Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. Программа Школа 2100
Согласовано
Руководитель МО
_____________/____________/
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________2014г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР лицея №15»
_____________/______________/
ФИО
«__»____________2014г.
Утверждаю
Директор лицея № 15
________/Л.П.Иванюженко__/
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для учащихся 2 класса Б
Составитель: Созонова И.М.,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2014 г.
2014
Содержание
·. Пояснительная записка....................3
II. Учебно-тематический план...........................................15
III. Содержание программы учебного предмета.....................18
IV. Требования к уровню подготовки учащихся по окружающему миру (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса)...........................................................................................................24
V. Система оценки результатов освоения программы............................29
VI. Перечень учебно-методического, материально-технического,
информационного обеспечения.................................................33
VII. Список литературы .34
VIII. Календарно-тематическое планирование.36
IX. Приложение............................................................................................42
I. Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа, Примерной основной образовательной программы (Образовательная система «Школа 2100») , авторы А. В. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В, Тырин в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 2 класса по окружающему миру издательства "Баласс"( Учебник в 2-х частях, рабочая тетрадь к учебнику, проверочные и контрольные работы, тетрадь «Мои первые опыты»).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают учащихся чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляетоснову школьных программ в основной и старшей школе, как по числу предметов, так и по числу часов.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает учащихся к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение учащихся к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт учащемуся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным учащимся состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира учащихся. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир учащегося ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает учащемуся в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности учащегося средствами курса окружающего мира. Современные учащиеся отличаются от сверстников пятнадцати(двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания учащихся, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам учащиеся могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В результате у различных учащихся оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед учителем встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы учащегося и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования учащегося начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов учащегося в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у учащегося вопрос может быть легко найден, так как учащихся с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.
Ставя себе целью построить курс, в котором каждый учащийся может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?
Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены учащимся. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у учащихся, ответа дать нельзя. В результате у учащихся не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные учащимися в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.
Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100», где учащихся познакомим с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у учащихся вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у учащегося целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать учащимся осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь учащемуся в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учащимся своей позиции, в конечном счёте, поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш учащийся сумеет воспользоваться картиной мира.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову учащихся». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но я и не ставлю себе такую цель. Я хочу познакомить учащихся с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять учащиеся, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже учащиеся не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае я пользуюсь традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить и избыточные задания, которые учащиеся могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все учащиеся. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые учащиеся могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у учащихся должно развиваться умение пониматьи познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Алгоритм подготовки учителя к проведению урока. При проведении уроков очень часто сталкиваешься с проблемой нехватки времени. Материал темы столь обширен, что его не удаётся «открыть» полностью вместе с учащимися, используя технологию проблемного диалога. Уже звенит звонок, а ещё не объяснён учащимся весь материал. В результате не остаётся времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учащимися все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учащихся. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний учащиеся «открывали» сами.
Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу учащиеся на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).
1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме (перечень требований помещён в начале каждого раздела учебника). Это и есть тот минимум, который должны усвоить все учащиеся и который будет проверяться в проверочных работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.
Во 2- ом классе, в конце урока помещён перечень понятий, который должны усвоить учащиеся. Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить». А вот другая часть понятий, фактов (она не выделена) не входит в минимум. Она может быть обозначена выражением «достаточно познакомиться». К ней относятся часто встречаемые в окружении учащихся слова, которые тем не менее не обязательно им знать. Надо добиться их понимания на уроке всеми учащимися, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы, они включены и на уроке по данной теме должны присутствовать.
Наконец, к третьей категории понятий и фактов – максимуму – относятся те, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.
2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, нужно продумывать проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов, на которые нужно найти ответ, чтобы ответить на главный вопрос. Эти основные вопросы подводящего диалога необходимо включать в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них учащимися. Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших знаний. В случае если учащиеся сразу же выскажут свои версии решения проблемы (побуждающий диалог), нет необходимости задавать все подготовленные вопросы, а перейти на уроке к обсуждению версий. Надо быть заранее готовым к тому, что учащиеся легко могут увести с продуманной колеи. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, нужно писать в конспекте систему важнейших вопросов и стараться им следовать.
3-й шаг. Лишь на третьем этапе подготовки к уроку надо выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1-го по 4-й класс по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Во втором классе изучается два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни– признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира ( частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма (одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества (осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Таблица тематического распределения количества часов
№п/п
Разделы,
темы
Количество часов
Примерная
программа
Рабочая
программа
Рабочая программа
по классам
1 кл.
