Программа экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Муниципальное бюджетное обще образовательное учреждение «Верещагинская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(1 вариант)
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




Составитель: Ольга Евгеньевна Бизяева.
воспитатель 1 квалификационной категории




г. Верещагино 2016 г.
Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведении обучающихся 1- 4 классов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам.
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи программы:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
В Программе реализуется гуманистическое убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для них необходимые условия. Одно из основных условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность требований, учитывающих: уровень подготовки учащихся к школе; общие способности к обучению; уровень доступной ребенку самоорганизации; жизненный опыт.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников напрямую связан с задачами урочной деятельности, одновременно решаемыми Программой здоровья. Он предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему представления предметного содержания, а соответственно - помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка.
Реализуемый принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, формирования и развития основ культуры умственного и физического труда. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, прогулки на природу).
Безусловно, заявленные позиции носят здоровьесберегающий характер, создают безопасную образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника.


Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Направления формирования здорового образа жизни

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, и социально-психологическое.

-обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-обучающиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека;
-обучающиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-обучающиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

- соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.


Рациональная организация образовательного процесса.

Отношение к здоровью детей как главной ценности.
-соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).


Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.

- полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в кружках, на занятиях ЛФК, ритмики);
-рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальных классах.


Реализация дополнительных образовательных программ.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

-эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.


Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания.

-эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.



Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления формирования здорового образа жизни

Задачи формирования здорового образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью). Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей.
Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).
Спортивные кружки, туристические походы; дни здоровья, (внеурочная, внешкольная).
Урок физической культуры (урочная). Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная).
Спортивные соревнования (внеурочная, внешкольная).


Создание здоровьесберегающ ей инфраструктуры ОУ.

Организация качественного горячего питания учащихся. Оснащение физкультурного зала, спортплощадки необходимым оборудованием и инвентарем.
Укрепление материально-технической базы. Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися ( учитель физической культуры, психолог).

Рациональная организация образовательного процесса.
Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеурочную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Индивидуализация и дифференциация обучения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Организация подвижных игр на переменах, динамических пауз, физкультминуток на уроках, зарядки до занятий. Организация работы спортивных кружков и создание условий для их эффективного функционирования. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов и т. п.).


Реализация дополнительных образовательных программ.
Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность.
Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.
Семинары, консультации по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. Пропаганда для родителей необходимой научно-методической литературы.


Важное место в экологическом обучении отводится начальной школе, так как именно она закладывает основы взаимоотношений человека с природой и социальной средой. Изучение природы позволяет воспитывать в ребенке эстетическое, патриотическое чувство, бережное отношение к окружающей среде.
Внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и активностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с
природой.
Работа по экологическому образованию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Изучение экологического материала ведется на уроках окружающего мира.
Здесь на доступном обучающимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:

· Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

· Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

· Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)

· Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы и в рамках занятий экологического кружка. Во внеклассной работе, используются следующие формы работы:
- Экскурсии в природу;
- Небольшие сообщения, беседы;
- Экологические игры и викторины;
- Праздники;
- Акции.
Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:

· Повышение уровня информированности;

· Повышение интереса к природе родного края;

· Потребность выразить свой интерес в творческих работах;

· Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку. Ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

· Выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

· Ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

· Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Ожидаемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
У выпускника начальной школы сформировано:
- представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- представление о рациональной организации режима дня;
- представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах, влияющие на здоровье детей;
- представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;
- представление об основных компонентах культуры безопасного и здорового образа жизни;
- готовность ребенка безбоязненно обращаться к врачу;
- умение осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- навык выполнения правил личной гигиены в условиях образовательного учреждения и вне его;
- умение составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- навык позитивного коммуникативного общения;
- представлений об основах экологической культуры;
- владение навыками безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и оказания первой медицинской помощи;
- понимание неразрывности взаимосвязей в природе;
- чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- проявление у детей познавательного интереса и бережного отношения к природе.
Диагностика и оценка эффективности реализации программы
Диагностика здоровья обучающихся

Мониторинг групп здоровья


Мониторинг групп по физкультуре



Мониторинг по пропускам уроков (по болезни)

