Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).


Разработка урока по русскому языку
9 класс
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
(обобщающее повторение).
Тип урока: обобщающее повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».
.
Цель урока: формирование умений:
- находить придаточное определительное в
сложноподчиненном предложении;
- производить, где это возможно, их синонимическую
замену;
- правильно употреблять их в речи;
-отрабатывать навыки постановки знаков препинания;
- составлять схемы предложений с придаточными
определительными.
Оборудование: презентация, таблица.
Организационный момент.
Творческое задание. Занимательная лингвистика.
- Замените выделенные слова, перифразами ( окольные обороты, замены слов описательными выражениями), расставьте знаки препинания , определите вид придаточных.
Петербург где я провел детство и юность навсегда останется в моей памяти.
Оттого дорог мне человек что живет со мной на земле.
Я думал о японцах чья жизнь была связана с этими берегами.
Каждый кто пожелает может увидеть в нашем зоопарке льва.
В Киеве установлен памятник Владимиру во время княжения которого состоялось крещение Руси.
Перифразы:
Северная Пальмира; царь природы или венец творения; жители страны восходящего солнца; царь зверей; мать городов русских.
Все предложения СПП с придаточными определительными.
Проверка домашнего задания.
-Расскажите об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными определительными. (Cлайд 2.)

-В чем особенность местоименно-определительных предложений? (Слайд 3 )
По картине составьте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. (Слайд 4.)


III. Обобщение изученного.
(Слайд 5 .)

-Что общего между этими предметами?
В этом нам поможет разобраться следующее предложение. Найдите главную и придаточную части, начертите схему.
Еще при Иване Грозном были выпущены деньги с изображением всадника, который держал в руке копье?
[… сущ. ], ( который ...)
Вы, наверное, догадались, что это были за деньги? (копейка)
- Монеты с изображением всадника, держащего копье, назывались в старину копейными деньгами. Отсюда пошло короткое название монеты копейка. Следовательно, копейка исторически родственно слову копье - у них один корень.
-Замените данное СПП с придаточным определительным причастным оборотом.
Еще при Иване Грозном были выпущены деньги с изображением всадника, держащего в руке копье.
- Для выражения признаков предметов могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные.
Так сложноподчиненные предложения с придаточными определительными употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, а причастный оборот - преимущественно в книжной.
А.С.Пушкин говорил: « Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет -заменяя краткость причастия вялым оборотом».
Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.
Перед вами словосочетания. Замените их синонимичными. Определите виды словосочетаний.
Украшения из елки, герой из сказки, перчатки из кожи.
Камзол из бархата, океан небес, брюки в полоску.
(Елочные украшения, сказочные герои, кожаные перчатки.Бархатный камзол, небесный океан, полосатые брюки.)С получившимися словосочетаниями составьте 2 СПП с придаточными определительными с указательным словом в главном.Возьмите те елочные игрушки, которые лежат на верхней полке.
Принесите такие перчатки из кожи, какие будут впору.
VII. Контроль знаний.
Заполните таблицу ( на столе у каждого ученика).
На какой вопрос отвечают придаточные определительные? К чему относятся в главном предложении? Чем прикрепляют
ся придаточные определитель
ные?
Может ли при определяемом существительном стоять указательное
слово?
Какие придаточные называются местоименно – определитель
ные? Всегда ли такие придаточные находятся после главного?
2.Тест.
I
. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Самое важное, главное, священное место Тибета – гора Кайлас, которую местные жители называют обиталищем богов и центром всего мира.
Мне приходилось не раз встречаться с человеком, чьим именем названа эта улица.
Мы поселились в совсем простой маленькой гостинице, что стояла на берегу моря, в стороне от шума дискотеки и грохота мотоциклов.
На берегу было несметное количество принаряженных, веселых людей, которые пришли встречать пароход.
II
Расставьте знаки препинания.
На передней доске шарманки были изображены балканские крестьяне 1 которые плясали на поляне 2 под высокими деревьями.
а) 1; б) 2; в) 1,2.
III
Найдите главную и придаточную часть, начертите схемы предложений.
Уже в темноте они подошли к дому, который высился на углу серой громадой.
Под вечер мы вышли на поляну, где росла морошка.
Кто с пользою отечеству трудится, тот с ним легко не разлучится.
Земля приобрела ту звонкость, какая предшествует выпадению снега.
VIII. Домашнее задание.
Составьте 5 сложноподчиненных предложений с таким придаточным определительным, где союзное слово КОТОРЫЙ в косв.пад. далее всего стояло бы