слова: I will visit London.
Эмоциональное отношение к теме: It’s amazing!
Ответы на вопросы учителя.
Запись домашнего задания в дневник.
Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: выражает собственное мнение и позицию, аргументирует собственное мнение, осуществляет взаимный контроль, взаимопомощь.
Групповая работа, фронтальная работа.
Приём «Синквейн».
2.2 Методическое обоснование урока с позиций валеологических требований
На уроке использованы различные виды деятельности (мотивация, актуализация знаний и пробное учебное действие, выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднений, реализация построенного проекта, первичное закрепление с комментированием во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Приложение 1), включение в систему знаний и повторение, рефлексия учебной деятельности на уроке).
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности соответствует норме.
В целях эффективности урока чередование видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) проводится через 10 минут.
Такие методы как активные методы (ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки) способствуют концентрации внимания учащихся в течение всего урока.
Место и длительность применения информационных технологий разработаны в соответствии с гигиеническими нормами.
Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке с помощью динамической паузы.
В конце урока учитывается то, что через 45 минут наступает момент утомления учащихся и снижение их учебной активности, поэтому проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом.
Приложения: видеофрагменты для этапа мотивации и динамической паузы, презентация, карточки с заданием, кластеры, синквейн, фотографии с изображением достопримечательностей Лондона.
Рефлексия конструирования урока
При конструировании данного урока мы отталкивались от принципов
построения урока на основе системно-деятельностного подхода для формирования универсальных учебных действий обучающихся. В целях повышения мотивации к учебной деятельности нами были подобраны различные виды и формы работы обучающихся на уроке. Одним из важных этапов урока является рефлексия, которую мы старались сделать более интересной для детей.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Итак, на основе теоретических знаний о стратегиях смыслового чтения и работы с текстом, нами была разработана технологическая карта урока английского языка на тему «Достопримечательности Лондона» в 5 классе на базе УМК «Английский язык», авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. В системе уроков данный урок является пятым в разделе 2 по теме «Faces of London». Тип урока – урок освоения новых знаний. Цель урока – познакомить обучающихся с достопримечательностями Лондона.
Согласно требованиям ФГОС, строго соблюдались этапы проведения данного типа урока. Также следует отметить, что урок был построен на основе приёмов технологии критического мышления, которая является неотъемлемой частью обучения смысловому чтению и работе с текстом.
На стадии «Вызов» использовались такие приёмы работы, как «толстые и тонкие вопросы», «мозговой штурм», «глоссарий», «дискуссия».
На стадии «Осмысление» – приём «чтение про себя».
На стадии «Рефлексия» - приёмы «кластеры» и «синквейн».
Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новые знания с уже имеющимися представлениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения теоретических источников по проблеме обучения смысловому чтению и работы с текстом, мы пришли к выводу о том, что данная проблема является актуальной в ходе модернизации основного общего образования. ФГОС подчёркивает важность обучения смысловому чтению и работы с текстом в основной школе как на родном, так и на иностранном языках и отмечает, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер. Данные умения чтению относят к универсальным учебным действиям.
Нами были рассмотрены понятия «смысловое чтение» и «стратегия смыслового чтения».
При обучении смысловому чтению необходимо формировать стратегии смыслового чтения, различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Продуктом нашей работы является технологическая карта урока английского языка, в которой мы использовали известные нам стратегии смыслового чтения, такие как «Глоссарий», «Кластеры», «Синквейн», «Чтение про себя», «Мозговой штурм», «Дискуссия», «Тонкие и толстые вопросы».
Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном, оно включает процедуру обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста и способы работы с ним.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Английский язык. 5 класс: учебник / М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. – М.: Титул, 2014. – 208с.
Антифеева, О. Формирование компетенций смыслового чтения / О., Антифеева // Учитель. – 2013. – № 1. – 31-36.
Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждении / С.И. Заир-Бек. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
Коротаева, Т.В. Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения / Т.В. Коротаева // Управление начальной школой. – 2014. – № 12. – 12-17.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. – 584 с.
Масленникова, О. Роль смыслового чтения в достижении метапредметных результатов в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации нового поколения ФГОС / О., Масленникова, Е. Чолахсаева // Учитель. – 2014. – № 6. – 11-18.
Мишакова, В.Н. Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии: методическое пособие / В. Н. Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. – 105 с. (ФГОС второго поколения)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / под ред. И.А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2014. – 342с. (Стандарты второго поколения)
Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / под ред. И.А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2014. –
48с. (Стандарты второго поколения)
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Использование стратегии «Глоссарий», классифицируя представленные слова на 2 группы по темам «Достопримечательности России» и «Достопримечательности Лондона» на 2 этапе «Актуализация знаний и пробное учебное действие».
The Bolshoy Theatre
The Kremlin
Trafalgar Square
Westminster Abbey
The River Volga
Big Ben
Tower of London
Tower Bridge
Red Square
The Houses of Parliament
The River Tames
The Tretyakov Gallery
Приложение 2
Задания по карточкам – 5 этап «Реализация построенного проекта»
Complete the sentences with the correct names of the places.
1. ___________________ is one of the most famous clocks in the world.
2. ___________________ are the buildings where the British Parliament sits.
3. __________________ is the most famous bridge in London.
4. __________________ is the most well-known English church.
5. __________________ is London’s ancient fortress.
Приложение 3
Составление кластеров на 7 этапе «Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Рис. 1 Составление учениками кластера «Big Ben».
Рис. 2 Составление учениками кластера «Tower of London».
Рис. 3 Составление учениками кластера «Westminster Abbey».
Рис. 4 Составление учениками кластера «Houses of Parliament».
Приложение 4
Составление кластеров на 8 этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».
Рис. 1 Составление учителем кластера «Big Ben».
Рис. 2 Составление учителем кластера «Tower of London».
Рис. 3 Составление учителем кластера «Westminster Abbey».
Рис. 4 Составление учителем кластера «Houses of Parliament».
13PAGE 15
13PAGE 142915
15