Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс.Программа «Школа 2100».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная средняя школа № 79
Утверждаю Согласовано Программа рассмотрена на заседании методического
Директор МОУ средней школы № 79 Зам. директора по УВР объединения учителей начальных классов
_________/Насенникова Т.Д./ __________/Качанова Е.А./ Протокол № ___ от «___» 2014 г.
«___»________2014 г. «__»_____________2014 г. Руководитель м/о _______ /Сердюкова А.А./
Рабочая программа курса «Окружающий мир»
авторы: А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан.
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по математике, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной программы курса математики для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе «Школа 2100».
Класс: 1
Срок реализации программы: 2014/2015 учебный год
Программу разработала учитель начальных классов:
Кузнецова Е.В.
г.о. Тольятти, 2014 г.
Рабочая учебная программа
курса «Окружающий мир»
1 класс
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа курса «Окружающий мир» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей новым ФГОС начального общего образования второго поколения, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» Вахрушев А.А., Раутиан А.С. «Программа курса «Окружающий мир» для 1 класса «Я и мир вокруг», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2010 года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. - М. : Баласс, 2010), а также учебного плана МОУ СОШ № 79 на 2014 - 2015 уч. г.
Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Срок реализации программы – 33 учебных недели.
Программа «Окружающий мир» рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Из них:
- проверочных работ - 2 ч.;
- итоговых контрольных работ - 1 ч.
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используется:
1. Учебно-методический комплект:
Учебник
(автор, название,
издательство, год издания)
Рабочие тетради,
учебные пособия
(для учащихся)
Методическая литература
(в помощь учителю)
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиян А.С.
Окружающий мир. 1 класс. [«Я и мир вокруг»]. Учебник в 2 частях.
М. : Баласс, 2009.
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиян А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс («Я и мир вокруг»).
М. : Баласс,
2009.
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В.,
Родыгина О.А.
Самостоятельные и итоговые работы
к учебнику «Окружающий мир» [«Я и мир вокруг»] для 1-го класса. -
М. : Баласс, 2009.
3. Курапова И.И.
Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1 - 2-го классов. Изд. 3-е, испр. -
М. : Баласс, 2009.
Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» / Под ред. А.А. Вахрушева. - М. : Баласс, 2010.
2. ЦОРы:
Определитель растений Ханты-Мансийского округа. 2008. Издательство Баско.
«КиМ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»:
«Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1»
«Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2»
3. Комплект таблиц по окружающему миру для 1 класса.
4. Комплект наглядных пособий «Окружающий мир», 1 класс.
Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курсе интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.
Важнейшими линиями развития личности ученика средствами курса окружающего мира являются: знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
Задача учителя - с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. С целью достижения выше указанных задач обучение осуществляется через знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, сделав школьника даже при минимуме сообщаемых знаний сознательным участником жизни. С самых первых шагов изучения окружающего мира ребёнок учится понимать каждое явление природы, влияние, роль и место человека в нем. Школьникам необходима помощь взрослых в построении целостной картины мира. Для этого ежедневно и ежечасно нужно помогать ребятам осмысливать их опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир, осознавать цену и смысл своих поступков и поступков окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, уточняя возникающие при этом вопросы, человек приучается понимать окружающий его мир, у него возникают привычки (навыки) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру - важная цель курса «Окружающего мира». В рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания.
В основе обучения в рамках «Школы 2100» лежит деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Основная цель курса: познакомить школьников с картиной мира и научить их пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.
Задачи обучения:
- выработать умения решать возникающие перед школьником проблемы на основе их собственного опыта;
- развивать умение обучающихся понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных задач и жизненных проблем.
Решение проблемных задач - главный способ осмысления мира. Изложение сравнительно полной картины мира позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. При этом усвоить школьникам необходимо лишь минимум содержания (важнейшие понятия и связи, обозначенные в таблице требований). Это становится возможным благодаря принципу минимакса.
