Конспект урока по русскому языку на тему Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными »
Класс: 9
УМК: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.-М.: Просвещение, 2011
Тип урока: урок освоения нового материала
Виды деятельности: работа в группах, индивидуальная работа, исследовательская работа, составление таблиц, схем.
Оборудование урока: учебник, электронная презентация, схемы-таблицы, ватманы, маркеры, магниты.
Цели урока:
А) предметные:
закрепить знания о СПП;
рассмотреть особенности СПП с придаточными обстоятельственными;
формировать умение расставлять знаки препинания в СПП;
совершенствовать орфографические навыки;
продолжить работу по подготовке к ГИА;
Б) межпредметные:
воспитывать интерес к русскому языку, речевой культуре и литературе на   материале отдельных предложений, используемых на уроке.
В) метапредметные:
развивать логическое, образное, аналитическое мышление, память ( слуховую, зрительную, механическую);
совершенствовать речевую компетентность.
Ход урока.
Включение обучающихся в учебную деятельность
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня на уроке нам с вами, как всегда, предстоит общение, обмен информацией, приобретение новых знаний. По словам Л.Н.Толстого, « знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью». Это высказывание и будет эпиграфом нашего урока, достоверность слов которого мы попробуем доказать. А сейчас откройте тетради и запишите дату ( Восемнадцатое декабря).
-Ребята, какой частью речи является слово"восемнадцатое"? (Числительное)
-Как вы считаете, ошибочным или верным будет утверждение, что в слове «восемнадцатое» количество звуков и букв совпадает? (Верным). Почему? Докажите. (В слове "восемнадцатое" количество звуков и букв совпадает, так как буква "е" обозначает два звука, а буква"д" обозначает непроизносимый согласный звук).
-Ребята, мы с вами вспомнили одно из заданий ГИА (А4). А сейчас мы продолжим подготовку к ГИА.
1. Лингвистическая разминка (слайд 1)( обучающимся раздаются карточки с заданиями)
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания.
(1) Юрка тихонько отворил дверь, вышел на перрон. (2) Дежурный, стоявший у станционного колокола с жезлом в руке, чиркал зажигалкой. (3) Послышался длинный паровозный гудок. (4) Поезд!
(5) Мальчишка секунду смотрел на огненную россыпь искр приближающегося состава, потом пешком зашагал к дому бабки Василисы. (В. Козлов.)
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "жезлом" (предложение 2).
1) Трость, короткая палка, обычно украшенная, служащая символом власти, почетного положения.
2)Стержень, вручаемый машинисту на железных дорогах, как разрешение продолжать путь.
3) Короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам.
А5. Укажите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
А6. Укажите слово, в котором правописание приставок определяется правилом "В приставках на –з и -с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с".
А7. Укажите слово, в котором правописание НН определяется правилом "В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительного. основа которого оканчивается на -н, пишется НН".
В4. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
2.Актуализация изученного материала.
А) Блиц-опрос. Соберись и не зевай,
А скорее отвечай!
-Какой раздел науки о языке мы изучаем?
-Что изучает синтаксис?
-Закончите предложение. По количеству грамматических основ предложения бывают…
-Какие предложения называются сложными?
-Сложные предложения в зависимости от средств связи между простыми предложениями делятся на…
-Какие предложения называются СПП?
-СПП по значению делятся на три группы. Назовите их.
(В это же время проводится индивидуальная работа по карточке у доски. Обучающийся выполняет полный синтаксический разбор сложноподчиненного предложения).Б) Терминологический диктант
Определите вид придаточного предложения. (Учитель зачитывает предложения, а ученики определяют вид придаточного и записывают только термин).
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Изъяснительное)
Он посмотрел в ту сторону, откуда раздавался крик. (Определительное)
Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков. (Определительное)
Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Изъяснительное)
Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны. (Определительное)
Мы не знаем, успеем ли на поезд. (Изъяснительное)
Взаимопроверка
(Обучающиеся проводят взаимопроверку, а в это время учитель проверяет индивидуальное задание, которое выполнялось у доски).Организация деятельности обучающихся по изучению нового материала.
А) Создание проблемной ситуации
-Ребята, какое нас ждет событие, которое будут транслировать 19 декабря в прямом эфире? С какой целью? Давайте составим об этом предложение и запишем его на доске и в тетрадях.
(19 декабря Владимир Владимирович Путин проведет прямую трансляцию для граждан нашей страны, чтобы подвести итоги уходящего года).
-Ребята, можем ли мы это предложение отнести к СПП с придаточным определительным? А к придаточным изъяснительным? (Нет)
- Значит, перед нами предложение с новым видом придаточного.
Б) Определение темы обучающимисяРебята, как мы будем определять, какой вид придаточного перед нами?
Что для этого мы будем делать? ( Найдем главное предложение и придаточное, зададим вопрос от главного к придаточному).
