Рабочая программа по биологии 7 класс автор Латюшин В. В.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897;
- Приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»;.
-Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина и В.М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев/М.: Дрофа, 2006), полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа разработана учителем первой квалификационной категории Шатохиной Ольгой Георгиевной.
В программе намечена реализация компетентностного подхода, определяющего современное качество содержания образования. При этом, компетентность рассматривается как способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета. Переориентация современного биологического образования на компетентностный подход позволяет учителю акцентировать внимание на тех знаниях и умениях, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентаций, востребованы в жизни самого ученика, должны использоваться им в повседневной жизни при решении практических задач.
Ключевые компетенции будут формироваться в результате создания условий, обеспечивающих доступность учебного материала для каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. В процессе обучения по данной программе реализуются следующие цели:
-освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с увеличительными приборами, справочниками, проводить наблюдения за животными в природе, в уголке живой природы.
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения лабораторных работ, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Программа рассчитана на 70 учебных часов в год, 2 часа в неделю.
Лабораторных работ – 14
Форма организации учебного процесса : классно-урочная система (стандартные уроки, беседы, семинары, лабораторные работы, уроки с применением ИКТ).
При реализации программы планируется применение следующих технологий обучения: информационной, личностно-ориентированной, педагогики сотрудничества, игровой.
Обучение ведется по учебнику: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа,2012
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать: историю развития зоологии; основные систематические категории
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (34 ч)
Простейшие (2ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать о многообразии простейших, их значении в природе и жизни человека,
уметь работать с живыми культурами, готовить микропрепараты с живыми животными, распознавать микроскопических животных.
Многоклеточные животные. Беспозвоночные (19ч)
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать особенности биологии представителей данного типа, условия их обитания, систематику, значение в природе и в жизни человека
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать особенности биологии представителей данного типа, условия их обитания, систематику, значение в природе и в жизни человека
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать особенности биологии представителей данного типа, условия их обитания, систематику, значение в природе и в жизни человека
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
2.Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
.Лабораторная работа
3. Внешнее строение дождевого червя.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать особенности биологии представителей данного типа, условия их обитания, систематику, значение в природе и в жизни человека.
Уметь вести наблюдения за животными, определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
4.Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
5. Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Приводить примеры представителей классов членистоногих, узнавать их по рисункам, коллекциям. В живой природе.
Позвоночные (18ч)Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Класс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
.Требования к уровню подготовки обучающихся
Выделять характерные особенности строения хордовых.
Объяснять особенности приспособления для жизни в воде
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Объяснять адаптации земноводных к жизни на суше в воде и в почве; их происхождение от рыб
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся, знать особенности строения, значение представителей.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
8.Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Давать определения терминам, объяснять особенности адаптации птиц к полету. Приводить примеры представителей различных отрядов птиц. Знать о значении птиц в природе и жизни человека
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда- обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уметь характеризовать отряды млекопитающих, показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни
2. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ
И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ (12 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергия. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
9.Изучение особенностей различных покровов тела.
10 .Наблюдение за способами передвижения животных.
11 Наблюдение за особенностями питания животных.
12. Знакомство с различными органами чувств у животных.
13. Изучение ответной реакции животных на раздражение.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать в каком направлении шла эволюция строения животных
3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ЖИВОТНЫХ (3 ч)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
14.Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА
НА ЗЕМЛЕ (3 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
· Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать основные закономерности размещения животных на Земле, характеризовать условия обитания.
5. БИОЦЕНОЗЫ (5 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
1. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
2.Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать, как влияют факторы среды на биоценоз, определять приспособленность организмов биоценоза друг
6. ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Учебно-тематический план
№
Тематический раздел
Количество часов
Количество лабораторных работ
Количество экскурсий
1
Введение
2
-
-
2
Простейшие
2
1
-
3
Беспозвоночные
19
5
-
4
Тип хордовые
18
2
1
5
Эволюция строения и функций органов и их систем
12
5
-
6
Индивидуальное развитие животных
3
1
-
7
Развитие животного мира на Земле
3
-
-
8
Биоценозы
5
-
1
9
Животный мир и хозяйственная деятельность человека
3
-
-
10
Повторение
1
Резерв
2
-
-
Итого
70
14
2
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
Знать:
- основные черты сходства и отличия животных и растений;
- основные виды животных своей местности;
- биологические и экологические особенности животных своей местности;
- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;
- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;
- связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;
- особенности индивидуального и исторического развития животных;
- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды;
- значение животных в природе и жизни человека;
- законы об охране животного мира.
