Рабочая программа по окружающему миру программа Школа 2100

Окружающий мир
Рабочая программа по окружающему миру является составной частью Образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 3.
Цели:
– осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;
– формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру.
Задачи:
– формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений;
– формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.
Рабочая программа ориентирована на использование линии учебников УМК «Школа 2100» по окружающему миру под редакцией:
1. Учебники: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. «Окружающий мир» (Я и мир вокруг). Учебник в 2-х ч. 1 кл. – М.: Баласс, 2012.
2. А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. «Окружающий мир» (Наша планета Земля). Учебник в 2-х ч. 2 кл. – М.: Баласс, 2012
3. А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. «Окружающий мир» (Обитатели земли. Моё Отечество). Учебник в 2-х ч. 3 кл. – М.: Баласс, 2012
4. А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. «Окружающий мир» (Человек и природа. Человек и человечество). Учебник 4 кл. – М.: Баласс, 2012
Рабочие тетради: А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1-го класса – М.: Баласс, 2014

В процессе изучения предмета также обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир». Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:

1 – 2 класс
3 – 4 класс

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.


Метопредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

1 класс
2 класс
3 – 4 класс

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и совместно с учителем формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

1 класс
2 класс
3 – 4 класс

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.








Перерабатывать полученную информацию:
делать выводы в результате совместной работы всего класса;
сравнивать и группировать предметы и их образы;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.



Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты;
определять причины явлений, событий;
Делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять простой план учебно-научного текста;
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития - умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

1 класс
2 класс
3 - 4 класс

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Выразительно читать и пересказывать текст.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).



Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.



Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.


Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является сформированность следующих умений:
(программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

Уметь объяснять мир
Уметь определять
своё отношение к миру

1 – й класс

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
Объяснять, как люди помогают друг другу жить;
Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
Называть основные особенности каждого времени года.
Оценивать правильность поведения людей в природе;
Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).


2 – й класс

Объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
Объяснять влияние притяжения Земли;
Связывать события на земле с расположением и движением Солнца и Земли;
Наблюдать за погодой и описывать её;
Уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
Пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
Называть основные природные зоны и их особенности.

Оценивать правильность поведения людей в природе;
Уважительно относиться к другим народам, живущим на земле.


3 – й класс

Часть 1. Обитатели Земли. (Естествознание.)

Приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
Приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
Перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
Доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.


Часть 2. Моё Отечество. (Обществознание.)

Узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
Отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
Объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
По году определять век, место события в прошлом;
Отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


4 – й класс

Часть 1. Человек и природа. (Естествознание.)

Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
Объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
Объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
Находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.




Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
Доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.


Часть 2. Человек и человечество. (Обществознание.)

По поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


Промежуточная аттестация проводится во 2-4 класса в форме тестовой работы по окружающему миру. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным графиком работы школы, утверждённым приказом директора.
Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: самостоятельные и контрольные работы, тесты, устный опрос, проекты.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данная рабочая программа соответствует требованиям федеральных государст-венных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.
Содержание рабочей программы выстраивается по темам с выделением разделов. Основные содержательные линии курса «Окружающий мир»: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .
Типы уроков: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля. Все уроки построены с использованием системно-деятельностного подхода.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
ИКТ
обучение в сотрудничестве
исследовательские методы обучения
метод проектов
здоровьесберегающие технологии
игровые методы обучения

Педагогические технологии, используемые при обучении детей с ОВЗ, детей-инвалидов:
обучение в сотрудничестве;
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
здоровьесберегающие технологии
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посредством автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"


Реализуемый проект:
Проектная работа (4 класс):
1. «Моё человечество».



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов

Основные виды деятельности

КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА (9 ч.)

1.
Как мы будем учиться.
1
Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н).
Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н).
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н).
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н).
Практическая работа: составить режим дня (Н).
Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н).
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П).

2.
Я – школьник.
1


3.
Путешествуем, не выходя из класса.
1


4.
Ценный совет.
1


5.
Зачем нужен жизненный опыт.
1


6.
Где и куда.
2


7.
Учимся определять верх и низ.
1


8.
Раньше и позже.
1




КАК МЫ УЗНАЁМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ (4 ч.)

9.
Предметы и их признаки.
2
Называть окружающие предметы и их признаки (Н).
Различать предметы и выделять их признаки (Н.)

10.
Сочетания предметов.
2


ВРЕМЕНА ГОДА (3 ч.)

