Статья Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через вовлечение их в натуралистическую и природоохранную деятельность.


Гражданско-патриотическое воспитание обучающихсячерез вовлечение их в натуралистическую и
природоохранную деятельность.
«Человеку нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, т.е. те кто даёт жизнь новому существу.
Успех в воспитании патриотических чувств у обучающихся может быть достигнут только в том случае, если сам педагог будет знать и любить историю и природу своего города и своей страны. Поэтому, прежде чем учить детей, необходимо самому научиться, уметь преподнести материал доходчиво и понятно. От того как педагог это сделает, зависит, воспримет ли ребёнок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.
Воспитание патриота - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Одним из начала воспитания патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через вовлечение обучающихся в натуралистическую и природоохранную деятельность. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты экскурсий по временам года:
«Золотая осень», «Путешествие в зиму», «Прогулка с весной», «Здравствуй, лето».
Во всех видах деятельности я учу обучающихся, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботится. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе.
Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, викторины, создание проблемных ситуаций.Я учитываю, что организация практической деятельности в школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, сажать деревья, очищать родники и многое другое. У меня есть возможность познакомить обучающихся с предметами, созданными трудом человека (сахарная свёкла – сахар, деревья – древесина – предметы из древесины и т.д.), со средой населённых мест, что позволило мне показать детям роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого намечаю пути гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением.
Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей среде, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.
Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.
Интерес у обучающихся вызывает и создание газет:
«Экологический вестник», «Природа и мы», «Оглянись вокруг», «Человек, остановись».
Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию, работают на учебно-опытном участке. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому-то помогли.
Школа, на базе которой я веду свои занятия, (МБОУ «Косиновская СОШ») находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для вовлечения обучающихся в натуралистическую и природоохранную деятельность. Это позволяет развернуть краеведческую работу, сосредоточить внимание на такой важной её составной части, как изучение флоры и фауны края, проведении наблюдений, организации практических дел по охране природных богатств. Такая деятельность содействует воспитанию любви к своему краю, национальной культуре, истории жизни народа, природе.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, не редко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом, в том плане, что она несёт познавательную, духовно-нравственную и природоохранную функции. Ребёнку можно рассказать много интересного о его «маленькой родине»: о живописных местах, памятниках природы, лесах, парках и их обитателях.
Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего обучающегося было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться любознательность, чтобы каждый ребенок стал развитой личностью, умеющий жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши обучающиеся уже в младшем школьном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.