Особенность курса - системное введение понятий. В основе усвоения понятий лежит их многократное применение на уроке, которое приводит к встраиванию нового изученного понятия в формирующуюся в голове ученика картину мира.
Важнейшие (выделены жирным шрифтом) и основные понятия
курса «Окружающий мир»
Тема
Понятия (1 класс)
Природа
Живые и неживые природные богатства
Тело
Тело человека
Вещество
Знакомство с тремя состояниями
Энергия
Воздух
Воздух как природное богатство. Значение воздуха для дыхания
Вода
Вода - природное богатство. Знакомство с тремя состояниями воды, с круговоротом воды.
Небесные тела
Солнечный свет - природное богатство.
Форма земли
Смена дня и ночи
Признаки дня и ночи в природе и жизни людей.
Сезонные явления в природе и их причина
Основные особенности и отличия каждого времени года.
Материки
Формы земной поверхности (горы, равнины)
Водоём
Полезные ископаемые
Подземные кладовые - природное богатство.
Погода и климат
Какая бывает погода?
План и карта
Живые организмы
Свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.
Грибы
Растения
Растения - природное богатство. Сходство и различие растений и животных. Примеры растений.
Культурные растения
Основные группы культурных растений. Примеры культурных растений.
Животные
Животные - богатство природы. Сходство и различие растений и животных. Примеры животных.
Домашние животные
Основные группы домашних животных. Примеры домашних животных.
Человек
Человек узнаёт мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг. Элементарные сведения о строении человека. Отличительные особенности разумного существа - человека.
Правила гигиены
Знакомство с режимом дня. Знакомство с съедобными и ядовитыми грибами.
Основы безопасности жизнедеятельности
Правила безопасного поведения на улице, в быту. Противопожарная безопасность.
Связи в природе
Связь человека с природой.
Круговорот
Почва
Экосистема
Первичные представления о роли организмов в природе.
Природные зоны
Охрана природы
Правила поведения в природе.
Личность
Роль опыта в жизни человека. Роль руки и слов в общении. Человек узнает о мире с помощью родителей, учителей и книг.
Хозяйство людей
Знакомство с хозяйством людей.
Деление общества
Представление о городе. Основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий.
Культура
Государство
История
Содержание программы
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Как мы понимаем друг друга (9 ч)
Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показывать пальцем (далекие, сказочные, предметы в будущем). Польза обмена знаниями между людьми. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперед», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже».
Как мы узнаем, что перед нами (4 ч)
Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.
Как ты узнаешь мир? (4 ч)
Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.
Твоя семья и твои друзья (7 ч)
Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и ее роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника.
Что нас окружает (10 ч)
Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Хозяйство человека. Изготовление вещей на фабриках и заводах. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сфера обслуживания. Транспорт. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства : животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твердые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твердое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).
ЭКСКУРСИЯ «Безопасная дорога в школу»
Живые обитатели планеты (11 ч)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Свойства живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Сходство растений и животных. Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека.Человек – разумное существо. Забота о природе. Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
Отчего и почему (1 ч)
Последовательность событий и ее причины.
Времена года (15 ч)
Осень, зима, весна, лето и их признаки. Погода, растения и животные в разные времена года. Путешествие воды. Правила поведения при грозе.
ЭКСКУРСИЯ в парк: «Осенняя природа», «Зимняя природа», «Весенняя природа», ЭКСКУРСИЯ в Шапшинское урочище.
Повторение изученного материала (2 ч.)
Учимся решать жизненные задачи (3 ч.)
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
роль руки и слов в общении;
роль опыта – как источника благосостояния людей;
что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
что такое общение и какова его роль в жизни человека;
что такое город;
основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
основные природные богатства и их роль в жизни человека;
свойства живых организмов и их отличия от неживых предметов;
основные черты сходства и различий растений и животных;
основные группы домашних животных и растений;
отличительные особенности человека от животных;
элементарные сведения о строении человека;
правила поведения в природе;
основные признаки каждого времени года.
называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
пользоваться словами, указывающими направление и время;
наблюдать, делать умозаключения;
пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
различать профессии людей;
различать природные богатства, живые и неживые;
различать растения и животных;
приводить примеры названий 5-10 дикорастущих растений и животных;
приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных;
оценивать правильность поведения в природе;
оценивать правильность поведения в быту.
Календарно-тематическое планирование курса « Окружающий мир»
№
п\п
1.
Тема урока
2
Тип урока
Кол. Часов
3
Планируемые результаты (предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Дата
Содержание урока
(Ученик должен знать)
4.
Личностные УУД
5
Познавательные УУД
6
Коммуникативные УУД
7
Регулятивные УУД
8
9
1. Раздел программы: Как мы понимаем друг друга( 9 ч )
1.
Как мы будем учиться.
Урок введения новых знаний (1 час)
Знакомство с понятием «окружающий мир»
Знать:
Окружающие предметы и их признаки ,признаки предметов и явлений,группировать предметы по заданному признаку(игрушки и предметы,необходимые в школе). Уметь:Отвечать на вопросы учителя
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
2.
Я-школьник.
Урок рефлексии (1ч.)
Знать: Иметь представление о собственном «я».
Уметь: Дать первое представление о справочной литературе.
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно.
3.
Путешествуем не выходя из школы.
Урок рефлексии (1 час)
Знать: Устройство здания школы.
Уметь: Знакомиться с одноклассниками, Ориентироваться в школе(находить своё место в школе).
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Умение рассматривать,
сравнивать,
классифицировать.
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.
4.
Ценный совет.
Обобщение и систематизация изученного. (1ч.).
Закрепление понятия «последовательность событий» .Знать: Правила общения со сверстниками и взрослыми,дома, на улице.
Уметь:
Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме.
Развитие готовности к сотрудничеству
Формирование знаний по абстрагированию и классификации
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.
5
Зачем нужен жизненный опыт.
Урок введения новых знаний.
( 1 час)
Развитие мыслительных операций, речи.
Уметь: Анализировать собственные жизненные ошибки на примере своих сверстников.
Формирование технологической, социальной компетентности, самостоятельности
Умение рассматривать,
сравнивать,
классифицировать.
Знакомство с моделированием
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, убеждать и уступать.
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
6-7
Где и куда.
Урок рефлексия. ( 1 час ).
Продолжать знакомиться со школой.
Уметь:
Сравнивать и классифицировать предметы, знать некоторые дорожные знаки.
Формирование технологической, социальной компетентности.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Готовность к взаимодействию. Формирование толерантности.
Определение последовательности промежуточных целей
8
Учимся определять верх и низ.
Урок рефлексия (1ч.)
Знакомство с природой.
Развитие мыслительных операций, самостоятельности, положения в пространстве.
Уметь:
Развивать наблюдательность и внимательность,формироование умения работать в группах.
Формирование технологической, социальной компетентности.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, убеждать и уступать.
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
Составление плана и последовательности действий
9
Раньше и позже.
Комбинированный урок (1 час)
Знать:
Понятие «время»
Уметь:Ориентироваться в пространстве, времени понятиях»настоящее», «прошедшее», «будущее»
Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Преобразование модели с целью выявления общих законов
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
2. Раздел программы: Как мы узнаём, что перед нами ( 4 ч )
10-11
Предметы и их признаки
Урок введения новых знаний(1ч.)
Знать:Группы предметов.
Уметь:
Ориентироваться в пространстве,моделировать предметы, сочетать и классифицировать их по признакам.
Формирование технологической, социальной компетентности.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
Составление плана и последовательности действий
12-13
Сочетания предметов.
Урок рефлексия. (1 час)
Знать: Группы предметов
Уметь: выделять их существенные признаки, различать по форме, цвету, размеру.
Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Составление плана и последовательности действий
4.Раздел программы: Времена года (3 ч )
14
Осенняя природа. Экскурсия « Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный.»
Комбинированный урок (1 час).
Продолжить знакомство с осенними изменениями в природе.
Знать: Признаки осени.
УметьРаботать в паре .
Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Преобразование модели с целью выявления общих законов
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, убеждать и уступать.
Составление плана и последовательности действий
15-16
Осень-природа готовится.
Урок рефлексии (1ч.)
Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе.
Знать: Признаки осени.
Уметь: сравнивать и обобщать окружающие предметы.
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Распознавание объектов, выделение существенных признаков.
Моделирование.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Составление плана и последовательности действий
2. Раздел программы : Как ты узнаёшь мир ( 4 ч )
17-18
Наши помощники-органы чувств.
Урок введения новых знаний (1 час)
Показать значение органов чувств человека.
Знать: различные виды упражнений.
Уметь: находить нужную информацию в справочнике, размещённом в учебнике
Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Распознавание объектов, выделение существенных признаков.
Моделирование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение договариваться, находить общее решение
Составление плана и последовательности действий
19
Родители, учителя и книги.
Урок введения новых знаний.(1ч.)
Дать элементарное представление о внешнем строении человека
Знать:значение осанки, небходимость занятий физкультурой и спортом
Оценивание усваиваемого содержания
Преобразование модели с целью выявления общих законов
Умение слушать и вступать в диалог
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
20
Самостоятельная работа. Как мы узнаём мир.
Комбинированный урок.(1 час)
Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Распознавание объектов, выделение существенных признаков.
Моделирование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Составление плана и последовательности действий
5. Раздел программы: Твоя семья и друзья ( 7 ч )
21-22
Ты и твоя семья.
Урок рефлексии (1ч.)
Показать значение семьи в жизни каждого человека.
Знать: участвовать в подготовке рисунков.
Уметь: создавать фотоальбом, оформлять стенды.
Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Распознавание объектов, выделение существенных признаков.
Моделирование.
Готовность к взаимодействию. Формирование толерантности.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
23-24
Учимся быть самостоятельными.
Урок игра. (1 час).
Развивать эмоциональную сферу ребёнка. Знать: некоторые элементарные приёмы управления собой.
Оценивание усваиваемого содержания
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение аргументировать свое предложение
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
Самоконтроль.
25-26
Ты и твои друзья
Урок введения новых знаний (1 час)
Отработка умения общаться с людьми.
Знать :правила поведения в обществе.
Уметь:оценивать собственное поведение в обществе, со сверстниками и взрослыми.
.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Распознавание объектов, выделение существенных признаков.
Моделирование.
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Составление плана и последовательности действий
27
Повторение. Самостоятельная равбота.
Урок рефлексии (1ч.)
Развивать эмоциональную сферу ребёнка. Знать: некоторые элементарные приёмы управления собой.Контроль знаний.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Преобразование модели с целью выявления общих законов
Готовность к взаимодействию. Формирование толерантности.
Коррекция –внесение изменений в результат своей деятельности
6. . Раздел программы : Времена года (5 ч)
28
Зимняя природа. « Чародейкою –зимою заколдован лес стоит»
Урок введения новых знаний (1 час)
Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе
Знать:характерное поведение наблюдаемых животных,насекомых, зверей, птиц;основные признаки каждой группы
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение договариваться, находить общее решение
Составление плана и последовательности действий
29
Зима: покой природы.
Урок введения новых знаний (1 час)
Уточнить представления детей, полученные на экскурсии.
Знать:
Признаки предметов,сравнивать и классифицировать их.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Моделирование.
Умение слушать и вступать в диалог
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
30
Зима:покой природы. Самостоятельная работа.
Урок рефлексии (1ч.).
Контроль и учёт полученных знаний.
Формирование технологической компетентности.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Моделирование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
31
Зима : покой природы.Проверочная работа.