11.
Осень – природа готовится к зиме.
3
Различать времена года по признакам (Н).
Характеризовать времена года (Н).
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

КАК ТЫ УЗНАЁШЬ МИР (4 ч.)

12.
Наши помощники – органы чувств.
1
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н).
Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П).
Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н).

13.
Наши помощники – память и ум.
1


14.
Родители, учителя и книги.
1


15.
Повторение и самостоятельная работа.
1


ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ (7 ч.)

16.
Ты и твоя семья.
2
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н).
Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н).
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н).
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н).
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями.
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе (Н).
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н).
Оценивать реальные и игровые ситуации общения (Н). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой (Н).
Практическая работа по освоению правил поведения в доме (Н).
Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном (Н). Записывать телефоны экстренной помощи

17.
Учимся быть самостоятельными.
2


18.
Ты и твои друзья.
2


19.
Повторение и самостоятельная работа.
1


ВРЕМЕНА ГОДА (6 ч.)

20.
Зима покой природы.
2
Различать времена года по признакам (Н).
Характеризовать времена года (Н).
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

21.
Повторение и самостоятельная работа.
1


22.
Итоговая работа № 1.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).

23.
Учимся решать жизненные задачи.
1


ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ (10 ч.)

24.
Город, в котором мы живём.
2
Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н).
Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н).
Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации (П).
Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П).
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П).
Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н).
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П).
Характеризовать разные виды транспорта (Н).
Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта.
Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону (П).
Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).
Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н).
Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н).
Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П).
Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства (П).
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П).

25.
Учимся быть пешеходами.
2


26.
Хозяйство человека.
2


27.
Повторение и самостоятельная работа.
1


28.
Богатства природы
1


29.
Твёрдые тела, жидкости и газы.
1


30.
Повторение и самостоятельная работа.
1


ВРЕМЕНА ГОДА (4 ч.)

31.
Весна: пробуждение природы.
3
Различать времена года по признакам (Н).
Характеризовать времена года (Н).
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

32.
Итоговая работа № 2.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).


ЖИВЫЕ ОБИТАТЕЛИ ПЛАНЕТЫ (10 ч.)

33.
Живое и неживое.
1
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н).
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П).
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н).
Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П).
Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности).
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные (дикорастущие растения (П).
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П).
Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н).
Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н).
Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

34.
Растения и животные.
2


35.
Равновесие в природе.
1


36.
Домашние любимцы и комнатные растения.
1


37.
Наши помощники – домашние животные и культурные растения.
1


38.
Повторение и самостоятельная работа.
1


39.
Человек – разумное существо.
1


40.
Природа и мы.
1


41.
Повторение и самостоятельная работа.
1



ВРЕМЕНА ГОДА (2 ч.)

42.
Лето – природа цветёт и плодоносит.
2
Различать времена года по признакам (Н).
Характеризовать времена года (Н).
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ (2 ч.)

43.
Отчего и почему.
1
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).
Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П).

44.
Повторение и самостоятельная работа.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

ПОВТОРЕНИЕ (5ч.)

45.
Путешествие в страну знаний.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

46.
Итоговая работа № 3.
3


47.
Учимся решать жизненные задачи
1



ИТОГО:
66


2-й класс Наша планета Земля. 68 ч.

№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов

Основные виды деятельности

ВВЕДЕНИЕ (4 ч.)

1.
Как мы будем учиться.
1
Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н).

НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

2.

Общие слова – понятия.

1
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).
Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П).
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П).
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).
Приводить примеры явлений природы (Н).

3.

Из чего состоят все предметы. Проверочная работа
2
Приводить примеры веществ, описывать их (Н).
Называть особенности различных состояний веществ (П).

ЗЕМЛЯ И СОЛНЦЕ (17 ч.)

4.

Природные часы, календарь и компас.
2
Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы.
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

5.
Земля имеет форму шара.
1


6.
Глобус – модель Земли.
1


7.

Повторение и проверочная
работа.
1


8.
Контрольная работа.
1


9.
Земля в космосе.
1


10.
Притяжение Земли.
1
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).

11.
Смена дня и ночи.
Проверочная работа.
2
Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П).

12.
Смена времён года.
2


13.
Где на Земле теплее.
1


14.
Погода и климат.
2
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н).
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).
Сравнивать погоду и климат (П).
Характеризовать круговорот воды в природе (Н).

15.

Урок-тренинг и проверочная работа.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

16.
Контрольная работа.
1


ЧТО ИЗОБРАЖАЮТ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ. ГЛОБУС И КАРТА. (8 ч.)

