Конспект урока (технологическая карта к уроку) по истории на тему Знать своих предков — знать свою историю (5 класс)
5А
5Б
5В
План-конспект урока № 7 истории в 5 классе
Тема: «Знать своих предков – знать историю».
Цели урока:
Понимать, что «история вокруг нас».
Приблизиться к пониманию, что история семьи, происхождения имени, географических названий всё это важные составляющие, из которых складывается историческая память человека
Тип урока: комбинированный урок
Новые термины: родословная
Оборудование: учебник, презентация.
План урока:
Зачем знать родословную
Что нам говорят наши имена, отчества, фамилии
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Опрос (Слайд 1)
1. Найди лишнее: история, хронология, этнография, карта, археология (объясни свою позицию)
2. Дай определение любым двум терминам из этого ряда
3. Изучение нового материала.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация.
(Слайды 2 – 4)
Родился мальчик в небогатой семье и всегда стеснялся своих , уже немолодых, родителей, стеснялся он и имени своего, и фамилия была ему не по вкусу. Когда он вырос, он сменил имя на модное, звучное, а друзьям говорил, что родители живут в другом городе. Долго молодой человек не навещал маму с папой и только через знакомых узнал, что родители умерли. Однажды к нему в дверь позвонили и пригласили в Министерство обороны. А там
Встал перед ним генерал и сказал: Давно мы разыскиваем внука и сына прославленных разведчиков и фамилию его называет. Мы хотим вручить вам большую премию, как наследнику, докажите своё родство с ними и получайте деньги «Не могу я, не имею права, совесть не позволит, ведь я ничего о них не знал» – сказал юноша и заплакал.
Подумай!!!!
1. Почему молодому человеку стало стыдно?
2. Можем ли мы сказать, что он отрёкся от своих родителей при их жизни?
Докажи свою точку зрения.
Сегодня мы попробуем понять, зачем нужно и важно знать своих предков.
2. Вывод темы урока, целеполагание (Слайд 5)
3. Изучение нового материала
Слайд 6)
Ты будешь жив, пока жива она Родные люди, родственники род
От них произошел большой народ.
Детей родили, городили города и край родимый
Полюбили навсегда
Имели родословную свою
И защищали Родину в бою
Твой дом, село и улица твоя
Народ один и Родина одна,
!
Мы все одною с ней судьбой живем.
Земля родная- наш большой и светлый Дом!
Ирина Уколова
Задание! Найди однокоренные слова, объясни, что их связывает, как они связаны с темой нашего урока?
Проблема. Надо ли знать свою родословную? (Слайд 7)
Генеалогия – (в переводе с греческого буквально и означает «родословная») - это наука, занимающаяся изучением происхождения родов, семей, их родственными связями
Слайд 9
Так, что нам даёт знание родословной? (Слайд 10)
Посмотрите на слайды.
(Слайды 11 – 13)
Задание: о каком «подарке»
каждому их нас от родителей пойдёт речь?
Изучая происхождение имён, ученые заметили, что народы мира заимствовали их друг у друга.
Славянские имена:
1.Святослав, 2.Всеволод
3. Мирослав,4. Ратибор.
Простые славяне имели имена Вышата, Добрыня и т.д.
Первые русские князья носили имена Рюрик, Игорь, Олег.
Эти имена характерны для жителей Скандинавского полуострова.
С принятием христианства на Руси появились новые имена.
Александр (греч.) «защитник»,
Василий (греч.) «царский»,
Георгий (греч.) «земледелец»,
Евгений (греч.) «благородный»,
Леонид (греч.) «сын льва»,
Анастасия (греч.) «возвращение к жизни»,
Персидские имена:
Дарья – сильная Кирилл – солнце
Софья – мудрость Наталия ( лат.) - "родная". Синоним Наталья
Игорь (скандинавское) означает "воинство, сила".
Илья (древнееврейское) - "сила божья".
Богдан (древнеславянское) - "дарованный Богом".
Имена Ветхого завета
Иоанн «благодать Божия»,
Матфей «дар Божий»,
Иосиф «приумножитель»,
Анна «благодать»,
Мария «госпожа».
Человеку даётся имя на всю жизни и очень важно, чтобы имя было приятно человеку.
Знаете ли вы имена, которые вызывают удивление, смех?
В 2014 году в Орле появились детки вот с такими именами:
Радуга Аметист
Вишня Дельфин
Легенда Князь
Трактор Россия
Крым
Отчество второй элемент имени, оно не принято в других странах.
Со временем отчество приобрело особое значение, подчеркивая знатность того или иного человека. Так, в XVI в. с отчеством, или, как говорили, с «вичем», могли именоваться только бояре
(например, Морозов Василий Петрович).
Право называть в документах не только по имени, фамилии, но и по отчеству даровалось как знак царской милости.
Третий элемент имени человека фамилия.
Задание:
- происшедшую от ремесла;
- происшедшую от имени
- происшедшую от географических мест
4. Рефлексия. Проверь себя: (да, нет)
Генеалогия – это наука о именах;
Наличие отчества в древние времена свидетельствовало о крестьянском происхождении
Фамилия может определить занятия предков
У некоторых народов имена заменены кличками
5. Домашнее задание:Узнай историю происхождения своего имени, фамилии;
6. Подведение итогов урока, оценивание, учащихся
Слушают рассказ, выражают своё мнение на чувственно – эмоциональном уровне, отвечают на вопросы.
«Мозговой штурм»
Участвуют в выводе темы урока, ставят цели
Выполняют задание, обращают внимание, что объединяющими словами могут выступать слова «род», «родословная»
Работают над определением, записывают в тетрадь
Комментируют схему, объясняют её связь с понятием родословная
Работают со схемой, записывают в тетрадь
Учащиеся выдвигают предположения, выводят термин «имя»
Учащиеся, работая с информационным листом, формулируют определения (понятия): мифы, сказания, предания.
(Слайды 20 – 23)
Ребята называют имена, которые им кажутся странными.
Учащиеся обсуждают вопрос, почему важно. Чтобы имя не приносило неприятности людям
Выполняют задание, работая в парах.
Участвуют в оценке деятельности одноклассников
15