Разработка урока по русскому языку на тему Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными


Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определитель-ными »: урок – исследование в 9 классе с русским языком обучения
С.Г.Юрченко, учитель русского языка и литературы
ГУ «Озёрская средняя общеобразовательная школа»
ВКО, г.Семей, с.Озёрки
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчинённом предло-жении с придаточным определительным.
Задачи:
1.Обучающие: находить придаточное определительное в сложноподчинён-ном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи ; расставлять знаки препинания; составлять схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
2.Развивающие: развитие навыков речевых умений, систематизация полу-ченных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зор-кости.3.Воспитательные: воспитание культуры речи, интереса к русскому языку.
Тип урока: комплексный ,с применением ИКТ
Форма организации урока: практическое занятие.
Урок -исследование
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные
Дидактическое обеспечение урока: учебник русского языка для 9 класса
(авторы: И.О.Серикпаева,А.М. Сапарбаева, А.Ж.Белбеуова, издательство «Арман- ПВ»,2013 год), карточки, слайды, оценочные листы.
Ход урока
I Побуждение
1.Деление на группы.Психологический настрой. Пожелание лидеров групп .2.Объявление темы , цели и задач урока.
3.Орфоэпическая пятиминутка.
Баловать, балую, ворота, дефис, диспансер, добыча, договор, дремота,
каучук, кафе, кофе, красивее, красивейший квартал, лоскут, намерение, нанять, нанял, наняла, наняли, нанятый, обеспечение, облегчить,ободрить, проект, свекла, туфля, туфель, феномен, ходатайство, щавель, эксперт, эпидемия.
4.Словарная работа.
система взглядов общества- идеология
человек с жизнерадостным мироощущением- оптимист
человек с мрачным мироощущением- пессимист
музыкальное сопровождение-аккомпанемент
места в зрительном зале-партер
список литературы по теме-библиография
общий вид местности-ландшафт
пояснительные замечания-комментарий
глава государства, крупных компаний-президент
лицо,рассчитывающее на что-либо-претендент
физическое насилие-терроризм
5.Угадай слово.
С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают,
перехватывают и захватывают, она может
кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема.
(Инициатива)
II Реализация.1.Работа с таблицей.
-Заполните пустые места.
Сложные предложения

?

Союзные
Сложносочинённые
?
2.Нахождение соответствий в формулировке.
-Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.
1. Простые предложения – ...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.
2. Сложные предложения – ...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
3. Сложносочиненные предложения – ...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа
4. Сложноподчиненные предложения – ...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
5. Бессоюзные предложения – ...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
-На какие группы делятся сложноподчинённые предложения?
-Что вы узнали на прошлом уроке о придаточных изъяснительных?
3.Работа по развитию речи в микрогруппах.
“Если вы хотите понравиться людям…
Задание: составить памятку из 4 СПП, используя подчинительные союзы и союзные слова.
ВАРИАНТ.
Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.
Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.
Умейте выслушать до конца того, с кем говорите.
Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Советы Д.Карнеги:
- чаще улыбайтесь;
- искренне интересуйтесь жизнью других людей;
- умейте выслушать до конца говорящего с вами;
- говорите об интересующем вашего собеседника.
4.Подготовка к восприятию нового материала.
-Вспомните второстепенные члены предложения.
-На какой вопрос отвечает каждый из них ?Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сход-ные с названиями второстепенных членов: изъяснительные (сходны с допол-нениями), определительные(сходны с определениями), обстоятельственные
(в свою очередь делятся на группы, отвечают на вопросы обстоятельства)
2.Изучение, осмысление и усвоение нового материала.
А) п. 16,упражнение 93
-Рассмотрите горизонтальные схемы СПП с придаточными определитель-ными:
1)[…определяемое слово-сущ.], (союзное слово…)
2)[…указательное слово+ определяемое слово-сущ.],(союзное слово…)
3)[…указательное слово=определяемое слово-местоимение],(союзное слово…)
Б)Прочитайте материал учебника.
Работа с таблицей.
-Рассмотрите СПП и их схемы .Что общего вы можете ответить в строении этих предложений.
-Попробуйте заменить союзные слова.
-Спишите два любых предложения со схемами.
-Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом или союзным словом?
1.Затем я провёл лодку в маленькую бухточку, под деревья, которые росли здесь на самом берегу.(Д.Д.) какие?
[…сущ], (которые…)
2.В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелестные сказки.(Пауст.) какое?
[…сущ],(когда…)
3.Вдали вырисовывались лишь верхушки голубых холмов, которые отсюда казались белыми, словно были одеты снегом. […сущ],(которые…)
4.Дубовое редколесье сменилось густыми смешанными лесами, среди которых было много кедра. […сущ],(… которых…)
5.Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет.
[указ.слово тот+сущ.]? (что…)
-Используя материал учебника, самостоятельно заполните таблицу в соответствии с планом.
План Ответы
1.Вид придаточного.
2.На какой вопрос отвечает?
3.К чему прикрепляется в главном?
4.Средства связи.
5.Есть ли указательные слова?
6.Позиция по отношению к главному?
7.Схема или пример предложения.
1.Определительное.
2.Какой?
3.К существительному.
4.Союзные слова(который, что, где, куда и др.)
5.Да (тот, такой)
6.Фиксированная(всегда после определяемого слова)
7.[…=/-ук.слово+сущ.],(союзное слово который, куда, где, что…)
3.Практическая работа.
Письменное выполнение упражнения 94.
4.Закрепление умения находить СПП с придаточными определительными, ставить в них знаки препинания.- Среди данных предложений найдите СПП с придаточными определительными, выпишите номера этих предложений.- Проверьте себя по ключу .Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что был при въезде.
Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.
Не знаю, где я нежности училась.
Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом.
Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако.
В бурливой котловине, куда сливаются воды, живописно разбросаны громадные валуны.
Я не знал, куда деваться.
Только туда, где полукруглая часть окна была не зашторена, глядело тёмное небо.
Слышно было, как ворчала река.
В доме, куда мы попали совершенно случайно, нас встретили очень радушно.
5.Домашнее задание.стр.97, п.16, упр.95
6.Итог урока.
7.Выставление оценок .