Уметь:
- пользоваться лабораторным оборудованием;
- определять принадлежность животных к систематическим категориям;
- вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.
Научиться осознанно относиться к животному миру, правильно пользоваться Красной книгой, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу
Литература и средства обучения
1). Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2008
2). Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. -М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 56 с.
3). В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
4). Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2001.- 192 с.
5). Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. - М: Дрофа, 2010.-160 с6). Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. - М.: РАУБ «Цитадель», 1996. - 174 с.7). Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009. Метод, пособие./Л.Д.Парфилова. – М: Издательство «Экзамен», 2006 8). Шарова, И. X. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999.
Литература и средства обучения для обучающихся1. Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов. В 2 ч. -М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.2. Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. - СПб.: Специальная литература, 1996. -240 с: ил.3. Животные ( пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624 с: ил.4. Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с: ил.5. Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. - М.: «Росмэн», 1998. - 88 с.6. Секреты природы / пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432 с.7. Сладков Н. Покажите мне их! Зоология для детей / худож. Р. Варшамов. - М.: РОСМЭН, 1994.-183 с: с ил.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1septevber.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий»
Календарно-тематическое планирование
уроков биологии
в 7 классе на 2015-2016 уч. год
№
Тема урока
Коли
чество
часов
Дата
план
Дата факт
Виды, формы контроля.
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
1
История развития зоологии
1
01.09
Индивидуальные задания со свободным ответом
2
Систематика животных.
1
05.09
Индивидуальная работа с упр.6 на стр.5 в рабочей тетради с печатной основой
1. Многообразие животных.
1.1. Простейшие (2 часа)
3
Простейшие
1
08.09
Устный контроль
4
Инфузории
1
12.09
Лабораторная работа №1
1.2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (19 часов)
5
Тип Губки
1
15.09
Фронтальный опрос
6
Тип Кишечнополостные.
Многообразие
кишечнополостных
1
19.09
Работа по карточкам
7
Тип Плоские черви. Класс ресничные черви
1
22.09
Индивидуальная работа по карточкам
8
Ленточные черви. Сосальщики
1
26.09
Фронтальный опрос
9
Тип Круглые черви.
1
29.09
Лабораторная работа №2
10
Тип Круглые черви. Многообразие круглых червей
1
03.10
Текущий опрос
11
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые
1
06.10
Индивидуальная работа по карточкам
12
Класс Малощетинковые. Пиявки
1
10.10
Лабораторная работа №3
13
Тип Моллюски
1
13.10
Лабораторная работа №4
14
Классы Моллюсков
1
17.10.
Фронтальный опрос
15
Тип Иглокожие
1
.20.10
Тестирование
16
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
1
24.10
Фронтальный опрос
17
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные
1
27.10
Лабораторная работа №5
18
Класс Насекомые
1
07.11
Лабораторная работа №6
19
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки
1
10.11
Фронтальный опрос. Работа по вопросам учебника №№1,2,3 с.70
20
Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.
