Урок по литературному чтению на тему Герои Отечественной войны 1812 года (3 класс)


Урок по литературному чтению в 3 классе
«Герои Отечественной войны 1812 года»
Автор: Эрлих Оксана Викторовна
Цель: формирование представлений учащихся об основных событиях Отечественной войны 1812 года, исторических личностях, сыгравших значительную роль в исходе войны.
Задачи: - познакомить с подвигами героев войны с французами;
- развивать долговременную память, произвольное внимание, логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывать чувство гордости за героическое прошлое страны, чувство патриотизма, стремление подражать героям прошлого, чувство сострадания к погибшим солдатам.
Оборудование: презентация, тетради, конверты.
Ход урока
Организационный момент.
Работа над новой темой.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. У вас появится возможность заглянуть в историю нашей страны и узнать то, что раньше было для большинства из вас неизвестно. На уроке вы узнаете об Отечественной войне с французами, которая произошла в 1812 году и, конечно, о людях, которые ценой своих жизней, приближали победу России с иноземными захватчиками.
В начале 19 века вся Европа была захвачена французской армией во главе с Наполеоном Бонапартом. Европейские города сдавались Наполеону быстро и даже встречали с почетом своего победителя. Этот полководец мечтал завоевать весь мир.
В 1812 году наполеоновская армия вторглась в Россию. Хорошо подготовленная армия быстро стала продвигаться вглубь страны, и русский император назначил командовать русской армией Михаила Илларионовича Кутузова, старого, мудрого генерала.
Кутузов начал подготовку к решающему сражению и избрал для него поле недалеко от села Бородино.
Чтение отрывка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Чтение отрывка учителем.
Учитель: Как поэт описывает Бородинское сражение?
Что мы узнаем из стихотворения?
(Ответы детей.)
Учитель: Недаром М.Ю.Лермонтов восхищался самопожертвованием солдат и полководцев, защищающих свою Родину. Обратите внимание на слайды. На них представлены только несколько из большого количества героев, чьи подвиги вдохновляли поэтов. ( Показ слайдов с изображением полководцев и героев войны.)
Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Генерал, в Отечественную войну 1812 года командовал 6-м пехотным корпусом 1-й армии. В самом начале был отрезан от главных войск в районе города Лиды, но смог вырваться и привести корпус в Дриссу. Позже со своим корпусом героически оборонял Смоленск от армии Наполеона. В Бородинском сражении командовал центром русских войск. В баталии под Малоярославцем Дохтуров 7 часов выдерживал сильнейший напор французов. За тот бой был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени.
Петр Иванович Багратион. Русский полководец, генерал. Ученик А.В. Суворова и М.И. Кутузова. В Отечественной войне 1812 года командовал 2-й Западной армией. В Бородинском сражении его армия составляла левое крыло русских войск, отразила все атаки французов. В сражении был смертельно ранен. Его девиз: «Защищать Родину ценой любых жертв, всем народом на врага навалиться, или победить, или лечь у стен Отечества». 
Михаил Богданович Барклай-де-Толли. Русский полководец, генерал-фельдмаршал, один из четырех полных кавалеров ордена Святого Георгия. Главнокомандующий 1-й Западной армией в начальный период Отечественной войны 1812 года, а в июле-августе фактически всеми действующими русскими армиями. Сумел успешно провести отвод войск и объединить усилия 1-й и 2-й Западных армий против армии Наполеона. В Бородинском сражении командовал центром и правым крылом русских войск.
Алексей Петрович  Ермолов. Генерал, один из самых знаменитых русских военоначальников. В 1794 году началась его военная карьера. Вскоре Алексей Ермолов получил свою первую награду – Орден Георгия 4-ой степени, из рук самого Суворова.
Алексей Никитич Сеславин. Примером для подражания у него, всегда был Александр Васильевич Суворов. Сеславин служил в конной артиллерии, и участвовал в войнах с Францией и Турцией. В них, он проявил себя, как храбрый воин. Первое боевое крещение получил в  1807 году в боях с армиями Наполеона. За храбрость, проявленную в сражении  под Гейльсбергом, Александр Никитич был удостоен ордена Святого Владимира. 
Надежда Андреевна Дурова. Человек героической биографии, первая в России женщина-офицер, известна как «кавалерист-девица», ротмистр, писательница. Участвовала во многих битвах, везде проявляла свою храбрость. За спасение раненого офицера в разгар сражения была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в офицеры.
Закрепление знаний.
На этой войне сражались не только генералы и полководцы. За ними шла вся страны, весь народ поднялся на защиту своего дома, своих родных, своей страны.
Как вы думаете, ребята, легко ли было им сражаться против врагов? (Ответы детей).
Почему же тогда они проявляли такое мужество, храбрость и отвагу, не жалели своей жизни? (Ответы детей).
Хотели бы вы сказать этим героическим людям, как вы благодарны им за сохранение нашей Родины, как восхищаетесь их подвигами? (Ответы детей).
Давайте представим, что мы перенеслись в прошлое и оказались в 1812 году. Вы можете с помощью писем, которые все солдаты очень ждут, сказать им все то, о чем вы сейчас говорили друг другу.
Перед вами лежит лист бумаги и конверт. Напишите письмо герою того времени, откройте ему свою душу и сердце!
(Дети пишут письма. После написания, несколько учащихся, по желанию, читают свои письма. Учитель, совместно с учащимися, анализирует прочитанное).
Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?
Было ли вам трудно написать письмо герою войны? Почему? (Ответы детей).
Домашнее задание.
Учитель: Дома вспомните, пожалуйста, еще раз все, о чем мы с вами сегодня говорили и составьте небольшую памятку «Каким должен быть настоящий герой?» Перечислите в ней все качества, которые, по вашему мнению, необходимы, чтобы стать настоящим героем!
Вам понравился урок? (Ответы детей).
Урок окончен. Спасибо за внимание!