Конспект урока на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными»
Технологическая карта урока,
реализующего системно - деятельностный подход и формирование УУД
Дата:
По типу: Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Цели:
деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.
образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; формирование умения самостоятельно отбирать материал по предложенной теме, составлять рассказ в соответствии с типом речи, стилем речи;
развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, связного рассказа на лингвистическую тему;
воспитывающая: воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению одноклассников.
Задачи:
изучить определительное придаточное, средства связи при нём;
определять структуру сложноподчинённого предложения с определительными придаточными;
выявлять смысловые отношения между главным и определительным придаточным в составе СПП.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная (УУД)
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
I. Организационный этап
Проверка готовности обучающихся к уроку
1.Обучающиеся записывают дату и тему урока
II. Мотивация к учебной деятельности
Озвучивает тему и цель урока. Создаёт эмоциональный настрой на включение в урок.
Самостоятельное осуществление пробного учебного действия
Учиться определять тему урока и ставить цель
Стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие; правильно идентефицируют себя с позицией обучающегося
Умение участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества
Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
Умение самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию,
мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Мотивирует к пробному учебному действию (надо - могу - хочу);
Фиксирует индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Обеспечивает мотивацию выполнения задания.
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют синтаксический разбор предложения В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей в тетради и на доске.
Перестроить простое предложение в сложное, для этого заменить причастный оборот придаточным предложением; записать полученное предложение.
Восстанавливают выполненные операции и фиксируют место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотносят свои действия с используемым способом действий.
Уметь общаться с одноклассниками
IV. Выявление места и причины затруднения
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ действия, строят план достижения цели и определяют средства.
Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения
V. Построение проекта выхода из затруднения
Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели
строить рассуждения
Реализовать практические навыки в индивидуальной и коллективной деятельности
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
формировать предметные понятия, навыки по нахождению придаточных определительных
VI. Реализация построенного проекта
Формулирует задание; включает учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные способности к участию в самостоятельной и коллективной деятельности.
Составляют таблицу.
Объясняют свой выбор
Умение извлекать информацию; умение обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Овладевают приемами отбора и систематизации материала по теме; учатся вести самостоятельный поиск информации
уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
формировать навыки решения практической задачи индивидуальным образом, формировать знания об основных особенностях придаточных определительных
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Отвечают на вопросы учителя.
Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Принимать участие в дебатах, строго соблюдая заданные установки технологии.
Выстраивать, организовывать и проводить полемику.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Создаёт условия для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установливает ситуации осознанного усвоения учащимися нового учебного материала.
Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку индивидуального затруднения.
Формируют умения применять полученные знания на практике.
формируют и реализовывают навыки решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.
осуществляют рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректируют их.
IX. Включение в систему знаний и повторение
Тренирует использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий
Отвечают на вопросы учителя
Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Умение выражать свои мысли.
Принимать участие в дебатах, строго соблюдая заданные установки технологии.
Выстраивать, организовывать и проводить полемику
Умение вырабатывать индивидуальный маршрут преодоления зон затруднения.
7. Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:
1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.
2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.
3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.
(В 1-3 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 4 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, причастие не будет характеризовать существительное края.)
Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:
Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).
Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?
Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?
Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.
Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?
Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)
Как вы думаете, только одно союзное слово который может присоединять придаточное определительное?
. Анализируем предложения.
а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)
Указательное слово в главном предложении, от которого мы можем поставить вопрос какой? к придаточному, приводит нас к слову которое и связывает главное предложение с придаточным.
б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы.
Чертим схемы этих предложений.
Объясните и исправьте ошибки в построении предложений. Предложения запишите в исправленном виде.
1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором стояла скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4. Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые Аня набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом. 7. Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на
Формулирует задание
Напоминает обучающимся, как
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Диктует.
Дает: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей...
Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Записывают дату и тему урока.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют
Обосновывают выбор написания
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Составляют схемы, таблицы
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Озвучивают понятие
Выявляют закономерность
Анализируют
Определяют причины
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают
Читают текст.
Читают план описания
Подчеркивают характеристики
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают рассказ учителя и определяют
Слушают доклад, делятся впечатлениями о
Высказывают свое мнение.
Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
15