Рабочая программа по биологии 7 класс Латюшин В.В., Шапкин В.А.



Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 135»
«Утверждаю»
Директор __________Т.В.Коробкова«____»______________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ (базовый уровень)
7 класс
УМК:_Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.
Составитель: Каширина Светлана Владимировна, учитель биологии

2016/ 2017 учебный год
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание учебного предмета
Животные
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение.
Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1.
Многообразие животных (34 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа. Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа. Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа. Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа. Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия. Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Раздел 2.
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа. Изучение особенностей различных покровов тела.
Раздел 3.
Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 4.
Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Раздел 5.
Биоценозы (4 часа).
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 6.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов).
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия. Посещение выставок домашних животных.
Резерв времени – 5 часов.
Тематическое планирование 7 класс
№ урока Название темы Кол-во часов Примерные сроки
Скорректированные сроки Домашнее задание
Введение (2ч)
1(1) История развития зоологии 1 § 1
2(2) Современная зоология 1 § 2 (таблица)
Раздел 1. Многообразие животных (34 ч.)
Простейшие
3(1) Простейшие. 1 §3
4(2) Простейшие.
Лабораторная работа № 1. «Знакомство с многообразием водных простейших» 1 §4
Многоклеточные животные
5(3) Тип Губки. 1 §5
6(4) Тип Кишечнополостные. 1 §6
7(5) Тип Плоские черви. 1 §7
8(6) Тип Круглые черви. Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» 1 §8
9(7) Тип Кольчецы. Класс Многощетинковые. 1 §9
10(8) Тип кольчецы. Класс Малощетинковые и Пиявки. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя» 1 §10
11(9) Тип Моллюски. Лабораторная работа №4 «Особенности строения и жизни моллюсков» 1 §11
12(10) Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие 1 §12
13(11) Тип Иглокожие. 1 §13
14(12) Тип Членистоногие. Лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными» 1 §14
15(13) Класс Насекомые. Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отрядов насекомых» 1 §15
16(14) Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки 1 §16
17(15) Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы, 1 §17
18(16) Отряды Насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи, Перепончатокрылые 1 §18, 19
19(17) Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные» 1 20(18) Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные 1 §20
Позвоночные
21(19) Классы рыб. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб» 1 §21
22(20) Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные1 §22
23(21) Класс Костные рыбы. 1 §23
24(22) Класс Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые 1 §24
25(23) Класс Рептилии. Отряд Чешуйчатые. 1 §25
26(24) Отряды рептилий: Черепахи и Крокодилы 1 §26
27(25) Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения птиц» 1 §27
28(26) Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные1 §28
29(27) Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные 1 §29
30(28) Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые 1 §30
31(29) Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые 1 3 четв. §31
32(30) Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные 1 §32
33(31) Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные 1 §33
34(32) Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные 1 §34
35(33) Отряд млекопитающих Приматы 1 §35
36(34) Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные» 1 Раздел 2. Эволюция строения.
Взаимосвязь строения и функций органов и систем (14 ч)
37(1) Покровы тела.
Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела» 1 §36
38(2) Опорно-двигательная система 1 §37
39(3) Способы передвижения животных. Полости тела. 1 §38
40(4) Лабораторная работа №10 «Изучение способов передвижения животных» 1 §38
41(5) Органы дыхания и газообмен. 1 §39
42(6) Лабораторная работа №11 «Изучение способов дыхания животных» 1 §39
43(7) Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии 1 §40
44(8) Кровеносная система. Кровь 1 §41
45(9) Органы выделения 1 §42
46(10) Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. 1 §43
47(11) Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения» §43
48(12) Органы чувств. Регуляция деятельности организма. 1 §44
49(13) Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств животных» 1 §44
50(14) Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» 1 Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
51(1) Продление рода. Органы размножения Способы размножения животных. 1 §§45, 46
52(2) Развитие животных.
Лабораторная работа №14 «Определение возраста животных» 1 §47
53(3) Периодизация и продолжительность жизни животных 1 §48
Раздел 4. Развитие животного мира на Земле (3 ч)
54(1) Доказательства эволюции животных Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира 1 §49, 50
55(2) Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции 1 §51
56(3) Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных 1 §52
Раздел 5. Биоценозы (4 ч)
57(1) Естественные и искусственные биоценозы 1 §53
58(2) Факторы среды и их влияние на биоценозы 1 §54
59(3) Цепи питания. Поток энергии 1 §55
60(4) Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу 1 §56
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)
61(1) Воздействие человека и его деятельности на животный мир 1 §57
62(2) Одомашнивание животных 1 §58
63(3) Законы России об охране животного мира. Система мониторинга 1 §59
64(4) Охрана и рациональное использование животного мира 1 Записи в тетради
65(5) Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных» 1 Резерв времени – 5 часов
«Рассмотрено на МО»
Протокол от «____» _______ 20___ г. № ____
«Согласовано»
Зам. директора__________/_______________________/
«___» ______________20 ____ г.