[19 декабря Владимир Владимирович Путин проведет прямую трансляцию для граждан нашей страны (зачем? с какой целью?)], (чтобы подвести итоги уходящего года.)[_Ребята, вспомните, какой второстепенный член предложения отвечает на этот вопрос? (Обстоятельство)
-Мы с вами говорили, что придаточные определительные соотносятся с определением, придаточные изъяснительные - с дополнением. А какой вид придаточного соотносится с обстоятельством? (СПП с придаточным обстоятельственным).
- Это и есть тема нашего урока. (Ученики записывают тему в тетради). Слайд 2
В) Определение целей обучающимися-Ребята, тему урока мы определили, а теперь, исходя из темы, поставим цели, которые должны достигнуть. ( Познакомиться с особенностями этих предложений, научиться определять средства связи между предложениями, правильно расставлять знаки препинания в указанных типах предложений). Слайд3
Г) Самостоятельное исследование нового материала. Работа в группах
-Ребята, мы с вами отметили, что придаточные обстоятельственные соотносятся с второстепенным членом предложения - обстоятельством, поэтому они имеют те же значения, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении. Вспомните, какие значения имеют обстоятельства в простом предложении? Перечислите их. (Обстоятельства образа действия и степени, места, времени, цели, условия, сравнения, уступки).-Сейчас, опираясь на ваши знания об обстоятельствах, я предлагаю вам самостоятельно исследовать новый материал. Я раздам вам карточки, на которых написаны предложения. Вы должны определить, какое значение имеет придаточное обстоятельственное в данных предложениях. Затем отразить это наглядно в виде таблицы или схемы. (Пронумерованные схемы вывешиваются на доске с комментариями обучающихся) .-Ребята, как можно определить значения придаточных обстоятельственных? Сделаем вывод. ( Значения придаточных обстоятельственных можно определить по вопросу, по средствам связи между предложениями)
-А теперь обратимся к теоретическому материалу в учебнике; посмотрим, как ученые-лингвисты рассматривают данный материал. (Работа со схемой) Слайд 4
(Обучающиеся приходят к выводу, что среди придаточных обстоятельственных выделяются еще и придаточные обстоятельственные со значением следствия, которых среди обстоятельств в простом предложении нет).
Закрепление нового материала.
-Ребята, вы прекрасно справились с исследованием нового материала, а сейчас закрепим полученные знания.
Цифровой диктант
-Ребята, посмотрите на схемы, которые вы составили, когда самостоятельно исследовали новый материал. На каждой из них стоит цифра. Сейчас я буду зачитывать СПП с придаточными обстоятельственными, а вы пишите в тетрадь цифру, которая соответствует цифре на ваших схемах.
1)Зимой, когда все водоемы замерзают, водоплавающие птицы могут погибнуть.(2)
2)Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.(0)
3) Вскоре они к ней искренне привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить.(1)
4)Больной лечился так, как советовал врач.(4)
Самопроверка. ( Ответ: 2014)
-Ребята, совсем скоро мы будем встречать Новый 2014 год. А какие важные события ждут нас в этом году? (Зимняя Олимпиада в г.Сочи).
-А еще, ребята, этот год объявлен Годом культуры.
5. Обобщение изученного материала.
- Ребята, с каким видом придаточных мы познакомились сегодня на уроке?
-Перечислите, какие значения имеют придаточные обстоятельственные.
-Как мы будем различать виды придаточных обстоятельственных?
6. Рефлексия. Слайд 5
Из предложенных высказываний на слайде выберите то, которое наиболее полно характеризует ваши впечатления от урока.
-Корень учения горек, да плод его сладок.
-Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
-Если за день ничему не научился, зря прожил день. (Ответы учащихся)
Слово учителя. Итак, мы сегодня убедились, что СПП – это огромная и еще мало изученная страна, поэтому мы посвятим этой теме еще не один урок.
7. Оценивание учителем учебной деятельности обучающихся на уроке
8. Домашнее задание (слайд 6)
1 уровень: параграф 12 ( составить опорный конспект), упр.125.
2 уровень: выписать из художественной литературы 10 СПП с придаточными обстоятельственными.
3 уровень: обратиться к дополнительной литературе. Подготовить сообщение «Роль сложноподчиненных предложений в русском языке».
Методическое обеспечение:
1.Интернет-рессурсы
http://www.rusedu.ru/  http://nsportal.ru/ 
2.Методическая литература
1.Русский язык. 9 класс / Под ред.С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова.-М.:Просвещение, 2011
2. Уроки русского языка в 9 классе. /Г.А.Богданова. –М.: Просвещение, 2012
3. ГИА-2014. Русский язык : типовые экзаменационные варианты  / ГИА Цыбулько  36 вариантов  — М. : Издательство «Национальное образование»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республиканский профессиональный конкурс учителей общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан
«Урок русского языка в свете требований ФГОС»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
Класс: 9
Участник конкурса: Шрамкова Екатерина Федоровна, учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с.Мраково
Домашний адрес: РБ, Кугарчинский район, с.Мраково, ул, Надырова, д.32
Телефон сотовый: 89273187367
e-mal:Katya.schramkowa@yandex.ruУфа-2014