1
14.11
Биологический диктант
21
Отряды насекомых:
Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи
1
17.11
Индивидуальная работа по
карточкам
22
Отряд насекомых: Перепончатокрылые
1
21.11
Текущий опрос. Выполнение упр. 5,8,9 на с.44 в рабочей тетради
23
Тип Членистоногие - зачет
1
24.11
Тестирование
1.3. Позвоночные (18 часов)
24
Характеристика хордовых животных. Подтип Бесчерепные
1
28.11
Фронтальный опрос
25
Подтип Черепные. Класс Круглоротые
1
01.12
Лабораторная работа №7
26
Класс Хрящевые рыбы
1
05.12
Текущий опрос. Выполнение упр. 1,3 на с.51 в рабочей тетради
27
Класс Костные рыбы
1
08.12
Индивидуальная работа по карточкам
28
Класс Земноводные
1
12.12
Фронтальный опрос
29
Класс Пресмыкающиеся или Рептилии
1
15.12
Текущий опрос. Выполнение упр. 13 на с.60 в рабочей тетради
30
Отряды пресмыкающихся
1
19.12
Биологический диктант
31
Класс Птицы. Отряд Пингвины
1
22.12
Лабораторная работа №8
32
Отряды Птиц:
Страусообразные,
Нандуобразные,
Казуарообразные,
Гусеобразные
1
26.12
Дифференцированная письменная работа
33
Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные.
1
29.12
Работа по карточкам
34
Отряды птиц:
Воробьинообразные,
Голенастые
1
Текущий опрос. Тест №12 Н.А. Степанчук с. 138
35
Изучение многообразия птиц
1
Экскурсия
36
Класс Млекопитающие Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые
1
Фронтальный опрос. Самостоятельная письменная работа
37
Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
1
Фронтальный опрос. Работа по вопросам №№1,2,3 учебника с.170
38
Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные
1
Текущий опрос. Выполнение упражнений 3,4 на с.87 рабочей тетради
39
Отряды Млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные.
1
Текущий опрос. Индивидуальная работа в рабочей тетради с заданием №5 с.94
40.
Отряды Млекопитающих:
1
Текущий опрос. Работа с Д.М.
Приматы. Значение млекопитающих в природе и жизни человека.
Степанчук Н.А. №13 с. 166
41
Контрольная работа по теме: «Тип Хордовые».
1
Контрольная работа
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем
у животных (12 часов)
42
Покровы тела.
1
Лабораторная работа №9
43
Опорно-двигательная система и способы передвижения.
1
Дифференцированный письменный опрос
44
Полости тела.
1
Лабораторная работа №10
45
Органы дыхания.
1
Лабораторная работа №11
46
Органы пищеварения.
1
Фронтальный опрос
47
Обмен веществ и превращение энергии.
1
Текущий опрос. Индивидуальная работа в рабочей тетради по упр.4 с. 104, упр. 12 с. 108
48
Органы выделения.
1
Текущий опрос. По учебнику вопрос №1 с. 223, упр.5 с. 114 в рабочей тетради
49
Органы кровообращения. Кровь
1
Работа по карточкам
50
Нервная система. Рефлексы. Инстинкт.
1
Лабораторная работа №12
51
Органы чувств.
1
Лабораторная работа №13
52
Органы размножения, продление рода.
1
Работа по карточкам
53
Контрольная работа.
1
Тестирование
3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
54
Способы размножения. Оплодотворение
1
Текущий опрос
55
Развитие животных с превращением и без превращения
1
Лабораторная работа №14
56
Периодизация и продолжительность жизни
1
Рубежное тестирование
4. Развитие животного мира на земле (3 часа)
57
Доказательства эволюции животных
1
Текущий опрос
58
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных
1
Индивидуальная работа в рабочей тетради упр. 1-4 стр.128
59
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных
1
Фронтальный опрос. Работа по вопросам учебника №№5,6 стр. 266
5. Биоценозы (5 часов)
60
Естественные и искусственные биоценозы
1
Фронтальный опрос
61
Факторы среды и их влияние
на биоценозы
1
Тематическое тестирование
62
Фенологические наблюдения .Взаимосвязь компонентов и их приспособленность друг к
другу.
1
Экскурсия
63
Цели питания. Поток энергии.
1
Текущий опрос
6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 часа)
64
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы
1
Текущий опрос
65
Одомашнивание животных
1
Текущий опрос
66
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга
1
Тематическое тестирование
67
Повторение темы «Многообразие животных»
1
Итоговое тестирование
68
Самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся. обучающихся.
1
Самостоятельные исследования.
69
Работа на УОУ.
1
Самостоятельные исследования.
70
Заключительный урок. Летние задания.
1
Летние задания.
15