2 кл
3 кл
4 кл
1
«Я и мир вокруг»
66 ч
66 ч
66ч
-
-
-
2
«Наша планета Земля»
68 ч
68 ч
-
68 ч
-
-
3
Раздел 1: «Обитатели Земли»
34 ч
34 ч
-
-
34 ч
-
4
Раздел 2: «Моё Отечество»
34 ч.
34 ч.
-
-
34 ч
-
5
Раздел 1: «Человек и природа»
34 ч
34 ч
-
-
-
34 ч
6
Раздел 2: «Человек и человечество»
34 ч
34 ч
-
-
-
34 ч
итого
270 ч
270 ч
66 ч
68 ч
68 ч
68 ч
·
·. Учебно – тематический план
№п/п
Разделы
Число часов
Характеристика деятельности учащихся:
(Н) – на необходимом уровне,
(П) – на программном уровне
I
Введение
4
Познакомиться с тем, как учащиеся будут учиться (Н).
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).
Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П).
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П).
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).
Приводить примеры явлений природы (Н).
Приводить примеры веществ, описывать их (Н).
Называть особенности различных состояний веществ (П).
II
Земля и солнце
17
Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).
Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П).
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н).
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).
Сравнивать погоду и климат (П).
Характеризовать круговорот воды в природе (Н).
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
III
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта
8
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).
IV
Формы земной поверхности
8
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).
Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
V
Земля - наш общий дом
12
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).
Находить на карте изученные природные зоны (П).
VI
Части света
12
Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н).
Находить на карте России родной регион (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
VII
Наша маленькая планета Земля
7
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н).
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
Итого:
68 часов
III. Содержание программы учебного предмета
«Наша планета Земля» (68 ч)
Введение (4 ч). Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (17 ч). Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работас глобусом.Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч). План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (8 ч). Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом (12 ч). Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (12 ч). Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (7 ч). Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
IV. Требования к уровню подготовки учащихся по окружающему
миру
Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технологияоценивания образовательных достижений(учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать:
- элементарные сведения о трех состояниях веществ;
- что Земля имеет форму шара;
- что горизонт воображаемая линия;
- основные стороны света;
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
- закон всемирного тяготения;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
- как вести себя при грозе;
- основные этапы круговорота воды в природе;
- элементарные сведения о погоде;
- что глобус модель Земли;
- условные обозначения глобуса и карты;
- части света, материки, океаны;
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов;
- основные природные зоны;
- географические закономерности размещения хозяйства людей;
- политическую карту, крупнейшие страны и города;
- части света и их основные особенности;
- о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;
Учащиеся должны уметь:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
-различать утро, день, вечер, ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
-показывать линию горизонта;
-определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
V. Система оценки результатов освоения программы
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных учащимися, эффективность обучения будет равна нулю. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять учащимся их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Им нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим оценивать учащихся следует двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах. Продуктивныезадания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала необходимо проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если учащиеся сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. В учебнике 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что знаю какими знаниямиобладают учащиеся.
Важную роль в проведении контроля имеют тетради для проверочных и контрольных работ. Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля. Их цель - получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется 10-15 минут.
Контрольные работы - проверяют качество усвоения учебного материала после изучения нескольких тем курса. Выполняются на отдельном уроке. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в проверочных и контрольных работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все учащиеся, но и максимум, который могут усвоить учащиеся. Во 2-ом классе, отмечен уровень сложности (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать учащиеся. При этом акцент проверочных работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал контрольных работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.
Оценивается не знание содержания учебника, а умение применять знания в ходе решения различных задач.
Выполнение каждого задания демонстрирует освоение учащимся одного из программных умений. Поэтому за каждое задание ставится отдельная отметка и, только потом выводится средняя отметка за работу.
Таким образом, каждый учащийся должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями проверочных, контрольных работ. Положительные оценки и отметки за задания проверочных, контрольных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого учащегося должна быть зачтена, срок получения зачёта не ограничен. Это учит учащихся планировать свои действия. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно, эту роль могут играть:
1) таблица требований по предмету
2) портфель достижений
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
График проведения проверочных и контрольных работ
№
Название, тема
На каком уроке проводится
(в соответствии с тематическим планированием
1
Проверочная работа №1. Из чего состоят все предметы
Урок № 4
2
Проверочная работа №2. Природные часы, календарь, компас
Урок № 9
3
Контрольная работа №1. Глобус – модель Земли
Урок № 10
4
Проверочная работа №3. Смена дня и ночи
Урок № 14
5
Проверочная работа №4. Погода и климат
Урок № 20
6
Контрольная работа №2. Смена времен года
Урок № 21
7
Проверочная работа №5. Глобус и карта
Урок № 25
8
Проверочная работа № 6. Что изображают на карте
Урок № 29
9
Проверочная работа №7.Формы земной поверхности
Урок № 33
10
Проверочная работа №8. Моря и острова
Урок № 36
11
Контрольная работа №3. Наша планета
Урок № 37
12
Проверочная работа №9. Природная зональность
Урок № 46
13
Проверочная работа №10. Люди, города и страны
Урок № 48
14
Контрольная работа №4. Люди, города и страны
Урок № 49
15
Проверочная работа №11. Путешествие в дальние страны
Урок № 55
16
Проверочная работа №12. Россия – наша Родина
Урок № 58
17
Проверочная работа №13. Наша маленькая Земля
Урок № 64
18
Контрольная работа №5. Земля-наш общий дом
Урок № 65
V
·. Перечень учебно- методического, материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
1.1.