Урок введения новых знаний.(1ч.).
Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе
Знать:характерное поведение наблюдаемых животных,насекомых, зверей, птиц;основные признаки каждой группы.
Формирование технологической компетентности.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Моделирование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
32
Учимся решать жизненные задачи.
Обобщение и систематизация изученного (1ч.).
Уточнить представления детей, полученные на экскурсии.
Знать:
Признаки предметов,сравнивать и классифицировать их.
Формирование технологической компетентности.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Моделирование.
Готовность к взаимодействию. Формирование толерантности.
Составление плана и последовательности действий
7.Раздел программы : Что нас окружает (10 ч )
33
Город , в котором мы живём.
Урок введения новых знаний( 1 час )
Знать: правила поведения в природе и выполнять их.
Уметь: отличать город от села, др. административных и населённых пунктов.
Оценивание усваиваемого содержания
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Моделирование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коррекция –внесение изменений в результат своей деятельности
34
Село, в котором мы живём.
Урок введения новых знаний (1 час)
Познакомить с понятием «Село»
Уметь: отличать село от города, др. административных и населённых пунктов.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Выбор оснований и критериев для сравнения
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
35
Учимся быть пешеходами.
Урок введения новых знаний (1ч.)
Знать: правила дорожного движения. Знать: о мерах и способах защиты своей жизни.
Уметь : применять на практике правила поведения в общественных местах.
Оценивание усваиваемого содержания
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Умение аргументировать свое предложение
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
Самоконтроль.
36.
Экскурсия «Безопасная дорога в школу»
Комбинированный урок (1 час)
Знать: правильный маршрут по дороге от дома до школы, правильно им пользоваться.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Моделирование.
Умение слушать и вступать в диалог
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
37-38
Хозяйство человека.
Урок рефлексии (1ч.)
Познакомиться с хозяйственной деятельностью человека.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Моделирование.
Готовность к взаимодействию. Формирование толерантности.
Составление плана и последовательности действий
39
Повторение. Самостоятельная работа.
Урок введения новых знаний (1 час)
Выявить у учащихся имеющиеся знания о хозяйственной деятельности человека .
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Выбор оснований и критериев для сравнения
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
40
Богатство природы.
Урок рефлексия (1 час)
Знакомство с кладовой природы, полезными ископаемыми, их значением для человека.
Оценивание усваиваемого содержания
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Коррекция –внесение изменений в результат своей деятельности
41
Твёрдые тела, жидкости и газы.
Урок введения новых знаний (1ч.).
Показать 3 состояния воды:жидкое, твёрдое, газообразное.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Моделирование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
42
Повторение. Самостоятельная работа.
Комбинированный урок (1 час)
Учёт и проверка полученных знаний.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Готовность к взаимодействию. Формирование толерантности.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
8. Раздел программы: Времена года (3 ч )
43
Экскурсия « Весенняя природа».
Урок введения новых знаний. ( 1 час )
Знать : объекты живой и неживой природы.
Уметь:составлять описание объектов природы по плану, сравнивать ранее наблюдаемые явления природы с тем, что происходит в настоящее время.
Оценивание усваиваемого содержания
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение аргументировать свое предложение
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
Самоконтроль.
44
Весна: пробуждение природы.
Урок рефлексии (1ч.)
Уточнить представления детей, полученные на экскурсии.
Знать:отличительные признаки времени года.
Уметь: фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Умение слушать и вступать в диалог
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
45
Весна: пробуждение природы. Проверочная работа.
Урок введения новых знаний (1 час)
Проверка знаний, полученых на экскурсии.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
9. Раздел программы: Живые обитатели планеты ( 11 ч )
46
Живое и неживое.
Урок рефлексии (1 час)
Формирование первоначапльных представлений о живой и неживой природе.
Знать: объекты живой и неживой природы.
Уметь: соотносить явления наблюдаемые в природе, с иллюстрациями, классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Готовность к взаимодействию. Формирование толерантности.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
47
Растения и животные.
