Развитие способности понимания текста на примере басни Крылова Стрекоза и Муравей
Развитие способности понимания текста на примере басни Крылова «Стрекоза и Муравей».
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
В.А. Сухомлинский
Школьная практика подтверждает, что в настоящее время чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у детей заметно снижается.
Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное.
От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться.
Как же привлечь внимание детей к чтению, заинтересовать их книгой?
Я работаю по УМК "Начальная школа 21 века", но постоянно ищу приёмы, методы работы, которые помогут заинтересовать детей чтением, научить их понимать прочитанное, бережно относиться к каждому слову автора, т.е. стать вдумчивым читателем.
Моё внимание привлекла технология продуктивного чтения. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать позицию автора и умение извлекать информацию из текста.
Перед чтением любого произведения применяется приём "прогнозирования", т.е. дети по названию текста, иллюстрации, ключевым словам, предполагают, о чём будет текст. Это позволяет заинтересовать детей.
Сегодня я предлагаю вам выстроить смысловую версию одного из программных произведений, знакомого вам с детства.
Прочитайте текст.
- Как вы считаете, в чём заключается главная мысль текста? Постарайтесь выделить основные темы басни.
1. Трудолюбие и праздность.
- У кого версии схожие с данной? (Работа и безделье. Труд и лень. Кто не работает, тот не ест. Как поработаешь, так и поешь. Безделье наказуемо.)
- У кого есть другая версия?
2. - Представителем какой профессии вы можете представить Стрекозу?
Всякий труд достоин уважения и вознаграждения.
-У кого версии схожие? (Труд физический и труд представителей искусства. Все профессии важны, все профессии нужны. Любой труд в почёте.)
- У кого появилась новая версия?
3. - Прав ли Муравей, отказав Стрекозе в помощи?
Милосердие.
-Схожие версии? (Добро и зло. Протяни руку ближнему и тебе воздастся. Помоги ближнему. Христианская этика. Родственные отношения.)
- Новая версия есть?
4. - Что же хотел сказать Крылов своей басней? Как бы вы поступили на месте Муравья?
Смысл жизни.
-Как ещё можно сказать? (Век живи - век учись. Жизненные ценности. Как аукнется, так и откликнется. Жизнь всему научит.
- Как видим, сюжет простой - разговор Стрекозы и Муравья, но как характеризуются эти герои с позиции каждой версии?
*Работа в группах. (5 мин)
-Заполните таблицу по одной из выбранной версии.
(-Вы можете использовать слова любой части речи, текст басни, пословицы и поговорки,)
Выпишите слова, которые характеризуют героя.
Стрекоза.
Муравей.
Примечание.
Черты характера.
Отношение к жизни.
Поступки.
- Можете ли вы сказать, какова мораль басни по вашей версии?
(1. *Муравей поступил правильно. Нечего тунеядцев кормить.
2. *Всякий труд достоин уважения и вознаграждения.
3. *Муравей поступил правильно, но не хорошо. Нельзя перед нуждающимся человеком закрывать дверь.
* С точки зрения христианской морали, нужно помогать ближнему.
4.*Всегда лучше позаботиться о грядущем дне и заниматься тем, что нужнее в этот момент.
*Не живи одним днём, задумывайся о будущем.)
- Выражена ли в басне позиция автора?
("Так поди же попляши!" - это приговор Муравья или автора? Крылов побуждает читателя думать самостоятельно, он рисует противоречивую ситуацию, в которой каждый герой вызывает сочувствие.)
- Как бы вы закончили басню, исходя из сюжетных линий?
(*Муравей поругает Стрекозу, но потом всё же накормит её и приютит.
*Стрекоза будет развлекать Муравья всю зиму, а он её будет кормить.
*Ах, ты пела - это дело!
Спой мне радость для души.
Я трудился, строил хату и таскал в неё еду.
Но без песен, танца, света,
Мне тоскливо одному.)
- Происходит ли более глубокое понимание смысла этой басни?
- Изменилось ли ваше мнение о героях?