Диагностика формирования безопасного образа жизни

Количество травмоопасных ситуаций с обучающимися школы



Количество ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей

Диагностика потребности в здоровом образе жизни
Занятость в спортивных секциях


Количество участников спортивных соревнований, конкурсов и других мероприятий по ЗОЖ












Литература

Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2001. - 416 с.
Белкин А.С., Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
Бгажнокова И.М. Психолгия умственно – отсталого школьника. – М,: Просвещение, 1987.
Буфетов Я. М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. Алма-Ата: Мектеп, 1988
Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2. - С. 146-151.
Громова Т. В. Младший школьный возраст: системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.
Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5. - С. 7-27.
Долгобородова Н. П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1968.
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. - 2008. - N 9. - С. 88-93.
Диагностика нравственных приоритетов школьников // Сельская школа. – 2006. - N 3. - С. 72.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.
Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007. - N 6. - С. 101-105.
Ерзунова Е. А. Добром наполним мир // Начальное образование. - 2009. - N 3. - С. 42-47.
Ермолич С. Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений младших школьников // Преподаватель XXI век. - 2007. - N 1. - С. 188-189.
Кристен У. Поддерживающая коммуникация. /Пер. с нем.// Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков: ПОИПКРО, 1999, с. 93. 
Котруца Л. Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. - N 3. - С. 185-192.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : ПЕР СЭ, 2002 – 192 с.
Левин Я. Н. В центре внимания нравственное и физическое здоровье школьников. Из опыта работы пед. коллективов отд. образования Администрации Окт. р-на / Левин Я. Н. - Екатеринбург : Б. и. , 1999. - 40 с.
Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. - 2007. - N 3 / 4. - С. 119-122.
Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых людей. М.: Просвещение, 1990, 128 с. 
Макеева С. Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. – 1999. - N 4. - С. 53-61.
Мартышин В. С. Твоя родословная: Духовно-нравственные основы семьи / Мартышин В. С. - М.: Школьная пресса , 2000. - 223 с.
Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2007. - N 7. - С. 21-29.
Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема // Аспирант и соискатель. - 2010. - N 3. - С. 51-52.
Метлик И. В. Социальное партнерство семьи, школы и религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании детей : новое качество взаимодействия // Семья в России. - 2009. - N 2. - С. 64-75.
Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С. 3-18.
Мудрик А. В. Социализация и "смутное время" / Мудрик А. В. - М. : Знание , 1991. - 80 с.
Морозова H.H. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. - 17 с.
Новая модель в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Кн. 1. М.: Изд-во НЦ ЭНАС.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. Л. Пузанова. М.: Академия, 2006., 2001.
Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1982. - 104 с.
Петрова В. Азбука нравственного образования. 2 класс // Воспитание школьников. – 2007. - N 3. - С. 45-48.
Петрова В. И. Азбука нравственного взросления / Петрова В. И. – СПб.[и др.: Питер, 2007. -- 301 с.
Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1969. ПодласыйИ. П. Педагогика. М.: Владос, 2001.
Скокова Г. В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. – 2006. - N 11. - С. 45-49.
Соловцова Е. Нравственные представления младших школьников // Воспитание школьников. – 2000. - N 1. - С. 10-11.
Тараненко О. Диагностика воспитательной работы в классе // Воспитание школьников. – 2004. - N 8. - С. 16-20.
Трофимова Н. Новая социальная ситуация и школьное образование // Народное образование. – 2006. - N 9. - С. 192-195.
Холодкова О. Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - N 7. - С. 76-78.
Шемшурина А. И. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания : научно-методическое пособие для педагогов и классных руководителей // Этическое воспитание. – 2007. - N 2. - С. 4-95.
Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников // Этическое воспитание. - 2008. - N 5. - С. 5-40.
Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: пер. с нем. А.П. Голубева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 143.
Шипицына Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс", Институт общегуманитарных исследований. 2002 - 496 с.
Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. – 2006. - N 12. - С. 16-21.
Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / Богданов О. С. – М.: Просвещение , 1986. - 192 с.










13PAGE 15


13PAGE 141015




15