17.
План и карта.
2
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).

18.
Глобус и карта.
1


19.
Повторение и проверочная
работа.
1


20.
Что изображают на карте.
2


21.
Материки и океаны.
1


22.

Повторение и проверочная работа.
1


ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. (8 ч.)

23.
Реки и озёра.
2
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).
Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).

24.
Равнины и горы.
2


25.

Повторение и проверочная
работа.
1


26.
Моря и острова.
Проверочная работа.
2


27.


Учимся решать жизненные задачи.
Контрольная работа.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).


ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (13 ч.)

28.
Экологические системы.
2
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).

29.
Природная зональность.
1
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).

30.

Природные зоны холодного пояса.
1


31.
Леса умеренного пояса.
1


32.

Засушливые зоны
умеренного пояса.
1


33.


Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов).
2


34.
Горные экосистемы.
1
Находить на карте изученные природные зоны (П).

35.

Повторение и проверочная
работа.
1


36.

Люди, города и страны.
Проверочная работа.
2
Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).

37.
Контрольная работа.
1


ЧАСТИ СВЕТА (10 ч.)

38.

Путешествие тучки по Европе.
2
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).


39.
Азия.
1


40.


Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).
3


41.

Россия – наша родина.
Проверочная работа.
2
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н).
Находить на карте России родной регион (Н).

42.



Экскурсии (формы земной
поверхности: река, озеро,
равнина, горы и т.п.; наша
природная зона).
2
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н).
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П).

НАША МАЛЕНЬКАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ (3 ч.)

43.

Наша маленькая планета Земля.
2
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н).

44.
Урок повторения.
1


ПОВТОРЕНИЕ (5 ч.)

45.

Учимся решать жизненные
задачи.
Контрольная работа.

3
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

46.
Повторение. Задание на лето.
2


ИТОГО:
68


3-й класс (часть 1)
Обитатели Земли. З2 ч. (34ч – 2ч перенесены во 2 раздел по усмотрению учителя)

№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов

Основные виды деятельности

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (4 ч.)

1.
Тела и вещества.
1
Приводить примеры веществ (Н).

2.
Из чего состоит вещество.
1
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).
Приведение примеров движения под действием энергии.

3.
Что такое энергия.
1


4.
Превращение энергии.
1


ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (6 ч.)

5.
Где обитают живые организмы.
1
Характеризовать место обитания живых организмов (П).

6.

Большой круговорот веществ.
1
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П).

7.
Живые участники круговорота веществ.
1
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).
Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н).
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

8.
Обмен веществ в организме.
1
Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П).

9.

Как живые организмы
запасают энергию Солнца.
1
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П).

10.
Контрольная работа.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9 ч.)

11.
Жизнь экосистемы.
1
Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н).
Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П).
Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).
Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме.
Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н).
Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П).
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П).
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы (Н).
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

12.

Почва – важнейшая часть
Экосистемы.
1


13.
Экосистема озера.
1


14.
Экосистема болота.
1


15.
Экосистема луга.
1


16.
Лесные производители.
1


17.

Потребители и разрушители экосистемы леса.
1


18.
Экосистема поля.
1


19.

Аквариум – маленькая
искусственная экосистема.
1


ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (13 ч.)

20.
Растения ( производители
1
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Определять части цветкового растения (Н).
Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н).
Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П).
Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П).

21.

Животные маленькие и
большие.
1
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н).

22.
Маленькие рыцари.
1
Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н).
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н).
Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).
Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П).
Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н)
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения (П).
Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных») (П)
Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н).

23.

Первый шаг из моря на
сушу
1


24.
На суше – как дома
1


25.
Пернатые изобретатели
1


26.
Наши братья
1


27.
Осторожно: животные
1


28.

Прирождённые разрушители
1
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).
Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н).

29.

Экскурсия в краеведческий музей
1
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера (Н).
Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (П).
Оценивать влияние современного человека на природу.
Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).
Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).
Характеризовать работу людей по сохранению природы (П).
Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (П).

30.
Экскурсия в лес, луг, озеро
1


31.

Как нам жить в дружбе с
природой
1


32.
Контрольная работа
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).


ИТОГО:
32




3-й класс (часть 2)
Моё Отечество. 36 ч. (34ч +2ч перенесены из 1 раздела по усмотрению учителя)

№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов

Основные виды деятельности

ВВЕДЕНИЕ. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (5 ч.)

