Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся начальной школы в рамках программы внеурочной деятельности «Здоровейка»
Межрегиональная научно- практическая конференция « Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
Секция: Воспитательная среда образовательного учреждения как средство реализации внеурочной деятельности.
Тема: Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся начальной школы в рамках программы внеурочной деятельности «Здоровейка»
Максутова Алмагуль Сагановнаучитель начальных классов
ГБОУ СОШ « Образовательный центр»
с. Подъем- Михайловка
м.р. Волжский
С. Большая Черниговка, 2016 год
Воспитание это процесс совокупных действий, которые направлены на формирование личности. Воспитание можно рассмотреть как часть процесса обучения, потому что оно рассматривается, как наукой, так и педагогикой. В случае воспитании всегда есть цель, к которой ведет воспитательный процесс. Начинать процесс желательно в раннем детстве, когда и формируется в основном личность.
Воспитание может быть рассмотрено в нескольких смыслах.
Л.Н. Толстой, немало внесший вклад в формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки».
Иммануил Кант писал : «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
Признание получило и определение Х.Й. Лийметса, согласно которому воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности.
Среда воспитания - природные и социально-бытовые условия, в которых находится человек (ребёнок или взрослый), в которых происходит формирование или развитие его как личности и из которых он черпает знания об отношениях. Примеры среды воспитания: семья, группа в детском саду, школьный класс, кружок, спортивная секция, дворовое окружение, институт, клуб по интересам и т.д. Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым». От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.
Образовательно- воспитательный процесс включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность.
Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Я работаю во 2 классе. Одной из целей моей педагогической деятельности является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.
В моем классе в рамках введений ФГОС НОО внеурочная деятельность представлена кружками «Умелые ручки», « Здоровейка », « Занимательная грамматика», « Юный натуралист », « Гимнастика», «Познай себя» .
Я руководитель кружка « Здоровейка» .Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы внеурочной деятельности «Здоровейка».
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Кружок «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея кружка заключается в воспитании здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная внеурочная деятельность направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.
Кружок по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлен на осуществление следующих целей:
- формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развитие навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
«Здоровейка» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 8 лет ( второй класс) в течение года в объеме 34 часа ( по одному часу в неделю).
Содержание курса « Здоровейка»
Введение «Вот мы и в школе».
Питание и здоровье
Моё здоровье в моих руках
Я в школе и дома
Чтоб забыть про докторов
Я и моё ближайшее окружение
«Вот и стали мы на год взрослей»
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, отвечающих возрастным возможностям младшего школьника:
- Игры
- Беседы
- Тесты и анкетирование
- Круглые столы
- Просмотр тематических видеофильмов
Спортивное направление позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно быть уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей воспитательной среды образовательной организации.
Быть здоровым – это значит быть счастливым и успешным во взрослой жизни. Главное – сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса.
« Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.