Статья Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность


"Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"
Мамонтова Лариса Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ «Мостовская СОШ»
Обоснование выбора темы и её актуальность.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:
между социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;
между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;
между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.
Цель и задачи по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников в учебно - воспитательном процессе.
Ведущей моей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяю задачи:
Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:
1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи школы , библиотеки, района, возлагают цветы к памятнику Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами Вов, проводятся праздники к 23 февраля «Богатырские забавы»(2кл.) и «О рыцарстве, о доблести, о славе» (3кл.)
2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.
По этому направлению проводили беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России», участвовали в ролевой игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин России», урок мужества «Войной опалённые строки».
3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.
На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).
Для более глубокого понимания произведения обращаемся к картинам. Учу учеников рассматривать и описывать картины, выражать своё отношение к увиденному, писать сочинения.
4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».
На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Вперед, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
По окончании учебного года мы выходим в поход в лес вместе с родителями и играем в «Зарницу» и другие игры.
5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.
Дети участвуют в акции «Сбережём свой край», субботниках, озеленении школьного сада
6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.
7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.
Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».
Литература
1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
3. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).
4. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.