1.
Введение. Отправляемся в путешествие.
1


2.
Живая связь времён.
1
Практическая работа
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений.
Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н).
Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П).
Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н).
Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).
Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).

3.
Как считать время.
1


4.
С чего начинается Роди-на.
1


5.
Память о прошлом.
1



ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР


ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
(6 ч.)

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).
Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.
Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.
Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н).
Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).
Практическая работа
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).
Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П).
Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); свои чувства и личные впечатления от увиденного (П).
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Принимать посильное участие в их охране (П).
Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).
Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н).
Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны (П).

8.
Как на Руси появилось государство.

2


10.
«Золотые ворота» в Древнюю Русь.
1


11.
За землю Русскую!
1


12.
«Слово о погибели Русской земли».
1


13.
От Древней Руси к единой России.
1


ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(4 ч.)


14.
Земля и люди Московского государства.
1


15.
Москва златоглавая.
1


16.
«Хуже грозного царя только междуцарствие».
1


17.
Повторение и контрольная работа №1.
1


ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
(5 ч.)



Пётр Великий.
1



Власть и народ в Российской империи.
1



Как Россия у Европы «училась».
1


18.
«Гроза двенадцатого года».
1


19.
Император-освободитель.
1


ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР
(5 ч.)


20.
Россия в огне.
2


21.
«К светлому будущему».
1


22.
«Вставай, страна огромная».
1


23.
«Через тернии к звездам».
1



СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 ч.)

24.
Я – гражданин России.
1
Объяснять значение понятий «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П).
Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).
Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П).
Практическая работа
Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России.
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).
Практическая работа
Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда.
Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П).
Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.
Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников (Н). Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников (П).
Описывать свои эмоции (Н), чувства и личные впечатления (П), от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.
Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны (П).

25.
Власть народа.
1


26.
Кто в государстве самый главный.
1


27.
Народы России.
1


28.
Наш общий дом.
1


29.
Как нам жить?
1


30.
Повторение и контрольная работа № 2.
2
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

31.
ПОВТОРЕНИЕ
3 ч.



ИТОГО:
36



4-й класс (часть 1)
Человек и природа. 32 ч. (34ч -2ч перенесены во 2 раздел по усмотрению учителя)

№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов

Основные виды деятельности

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. (18 ч.)

ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТРОЕНИЕ. (15 ч.)

1.
Как устроен организм человека.
1
Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.
Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).
Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).
Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н).
Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н).
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

2.
Кожа – «пограничник» организма.
1


3.
Как человек двигается.
1


4.
Путешествие бутерброда.
1


5.
Как удаляются ненужные вещества.
1


6.
Для чего и как мы дышим.
1


7.
Волшебная восьмёрка.
1


8.
Что такое кровь?
1


9.
Почему наш организм работает слаженно.
1


10.
Окна в окружающий мир.
1


11.
Многогранный мир чувств.
1


12.
Родители и дети.
1


13.
Отчего мы иногда болеем.
1


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. (3 ч.)

14.
Наши предки – древесные жители.
1
Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П).
Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П).

15.
На заре человечества.
1


16.
Учимся решать жизненные задачи.
2


17.
Контрольная работа № 1.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА. (14 ч.)

18.
Рукотворная жизнь.
1
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности)
Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н).
Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве (П).

19.
На службе у человека.
1


20.
Покорение силы.
1
Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П).

21.
Как человек использует свойства воды.
2
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды
Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П).
Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н).

22.
Как человек использует свойства воздуха.
1
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н).
Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П).
Характеризовать свойства воздуха (Н).
Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

23.
Горные породы и минералы.
1
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н).
Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П).
Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н).
Различать изученные полезные ископаемые (П).
Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) (Н).
Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

24.
Металлы.
1


25.
Приручение огня.
1


26.
Как нам жить?
1
Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н).
Оценивать влияние современного человека на природу .
Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).
Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).
Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (Н).

27.
Контрольная работа № 2.
1


28.
Итоговая контрольная работа.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

29.
Повторение.
2



ИТОГО:
32


4-й класс (часть 2)
Человек и человечество. 36 ч. (34ч +2ч перенесены из 1 раздела по усмотрению учителя

№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов

Основные виды деятельности

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР. (5 ч.)

1.
Кого можно назвать человеком?
1
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем (П).
Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).
Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). (Н) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П)
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека (П).

2.
Посмотри в своё «зеркало».
1


3.
Как понять, что творится у друга на душе?
1


4.
Переживания, испытанные временем.
1


5.
Как узнать человека?
1


ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. (5 ч.)