1.А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Наша планета Земля. Учебник в 2-х частях. 2 класс. – М.: Баласс, 2012
2. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Наша планета Земля». 2 класс. – М.: Баласс, 2012
3. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир. Наша планета Земля». 2 класс. – М.: Баласс, 2012
4. И. И. Курапова. Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1-2 классов/ Под редакцией А. А. Вахрушева. М. - :Баласс, 2003
К
К
К
К
1.2.
1.Ю.И.Смирнов. Популярная энциклопедия растений
2. Ю.И.Смирнов. Популярная энциклопедия животных
3. Ю.И.Смирнов. Популярная энциклопедия океана
Д
1.3
Стандарт начального образования и документы по его реализации
Д
1.4.
Методические пособия для учителя
Д
2.1.
Комплект наглядных пособий. В 3-х частях/ Составитель А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.В. Чиханова – М.:Баласс, 2007
Д
2.2.
Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)
Д
2.3.
Географические настенные карты
Д
2.4.
Атлас Кемеровской области
К
3.1.
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Ф
4.1.
1.Видеофильмы по предмету
2. Презентации к урокам
3. Видеоролики
Д
Д
Д
5.1.
Термометры для измерения температуры воздуха
К
5.2.
Термометр медицинский
Д
5.3.
Компас
К
5.4.
Часы с синхронизированными стрелками
Д
6.1.
Коллекции плодов и семян растений
Ф/П
6.2.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Ф/П
6.3.
Живые объекты (комнатные растения)
Д
7.1
7.2
7.3
Компьютер
Медиапроектор
Принтер
Д
Д
Д
V
·
·. Список литературы
1.А. А. Вахрушев, О. В.Бурский, А. С. Раутиан. Окружающий мир. ("Наша планета Земля"). 2 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1[Текст] – М.: Баласс; Школьный дом. 2012. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
2. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, «Окружающий мир». 2 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2 [Текст]– М.: Баласс; Школьный дом. 2012. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» . ("Наша планета Земля" 2 класс [Текст] – М. : Баласс, 2014. – 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
4. А.А. Вахрушев , О. В. Бурский. Контрольно - измерительные материалы. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. («Наша планета Земля») [Текст]. – М. : Баласс; Школьный дом, 2014. – 48 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
5. А.А.Вахрушев, Е. А. Самойлова, О.В. Чиханова. Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2 класс. Методические рекомендации для учителя [Текст]. – М. : Баласс, 2013. –416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
6. И. И. Курапова. Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу "Окружающий мир" для 1-2 классов / Под ред. А.А. Вахрушева. - М.: Баласс, 2003. - 32 с., илл.
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру
Класс 2 Б
Учитель Созонова И.М.
Количество часов
Всего 68 час; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 5 .
Проверочных работ 13.
Планирование составлено на основе Примерной основной образовательной программы "Окружающий мир" министерства образования и науки Российской Федерации, Примерной основной образовательной программы (Образовательная система «Школа 2100») "Окружающий мир ", авторы А. В. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В, Тырин) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учебник А. А. Вахрушев, О. В.Бурский, А. С. Раутиан. Окружающий мир.("Наша планета Земля"). 2 класс. Учебник в 2 частях. М.: Баласс; Школьный дом. 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
Календарно-тематическое планирование 68 часов (2 часа в неделю)
ОНЗ урок открытия новых знаний, РУ - урок развития умений, Э - урок - экскурсия, ВУ - вводный урок,
ОУ - обобщающий урок, ИУ - итоговый урок, УК - урок контроля, ПР- практическая работа
№
п/п
Раздел
Дата
Тема урока
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся:
(Н) - на необходимом уровне,
(П) - на программном уровне
1
Введение ( 4 часа)
Как мы будем учиться
ОНЗ
Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н).
2
Общие слова – понятия
ОНЗ
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П).
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).
Приводить примеры явлений природы (Н).
Приводить примеры веществ, описывать их (Н).
Называть особенности различных состояний веществ (П).
3
Из чего состоят все предметы
ОНЗ
4
Из чего состоят все предметы.