Сколько читателей, столько пониманий произведения, в этом ценность художественной литературы. "Пропустив через себя" произведение, мы выражаем своё отношение к его героям, свои чувства, отношение к жизни. Где-то не соглашаясь друг с другом, где-то приходим к единому мнению.
Если целенаправленно развивать у детей способность к пониманию прочитанного, то они вырастут людьми, у которых есть своя собственная аргументированная точка зрения, людьми, думающими и независимыми в своём понимании.
Тема: __________________________________________________________________
Выпишите слова, которые характеризуют героя.
Стрекоза.
Муравей.
Примечание.
Черты характера.
Отношение к жизни.
Поступки.
Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.
Пословицы о труде и мастерстве
Без труда хлеб не родится никогда.
Где песня льётся, там легче живётся.
Горька порой работа, да хлеб сладок.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Делу время - потехе час.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Зёрнышко к зёрнышку составит мешок.
Кончил дело - гуляй смело.
Красив тот, кто красиво поступает.
Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.
Не место красит человека, а человек место.
Терпение и труд всё перетрут.
Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра.
Кто не работает, тот не ест.
Труд украшает человека.
Счастье и труд вместе живут.
Суди о человеке по его труду.
Больше дела, меньше слов.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
Работа веселит сердце человека.
Дело скуки не любит.
Какие труды, такие и плоды.
Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.
Пословицы о добре и зле
Добро помни, а зло забывай.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Добро кверху, а худо ко дну.
Злой человек не проживет в добре век.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Добрая голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Добрая слава до порога, а худая за порог.
Зло злым исполнить.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Доброе дело одно одного лучше, худое одно одного хуже.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Добру расти, худу по норам ползти.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброе смолчится, а худое молвится.
Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.
Пословицы и поговорки о жизни
Век долог всем полон.
Век живи век надейся.
Век живи век трудись, а трудясь век учись.
Весна да лето, пройдет и не это.
День на день не приходится, час на час не выпадает.
Живет медведь и в лесу, коли его не зовут в поле.
Живет ни себе, ни людям.
Живи да не тужи.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Живи и жить давай другим.
Живи не как хочется, а как можется.
Живи не прошлым, а завтрашним днем.
Живи своим трудом, а не чужим добром.
Живи своим умом, да своим трудом.
Живут один раз: не потом, а сейчас.
Живучи просто, доживешь лет до ста.
Жизнь наука, она учит опытом.
Жизнь без цели пустая жизнь.
Жизнь всему научит.
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь дороже всех сокровищ.
Жизнь измеряется не годами, а трудами.
Жизнь любит того, кто любит ее.
Жизнь полосатая: смотря в какую полосу попадешь.
Жизнь прожить не поле перейти.
Жизнь стрелою мчится безвозвратно.
Жить не с деньгами, а с добрыми людьми.
Как аукнется, так и откликнется.
Кто жизнью дорожит, тот живет не дрожит.
Кто правдой живет, тот верно живет.
Не хлебом единым жив человек.
Тот жизнь ругает, кто счастья не знает.
Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.
Пословицы о профессии
Всякий человек по делу узнаётся.
У плохого мастера всегда инструмент виноват.
Всяк мастер на выучку берёт, да не всяк доучивает.
Гуляй, да дела не забывай.
Дела вести - не лапти плести.
За всё берётся, да не всё удаётся.
Дело мастера величает.
За все дела браться - ничего не сделать.
Не говори, чему учился, а покажи, чему научился.
Не игла шьёт, а руки.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Смекалка во всяком деле выручит.
Терпенье даёт уменье.
Хорошее дело два века живёт.
Всякое дело мастера красит.
В больших делах пустяков нет.
Дело шутки не любит.
Для рук умелых - всюду дело!
Если танцевать не умеешь, не говори что каблуки кривые.
Люби дело - мастером будешь.
Мастерство везде в почёте.
Одно дело делай, другого не порть.
Откладывай безделье, да не откладывай дело.
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Уменье везде найдёт примененье.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
За всякое дело берись умело.
АђЗаголовок 1АђЗаголовок 315