ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕССКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕССКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Маценко Л.М., зам. заведующего по ВМР,
МКДОУ №12, г. Нижнеудинск
Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего.
(народная мудрость)
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, представляющий совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, раскрывает 9 основных принципов, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна. В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине? Но если мы не научим ребенка любить свою страну, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться достижениями, сопереживать и сочувствовать бедам и проблемам Родины? Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Особенно важно напитать восприимчивую душу малыша возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Вот почему гражданско-патриотическое воспитание - одно из важных направлений образовательной работы нашего детского сада.
В основу работы положены принципы организации образовательного процесса:
личностно-развивающего взаимодействия взрослых и детей, в процессе которого дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения воспитателя с дошкольниками.
комплексно - тематического планирования, предполагающего подачу изучаемого материала по тематическим блокам: семья, малая Родина, родная страна.
последовательности, предполагающей изучение познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
занимательности, учитывающей подачу материала в интересной, увлекательной форме.
индивидуализации и поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности.
Целью нашей работы в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования является создание условий для развития каждого ребенка, открывающих возможности для их позитивной социализации, личностного развития, инициативности и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
расширять представления детей об окружающем мире на основе ближайшего социального окружения;
формировать гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к Родине;
воспитывать настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами.
Мы считаем, что наиболее результативной, интересной и привлекательной в формировании целостного, системного подхода в развитии у ребенка гражданско-патриотических чувств является проектная деятельность, в которой участвуют педагоги - дети - родители - другие социальные партнеры. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого ребенка. Участие детей в проектной деятельности способствует развитию их внутренней активности, способности выделять проблемы, ставить цель, добывать знания, видеть результат, делать выводы и умозаключения.
За последние 3 года в детском саду разработано и реализовано более двадцати педагогических проектов разной продолжительности: от 1 недели до 1 года, в том числе «Люблю тебя, мой край родной!», «Мой город Нижнеудинск», «Все начинается с детства», «Что означают наши имена?», «Они сражались за Родину», «Имя и гражданство», «Ребенок и социум», «Мой дом - моя крепость» и др.
Особенность нашей проектной деятельности заключалась в том, что для создания интереса детей и взрослых все творческие задания по проекту ребенок мог продолжить в семье. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный, поэтому мы начинали работу по воспитанию у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу с младшего дошкольного возраста через их знакомство с ближайшим окружением. Воспитывая гражданско-патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста, акцентировали внимание на воспитание положительного отношения к истории и современности родного края, людям, его населяющим, культуре и традициям, Родине. Разрабатывая проекты, мы подбирали материал для формирования у детей дошкольного возраста представления о том, чем славен родной край. Большое внимание уделялось развитию образовательной среды детского сада, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования.
Результаты проектной деятельности:
В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, обладают начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором они живут;
Дети имеют представления о Президенте РФ, Правительстве РФ, Губернаторе Иркутской области, Мэре Нижнеудинского района, главе города Нижнеудинска, воинах - защитниках Отечества, Ветеранах ВОВ;
Дети приобщились к истории Отечества через историю своей семьи (создание альбомов, семейных гербов, генеалогических древ, фотовыставок);
Отношения в семьях стали более доверительными, близкими, гармоничными, что подтвердили наблюдения, беседы, опросы;
У детей сформировано чувство гордости за своих родных, есть желание, став взрослым, защищать свою семью и Родину;
Дети усвоили жизненные ценности семьи (чем живут их родители, появился интерес к своим прадедушкам и прабабушкам);
В группах детского сада созданы интерактивные патриотические уголки с электронными звуковыми плакатами, портретами Президента России, Губернатора Иркутской области, гербом, флагом России, фотоальбомами, глобусом и др.
Систематически, в соответствии с темой недели, в детском саду создаются информационные стенды, коллекции, мини-музеи, организуются вернисажи, совместные творческие выставки, праздники («Этот День Победы!», «Мы помним…» и др.), макеты (Нижнеудинский острог, Московский кремль и др.);
Организованы конкурсы и акции, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне («Знамя Победы», «Звезда ветерана», «Голуби мира», «Я помню, я горжусь…», «Стена Памяти» и др.);
Для более широкого использования информационно-коммуникационных технологий в детском саду создана видеотека интерактивных игр и видео уроков, слайдовых презентаций по патриотическому воспитанию детей («В родном краю», «Мой город Нижнеудинск», «Я и мой дом», «Наша Родина - Россия», «Государственные праздники России», подборка рассказов ветеранов об их героическом прошлом;
Отлажено взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал, центр народного творчества и др.);
Ведется рукописная книга группы, летопись детского сада, включающие важные семейные события и совместные мероприятия.
Создана авторская разработка «Мастера земли Нижнеудинской».
Таким образом, используя проектную деятельность в воспитании гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста, мы заметили, что организация работы в детском саду стала более увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Мы уверены, наши воспитанники вырастут любящими свою Родину, достойными гражданами России. Работу в данном направлении будем продолжать, планомерно и повсеместно.
Литература:
Артемов В.В. Страницы российской истории. Учебно-методическое пособие/ В.В. Артемов. - М.: Просвещение, 2011. -496 с.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью/ Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 128 с.
Зеленова О.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в Росси / О.Н. Зеленова. - М.: Скрипторий, 2010. - 112 с.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. - М.:2013.-14с.