6.
Что такое общество.
1
Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П)
Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может про-явить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу (Н); предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций (П).
Практическая работа
Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.
Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.
Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

7.
Как жить в мире людей.
1


8.
Моё общество.
1


9.
Права человека.
1


10.
Контрольная работа 1.
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).


КАРТИНА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. (10 ч.)

11.
Первобытный мир.
2
Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).
Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях .
Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

12.
Древний мир.
2


13.
Средние века.
2


14.
Новое время.
2


15.
Новейшее время.
2


ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. (4 ч.)

16.
Короли, президенты и граждане.
1
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н) Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).
Практическая работа
находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). (П)
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

17.
Расы и народы.
1


18.
Кто во что верит.
2



ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. (6 ч.)

19.
Мировое хозяйство.
1
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П).
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества (Н). Принять посильное участие в их охране (П).
Практическая работа
Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.
Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.
Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

20.
Мировое сообщество государств.
1


21.
Что человечество ценит больше всего?
1


22.
Как нам жить?
1


23.
Повторение и контрольная работа 2.
2
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

24.
Повторение.
6



ИТОГО:
36





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Приложение к рабочей программе)

5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(Приложение к рабочей программе)

Тест
по курсу «Окружающий мир» в 4 классе
Программа «Школа 2100»
Учебники: А.А.Вахрушев «Человек и человечество».

Ф.И.______________________________________________________ класс___________

А. Отметь правильный ответ в правильном столбце.

А1. Выбери понятие.
Что такое история?

а) так называются большие промежутки времени, особые части истории человечества
б) история возникновения и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней.
в) наука о прошлом человечества

А2. Выбери, какое понятие не относится к истории.
а) общество
б) оптимист
в) Организация Объединенных наций


А3. Выбери понятие.
Что такое ислам?
а) договор Бога и людей (Пророк Моисей)
б) вера спасение души человека (Иисус Христос)
в) религия чистоты (Мухаммед - пророк Аллаха)

А4. Найди по описанию негроидную расу.
а) густые волосы, брови, ресницы, борода и усы, которые защищают лицо от капель частых дождей и горло от холодного воздуха
б) тёмная кожа и курчавые волосы, которые защищают организм от солнечных ожогов и перегрева
в) узкий разрез глаз и смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли

А5. В какое время изобрели телефон, электрическую лампочку, паровоз?
а) Новое время
б) Новейшее время
в) Средние века

А6. Ответь на вопрос.
Кто управлял государством в СССР в годы Великой Отечественной войны?
а) Сталин
б) Гитлер
в) Муссолини

А7. Выбери Председателя правительства РФ
а) В.В.Путин
б) Д.А.Медведев
в) А.В.Шевелев

А8. Ответь на вопрос.
Какой материк открыл Х.Колумб?
а) Индия
б) Америка
в) Африка


А9. Выбери те признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества.
а) поселки
б) государства
в) род


А10. Когда государства объединились в Организацию Объединенных Наций?

а) 21 июня 1941 года
б) 12 апреля 1961 года
в) 24 октября 1945 года

Б. Напиши ответ в правом столбце.

Б1. Подпиши название стран.
а) Мечеть Купол скалы


б) Успенский собор


в) Храм Кандарья


г) Храм Хоодо




Б2. Подпиши способы правления в разных государствах.
а) способ управления государством, когда один человек захватывает власть в стране в свои руки и назначает на все государственные посты нужных ему людей - _________________________________________
б) так называют те государства, в которых главой является король, царь или император и власть передаётся по наследству - ___________________________________
в) так называют государства, в которых, в которых власть передаётся в результате народных выборов, а главой является президент или первый министр –


Б3. Расставь исторические эпохи по порядку и подчеркни эпоху, в которой ты живешь.

Первобытный мир


Средние века


Новое время


Древний мир


Новейшее время



Б4. Заполни таблицу о средних веках.
1.Средние века - ___________________________
__________________________________________
3.Государство: купцы, воины, священники, крестьяне, ремесленники
Страна
Изобретения
Технические
достижения

Католическая Европа



Православная Европа



Средневековая Индия



Средневеко-вый Китай



Страны исламского мира





Б5. Соедини события и открытия, которые произошли в Новейшее время.

Открытия
События

Вторая мировая война
1914 -1918 год

Первая мировая война
1939 -1945 год

Великая Отечественная война
1918 – 1920

Гражданская война
1941 -1945 г

Первый полет человека в космос
12 апреля 1961 год