Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с применением элементов технологии наглядного моделирования «Теремок»
Приложение №20
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
с применением элементов технологии
наглядного моделирования
«Теремок»
Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2015 г.
Цели:
Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны, перелетными птицами.
Формировать умение детей воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, при помощи метода моделирования.
Развивать связную речь: умение интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы знакомой сказки в процессе пересказа.
Активизировать в речи слова и выражения: перелетная птица, скворец, скворушка, скворечник.
Закрепить умение называть характерные признаки внешнего вида сказочных персонажей.
Развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к сказкам, любознательность. Воспитывать чувства доброты и любви к птицам.
Вид детской деятельности: речевая
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Речевое развитие, Чтение художественной литературы, Музыка, Познание.
Используемый материал: фигурки животных из настольного театра «Теремок»; мнемотаблица по сказке «Теремок»; диск с записью птичьих голосов; белые листы размером А4, кружочки разного цвета и величины на каждого ребенка.
Ход ООД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Давайте с ними поздороваемся.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
«Минутка дружбы».
Воспитатель: А теперь станем в кружок (дети становятся в круг, держатся за руки).
Вот ладошка, вот ладошка.
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
(Дети проговаривают слова вместе с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, какое у нас сегодня замечательное утро. Посмотрите в окно.
( Рассказывает стихотворение Светланы Сахаровой).
Утром солнышко проснулось
Потянулось, улыбнулось
Стало солнце припекать,
И вокруг все согревать.
Начал таять вдруг снежок,
Превратился в ручеек.
Какое время года наступило? (Весна)
Звучит фонограмма птичьих голосов.
Воспитатель: Ребята, что вы слышите?
Дети: Птицы поют.
Воспитатель: Как поют птицы?
Дети: Радостно, весело, громко.
Воспитатель: Птицы радуются, что закончилась долгая зима, и они вернулись из теплых стран.
Дети садятся на стульчики.
2. Сюрпризный момент.
В групповую комнату «влетает» птица.
Воспитатель: «Посмотрите-ка, у нас гость. Это перелетная птица – скворец. ( Дети повторяют). Здравствуй, скворушка. Что тебя к нам привело?
Скворец приветствует детей.
Скворец: Я прилетел из далёких стран, через моря и океаны, через сказочные страны. Прилетел в вашу группу не случайно. На своих крыльях я принес мешочек с заколдованной сказкой, который мне передали из страны Сказок.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там. (Вытаскивает разноцветные бусинки и раздаёт детям). В этих бусинках спрятаны сказочные герои. Повесьте эти необычные бусинки себе на шею. Тут ещё имеются герои сказок. А давайте узнаем, из какой сказки эти персонажи?
Воспитатель выставляет на стол фигурки животных, изображающие персонажей данной сказки. По ходу выставления фигурок, дети характеризуют каждого героя: (отвечают на вопросы: какой по размеру? Какой по цвету? Какой по характеру?
Мышка - маленькая, серенькая, быстрая, юркая.
Лягушка зелёная, маленькая, квакающая.
Заяц – среднего размера, серый, трусливый.
Лиса - рыжая, среднего размера, хитрая, плутовка.
Волк - большой, серый, злой, зубастый.
Медведь - большой, коричневый, добродушный, косолапый.
Воспитатель: Как называется сказка, в которой живут эти герои?
Дети: «Теремок».
Воспитатель: А теперь ребята, покажем птичке, как мы умеем строить теремок с помощью пальчиков.
3. Динамическая пауза «Теремок»
Стоит в поле теремок (поднять руки над головой домиком)
Он не низок, не высок (опустить руки через стороны вниз)
На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)
Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили (вращение ладонями)
Потянули и открыли (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на свои волшебные бусинки. На какого героя похожа ваша бусинка?
- Маленькая серая – на мышку.
- Маленькая зеленая - на лягушку.
- Средняя серая - на зайчика.
- Средняя оранжевая - на лису.
- Большая серая - на волка.
- Большая коричневая - на медведя.
Воспитатель: А теперь давайте с помощью этих бусинок построим сказку «Теремок ». Встанем около домика в таком порядке, в каком подходили сказочные герои к Теремочку.
4. Моделирование сказки «Теремок».
(Дети присаживаются за столы, на которых приготовлены атрибуты на каждого ребенка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит лист. А что изображено на листе?
Дети: Домик.
Воспитатель: Давайте выложим по порядку кружочки и покажем, кто за кем приходил в теремок. А ты, Скворушка, посмотри, правильно дети прикладывают кружочки.
Воспитатель: Кто первым пришел в теремок? Прикладываем круг рядом с домиком, чтобы на белом листе уместились все герои.
Скворец: Какие вы молодцы!
Скворец: А вы мне расскажете эту сказку?
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем рассказывать сказку. Будьте внимательными, кто-то начнет сказку, а кто-то будет продолжать.
6. Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы.
Дети с помощью воспитателя и составленной модели рассказывают русскую народную сказку «Теремок».
Скворец: Спасибо вам, ребята, за сказку. Мне очень понравилось у вас. А теперь я полечу дальше. Мне необходимо найти себе домик.
Воспитатель: Подожди, скворушка, дедушка Полины смастерил для тебя и твоих друзей скворечник. Мы сейчас оденемся, выйдем вместе на улицу. Нам Валерий Михайлович повесит скворечник на дерево.