Проверочная работа № 1
РУ, УК
5
Земля и Солнце (17 часов)
Природные часы, календарь, компас
ОНЗ
Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).
6
Природные часы, календарь, компас
ОНЗ
7
Земля имеет форму шара
ОНЗ
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).
8
Глобус – модель Земли
ОНЗ
9
Повторение и проверочная работа № 2 по теме «Природные часы, календарь, компас»
РУ
10
Контрольная работа№1 по теме «Глобус – модель Земли»
УК
11
Земля в космосе
ОНЗ
12
Притяжение Земли
ОНЗ
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).
13
Смена дня и ночи.
ОНЗ
Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать это движение на моделях (П).
14
Повторение и проверочная работа №3 по теме: «Смена дня и ночи.»
РУ
15
Смена времён года
ОНЗ
16
Смена времён года
РУ
17
Где на Земле теплее
ОНЗ
18
Погода и климат
ОНЗ
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н).
19
Погода и климат
ОНЗ
20
Урок - тренинг и проверочная работа №4 по теме «Погода и климат»
РУ
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
21
Контрольная работа№2 по теме: «Смена времен года»
УК
22
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 часов)
План и карта
ОНЗ
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).
23
План и карта
ОНЗ
24
Глобус и карта
ОНЗ
25
Повторение и проверочная работа№5 по теме «Глобус и карта»
РУ
26
Что изображают на карте
ОНЗ
27
Что изображают на карте
ОНЗ
28
Материки и океаны
ОНЗ
29
Повторение и проверочная работа№6 по теме: «Что изображают на карте»
РУ
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
30
Формы земной поверхности
( 8 часов)
Реки и озёра
ОНЗ
31
Реки и озёра
ОНЗ
32
Равнины и горы
ОНЗ
33
Равнины и горы
ОНЗ
33
Повторение и проверочная работа№7 по теме: «Формы земной поверхности»
РУ
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
34
Моря и острова
ОНЗ
35
Моря и острова
РУ
36
Повторение и проверочная работа№8 по теме: « Моря и острова»
РУ
37
Контрольная работа№3 по теме: «Наша планета»
УК
38
Земля - наш общий дом
( 12 часов)
Экологические системы
ОНЗ
Характеризовать экосистемы (на1-2 примерах) (П)
39
Экологические системы
ОНЗ
40
Природная зональность
ОНЗ
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).
Находить на карте изученные природные зоны (П).
41
Природные зоны холодного пояса
ОНЗ
42
Леса умеренного пояса
ОНЗ
43
Засушливые зоны умеренного пояса
ОНЗ
44
Путешествие в дальние земли (самостоятельная подготовка докладов)
РУ
45
Горные экосистемы
ОНЗ
46
Повторение и проверочная работа№9 по теме: «Природная зональность»
РУ
47
Люди, города и страны
ОНЗ, РУ
Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).
48
Повторение и проверочная работа № 10 по теме: «Люди, города и страны»
РУ
49
Контрольная работа №4 по теме: «Люди, города и страны»
УК
50
Части света (12 часов)
Путешествие тучки по Европе
ОНЗ
Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).
51
Путешествие тучки по Европе
РУ
52
Азия
ОНЗ
53
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)
ОНЗ
54
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)
ОНЗ
55
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) Проверочная работа № 11 по теме «Путешествие в дальние страны»
ОНЗ
56
Россия – наша Родина
ОНЗ
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственную границу (Н).
Находить на карте России родной регион (Н).
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н).Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П).
57
Россия – наша Родина
ОНЗ
58
Россия – наша Родина. Проверочная работа № 12 по теме «Россия – наша Родина»
РУ
59
Экскурсия (формы земной поверхности)
Э
60
Экскурсия (наша природная зона)
Э
61
Учимся решать жизненные задачи
РУ
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений в жизни (Н). Применение полученных знаний и умений в жизни (Н).
62
Наша маленькая планете Земля
(7 часов)
Наша маленькая планета Земля
ОНЗ
63
Наша маленькая планета Земля
ОНЗ
64
Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа № 13 по теме "Наша маленькая Земля"
РУ
65
Контрольная работа№ 5 по теме «Земля-наш общий дом»
УК
66
Урок повторения.
РУ
67
Землетрясение. Правила поведения во время землетрясения
ОНЗ
68
Учимся решать жизненные задачи
РУ
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Образовательные технологии
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Функциональная грамотность
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития
Объяснять мир
(тексты и задания)
2-я линия развития
Отношение к миру
(тексты и задания)
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценки)
- Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом)
- Задания для групповой работы
Личностные результаты
Комлексные, компетентностные задания в УМК:
- Задания по проектам (на предметном материале)
- Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)
Заголовок 1pђЗаголовок 3pђЗаголовок 415