эссе на тему Учитель вчера, сегодня, завтра
«Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем»
Конфуций.
Размышляя над ролью учителя в разные времена, на ум приходят слова Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». О чём же должен помнить учитель во все времена?
В педагогической литературе прошлого и в современной литературе много написано, каким должен быть учитель. Учитель, педагог - человек высоких нравственных качеств, обладающий терпением, настойчивостью, справедливостью, самообладанием, внимательным отношением к каждому, а главное - любящий всех своих детей и каждого ребёнка в отдельности.
Так в статье «О пользе педагогической литературы» К.Д. Ушинский настаивает на мысли о том, что учитель – самый важный элемент в педагогическом процессе, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим». К тому же учитель должен быть неутомимым любознательным – не переставать учиться, уметь мыслить системно и в то же время являться генератором идей, стремиться реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность.
Время не изменило определения того, каким хотят видеть учителя и каким он должен быть. Время изменило страну, общество, людей Изменилась школа – и учителя, и дети, изменилось отношение к ней со стороны родителей. Изменились требования к работе учителя, требования к выпускникам. Глобализация экономических, социальных и политических процессов, происходящих в России сегодня, вносит изменения в государственный образовательный заказ - образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы на основе глобальных взаимодействий.
Учитель поставлен в жёсткие рамки. За 40-45 минут нужно передать детям большой объём информации, при этом сформировать практические навыки. На помощь учителю - сегодня приходит технологичные процессы, которые позволяют за минимум времени сделать максимум. Но, как и у всякой медали, в этом процессе есть и обратная сторона. Учитель будущего, идущий не в ногу со временем, а на шаг вперед, забывает о главном. Компьютеризация процесса обучения сводит к нулю живое, непосредственное общение между учителем и учеником. Современные технические средства и учебное оборудование в школе становятся учителями, не обладающими ни сердцем, ни чувствами, ни эмоциями. Словом, ничем человеческим. Они просто воспроизводят вложенную в них информацию. Никакой скайп, пусть даже с самым высоким разрешением не передаст ту остроту впечатлений, которые испытывает учитель или ученик. Теряется такое понятие как «теплота человеческих рук», «ласковый взгляд», «человеческий фактор». Учитель-завтра, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в педагогической деятельности не должен быть «роботом». Иначе общество может получить прагматичную личность, неспособной быть чуткой, отзывчивой, альтруистичной. «Будущего нет - оно делается нами», - писал великий классик русской педагогики Л.Н.Толстой. Учитель вчера, сегодня, завтра, формируя фундамент знаний и умений учеников, основы их мировоззрения и характера, работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны.
Мы должны помнить, что учитель - чуть ли не единственная профессия, в которой профессиональные качества человека так же важны, как и личные качества. Это значит, что учитель вчера, сегодня, завтра – это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью.
15