Экологическое воспитание младших школьников через проектную деятельность


Ивлева Наталья Александровна
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №8
г. Новосибирск
Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения
Время, в котором мы живём,- это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. В основу модернизации образования заложены вечные ценности, такие как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир.
Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без организованного экологического образования и воспитания, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счёте, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого отношения закладываются ещё в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов.
В первом десятилетии XXI века в образовании сложились новые предпосылки новой модели экологического образования, но требовался нормативный документ, который обеспечил бы инструмент её реализации. Эту роль сегодня выполняет Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
Согласно ФГО ,в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно –нравственного развития и воспитания в компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.
Цель современного экологического образования формулируется на языке системно деятельностного подхода. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Поэтому  целью моей темы самообразования было – изучить теоретические основы проектной деятельности  в условиях ФГОС нового поколения и опробовать  данную методику в работе  с учащимися начальной школы в достижении результатов экологического воспитания и образования.  
Для себя определила приоритетные задачи:
* познакомиться с историей проектной деятельности;
*охарактеризовать особенности  проектной деятельности;
*установить отличия проекта и проектной задачи;
* спланировать основные направления в работе с учениками;
 Объект моего исследования стала проектная деятельность  в педагогическом процессе.
Проектная деятельность школьников -  это форма их учебно-познавательной активности, заключающаяся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности ребенка. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Определила цель и задачи воспитательной деятельности воспитательной работы
Цель работы заключается в формировании экологической культуры и навыков здорового образа жизни младших школьников.
В соответствии с поставленной целью определяю конкретные задачи:
прививать любовь и интерес к окружающему миру;
формировать у учащихся понятие о сложных отношениях организма со средой обитания;
учить бережному отношению к природе;
знакомить учащихся с редкими видами животных и растений;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
прививать интерес к литературе о природе;
учить добывать знания из разных источников информации;
развивать стремление у детей вносить свой вклад в охрану природы;
развивать творческие способности детей;
формировать знания, умения, навыки.

Основные направления реализации осуществляется через :
личностно – ориентированный подход к учащимся в воспитательном и образовательном процессе;
экологическое воспитание учащихся как основополагающее в классе;
максимальное развитие духовных, психологических и интеллектуальных способностей учащихся;
физическое развитие учащихся;
совместную коллективно – творческую деятельность учителя, родителей и учащихся.
Экологическое воспитание младших школьников я определяю как важное направление учебно – воспитательного процесса в школе. Без экологической культуры не сохранить окружающей среды, не привить школьникам понимание значимости своего экологически правильного поведения для будущего планеты.
Программа воспитания
Экологическое воспитание учащихся младших школьников осуществляется мною на основе авторской Программы «Экологическое воспитание младших школьников» и призвано:
воспитывать любовь к Родине, к своему району, краю;
формировать уважение к природе, людям, труду;
воспитывать основы экологической культуры;
формировать гуманное отношение ко всему живому;
воспитывать доброту, милосердие, сострадание;
формировать стремление к здоровому образу жизни.
Планируя направления работы, методы и формы приоритетным является проектная деятельность младших школьников в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Экологическое воспитание (основные направления)

Учебная деятельность Внеурочная деятельность Внешкольная деятельность

Урок Курс «Я - исследователь»
Кружок Классный час Внеурочная деятельность "Проектная деятельность " Участие в конкурсах различного уровня Взаимодействие с детскими общественными государственными объединениями и организациями (с привлечением родителей).

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Учащиеся приобретут следующие умения
Обучение планированию
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
Умение анализировать
Умение составлять письменный отчет
Формирование позитивного отношения к работе
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проект даёт возможность воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Статья адресована учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Она написана на основе моего опыта и отражает направление моей работы, предоставляет большую свободу творчества.