Урок введения новых знаний (1 час)
Знать : объекты живой и неживой природы.
Уметь:составлять описанте объектов природы по плану, сравнивать ранее наблюдаемые явления природы с тем, что происходит в настоящее время.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Моделирование.
Умение слушать и вступать в диалог. Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
48
Равновесие в природе.
Урок рефлексии (1ч.)
Уточнить представления детей, полученные на экскурсии.
Знать:отличительные признаки времени года.
Уметь: фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.
Оценивание усваиваемого содержания
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Составление плана и последовательности действий
49
Домашние любимцы.
Урок введения новых знаний. ( 1 час ).
Знать :правила содержания домашних животных дома, на улице, в оьщественных местах, уход за ними.
Оценивание усваиваемого содержания
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Моделирование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
50
Домашние любимцы и комнатнеые растения
Урок введения новых знаний (1 час)
Знать : правила содержания домашних животных и растений. Выяснить чем растения могут навредить животным.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Готовность к взаимодействию. Формирование толерантности.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
51
Удивительный мир рыб.
Урок рефлексии (1ч.)
Выявить у учащихся имеющиеся знания о животных .
Уметь:выделять основные признаки и группы животных
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Моделирование.
Готовность к взаимодействию. Формирование толерантности.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
52
Наши помощники-домашние животные и культурные растения.
Обобщение и систематизация изученного (1ч.)
Познакомить с разнообразием домашних животных и культурных растений.
Уметь:выражать красоту окружающей природы в словесной и изобразительной форме.
Формирование технологической компетентности.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Моделирование.
Умение аргументировать свое предложение
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
53
Повторение. Самостоятельная работа.
Итоговая проверка.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Умение аргументировать свое предложение
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
54
Человек-разумное существо
Дать элементарное представление о внешнем строении человека
Знать:значение осанки, небходимость занятий физкультурой и спортом.
Оценивание усваиваемого содержания
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Умение аргументировать свое предложение
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
55
Природа и мы.
Знакомство с понятием «окружающий мир»
Знать:
Окружающие предметы и их признаки ,признаки предметов и явлений,группировать предметы по заданному признаку(игрушки и предметы,необходимые в школе). Уметь:Отвечать на вопросы учителя
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
56
Повторение.Самостоятельная работа.
Итоговая проверка.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Умение аргументировать свое предложение
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
10.Раздел программы: Времена года (10ч )
57-58
Лето . Природа
цветёт и плодоносит.
Взаимодействие природы и человека.
Знать:
Правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.
Оценивание усваиваемого содержания
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
59
Отчего и почему.
Знать:
Правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
60
Повторение. Самостоятельная работа.
Учёт и проверка знаний.
Оценивание усваиваемого содержания
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение аргументировать свое предложение
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
61
Итоговая контрольная работа за год.
Проверка учебного материала, изученного за год.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
62
Анализ контрольной работы.Учимся решать жизненные задачи.
Уточнить представления детей, полученные на экскурсии.
Знать:
Признаки предметов,сравнивать и классифицировать их
Оценивание усваиваемого содержания
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
63
Учимся решать жизненные задачи.
Уточнить представления детей, полученные на экскурсии.
Знать:
Признаки предметов,сравнивать и классифицировать их
Оценивание усваиваемого содержания
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Умение аргументировать свое предложение
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестн
64
Экскурсия в Шапшинское училище.
Уточнить представления детей, полученные на экскурсии.
Знать:
Признаки предметов,сравнивать и классифицировать их
Оценивание усваиваемого содержания
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Умение действовать по алгоритму.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
65-66
Повторение, изученного за год.
Обобщить и систематизировать, полученные знания за год.
Оценивание усваиваемого содержания
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Умение аргументировать свое предложение,
убеждать и уступать.
Формирование саморегуляции как способности к волевому усилию
Заголовок 3Заголовок 415