Урок по медиабезопасности: «Что такое нетикет и почему он появился. Правила общения в Интернете. Основы сетевого этикета.»

Тема урока: «Что такое нетикет и почему он появился. Правила общения в Интернете. Основы сетевого этикета.»
Цель: знакомство с основами общения в сети Интернет
Задачи:
образовательные: познакомить понятием сетевого этикета
познакомить с основами общения в сети Интернет
развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся
воспитательные: воспитывать ответственное отношение к психическому здоровью.
Знания:
основы общения в сети Интернет;
Умения:
определить стилистику общения в сети Интернет.
Навыки:
основные приемы общения в сети Интернет.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения: словесный (рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией), опрос.
 
Программно-дидактическое обеспечение: презентация «Что такое сетевой этикет».

Используемая литература и web-ресурсы:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Поурочное планирование для 5 класса. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Рыжков В.Н. Методика преподавания информатики// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В. Тимошенко. Сетевой этикет http://timkoplus.ru/internet/email/netiket.html


Этапы урока:
1) Постановка цели урока (3 мин).
Просмотр презентации.
Постановка темы урока.
2) Актуализация знаний (3 мин).
3) Изучение нового материала (10 мин).
Объяснение нового материала.
Просмотр презентации.
4) Практическая работа (10 мин).
Поиск информации в сети Интернет.
Обсуждение найденного материала.
5) Закрепление изученного материала (10 мин).
Опрос.
6) Закрепление итогов урока (4 мин).
Обсуждение результатов опроса.
Информация о домашнем задании.

Технические средства:
Проектор, компьютеры.

Ход урока
1) Постановка цели урока.
Просмотр презентации.
Постановка темы урока.
Деятельность учителя: Приветствие. Все вы знаете, что существуют определенные правила поведения в общественных местах, правила поведения за столом, когда вас пригласили на обед или ужин. Так, есть специальный этикет при работе в сети Интернет.
Деятельность учащихся: просмотр презентации «Что такое сетевой этикет».
2) Актуализация знаний
Деятельность учителя: Вы наверняка пользуетесь социальными сетями, можете ли Вы вспомнить случаи, когда обращения к Вам или сообщения в сети Вам не понравились? Как Вы общаетесь со своими друзьями, находясь в сети?
Деятельность учащихся: вспомнить о своем опыте общения в сети
3) Изучение нового материала
Объяснение нового материала.
Просмотр презентации.
Деятельность учителя: Если в обычной жизни этикет это порядок поведения в обществе, свод неписаных правил, определяющих хорошие манеры, то нетикет то же самое, только в интернете. Зачем Сеть вселенная свободы и кажущейся вседозволенности решила ограничить себя какими-то рамками? А, главное, кто его устанавливает и кому он выгоден?
Правила нетикета устанавливает каждый пользователь сети и выгодны они тоже каждому пользователю. Некоторый мистицизм, который мерещится во фразе «правила самозародились в недрах Сети», на самом деле означает, что эти правила поистине народные.
И хотя часть из них простое приложение реалий повседневной жизни к особенностям Сети, все же существуют и совершенно уникальные особенности, учитывающие, например, отсутствующие в реальности возможности годами прятаться под маской-ником, создавать и наполнять жизнью совершенно невероятных персонажей, буквально за один день заявлять о своем существовании миллионам людей.
Поэтому даже самому злостному нарушителю писаных и неписаных правил выгодно, чтобы они существовали (хотя бы для того, чтоб было что нарушать). И от того, какой процент пользователей соблюдает правила, зависит удобство существования в сети всех остальных.
Деятельность учащихся: просмотр презентации «Правила общения в Интернете. Основы сетевого этикета».
Деятельность учителя (пояснения при просмотре презентаций): В 1994 году на свет появилась книга Netiquette в которой были сформулированы десять основных правил нетикета, следование которым существенно облегчит жизнь как вам, так и окружающим. Вот они.

Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком.
Одно из самых очевидных и все же самое часто нарушаемое правило в сети. Очень многие забывают, что их собеседник не компьютер, что за буковками на экране прячется живой человек, которого легко обидеть, и расположение которого, однажды потеряв, может быть очень сложно вернуть. Золотое правило, которому учили Вас еще в детском саду, а? Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Отстаивайте свою точку зрения, но не оскорбляйте окружающих. В киберпространстве говорят: помните, что Вы говорите с человеком. Когда вы используете телекоммуникации, то имеете дело с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон, и выражение Вашего лица не играет никакой роли. Слова, только слова это все, что видит Ваш собеседник. И еще одна причина, по которой следует быть вежливым в Сети. Когда Вы связываетесь с кем-либо в киберпространстве, помните, что Ваши слова фиксируются. Возможно, они сохранятся там, куда Вы уже не сможете добраться. Иными словами, есть шанс, что они еще вернутся и навредят Вам.
Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
Интернет создает ощущение анонимности, вам кажется, что вам никто ничего не сделает, тем самым появляется заблуждение, что в сети правила поведения не так строги. Необходимо соблюдать этику общения, а также оставаться в рамках закона, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что «за экраном» находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни.
Правило 3: Помните, где Вы находитесь в киберпространстве.
Если вы ведете активную Сетевую жизнь посещаете несколько чатов и форумов, вам особенно важно помнить, какого стиля общения придерживаются ваши собеседники. Если днем вы ответственный банковский работник, а вечера просиживаете на форумах поклонников Михаэля Шумахера В большинстве давно сложившихся сетевых коллективов есть свои писаные или неписаные правила, которыми с удовольствием поделятся с новичком. Универсальным является совет первое время посидеть в уголке, посмотреть и послушать.Netiquette меняется от компьютера к компьютеру То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит.
Правило 4: Уважайте время и возможности других.
Да, вы пуп Земли. Вот только другие пупы об этом не знают. Готовясь поделиться со всем миром гениальной новостью, подумайте, а всем ли именно эта новость важна. И уж если вам открытым текстом говорят «Отстань!» (или «Мне эта дискуссия совершенно не интересна»), лучше все же отстать. Одним из следствий этого правила является уважительное отношение к чужому трафику. Выкладывая большие изображения, позаботьтесь о том, чтобы им сопутствовали небольшие превьюшки с указанием размера открывающегося по ним файла. Если вы даете ссылку на большой файл, не забывайте указывать его размер. Не следует ожидать мгновенной реакции на сообщения.Существует стереотип, мол, что сегодня у людей остается все меньше времени, хотя (или, быть может, поэтому?) мы тратим меньше времени на сон и изобретаем новые устройства, позволяющие сэкономить время. Когда Вы посылаете электронную почту Вы фактически претендуете на чье-то время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря.Прежде, чем Вы отправите людям свое письмо, подумайте, действительно ли они нуждаются в нем. Если Вы ответите себе «нет», лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение.
Правило 5: Сохраняйте собственное достоинство.
Используйте преимущества анонимности. Я не хочу, чтобы у Вас создалось впечатление, будто Сеть это мрачный и жестокий мир, полный людей, которые только и стремятся, что довести друг друга до инфаркта. В целом, все люди хотят, чтобы их любили. В Сети (например, в конференциях) Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретили в реальной жизни. И ни один из этих людей не видит Вас. Таким образом, никто не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за Ваш вес, возраст или манеру одеваться. Однако, Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете. Для тех, кто находится в Сети, это имеет значение. Таким образом, правила грамматики играют важную роль.Если Вы уже давно работаете в Сети и понаторели в этих вопросах, все-таки не грех совершенствоваться. В настоящее время доступно множество пособий, но, возможно, интереснее прослушать курс. Если Вы взрослый пользователь, то, наверное, нет смысла обучаться азам грамматики. Не оскорбляйте пользователей. Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта. Репутация в Интернете значит ничуть не меньше, чем в реальной жизни. Конечно вся аудитория Интернета Вас не узнает, но братья по интересам и сайтам могут знать Вас как полноценного человека. Если даже на первом этапе знакомства с Интернетом ников будет несколько, со временем один из них станет главным, тем, в котором вы себя ощущаете спокойно и надежно, возможно даже надежнее, чем в паспортном имени. Стоит ли его марать репутацией скандалиста? Выскочки? Невежды? Зануды?
Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать.
Наконец, после всех этих негативных моментов, один добрый совет. Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированные ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. Интернет сам по себе вырос из стремления ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие. Поэтому участвуйте. Прочитав длинные списки пожеланий того, что не нужно делать, не бойтесь обмениваться своим опытом. Обмен опытом увлекательное занятие. Это «древняя» и славная традиция Сети.Сеть самая большая библиотека и хранилище всех возможных знаний. Вы в это верите? Это не так. В интернете появляется только та информация, которая хоть немного представляет выгоду автору. По этому могут возникнуть вопросы ответов на которые в Сети нет. Именно люди, с которыми мы встречаемся в Сети могут помочь Вам. Если вы увидели вопрос и можете на него ответить ответьте. Если вы случайно обнаружили, что в Интернете отсутствует что-то, что вы хорошо знаете, напишите об этом. Если новичок просит у вас помощи помогите, как когда-то помогли вам. Если же вам никто никогда не отвечал на вопросы, не рассказывал что-то нужное или не помогал, продолжайте отвечать, рассказывать и помогать. Мир становится лучше, когда мы помогаем другим, а мы сами счастливее.
Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
Человека, давно живущего в Сети, как правило, узнаешь не по воспаленным красным глазам и рефлекторному подрагиванию пальцев рук, нет. Человек, давно живущий в Сети, отличается крепкими нервами. Если вы всерьез думаете, что какого-нибудь Интернетного аксакала можно удивить лихо закрученным матерным загибом, вставленным в разговор о высокой готике, то подумайте еще немного. Желание отличиться выдает в вас новичка куда вернее, чем ник «я-тут-новенький». Те, кто в Сети давно, распознают будущий скандал в зародыше и стараются удалиться от него на безопасное расстояние. И это при том, что они сами могут подобный скандал спровоцировать явно эпатажным сообщением. Но брызгать слюной, доказывая в 300 сообщениях, что собеседник ничего не понимает в данной теме удел слабых. Флейм (flames) это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт не самое главное, а цель вызвать реакцию пользователей: «Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?» Запрещает ли Netiquette флеймы? Не совсем. Флеймы тоже старая традиция Сети (а Netiquette никогда не противоречил традициям). Флеймы могут доставлять удовольствие как сочинителям, так и читателям. А получатели флеймов часто заслуживают их.
Правило 8: Уважайте право на частную переписку.
Нет, я не думаю, что мои уважаемые читатели лазают по чужим вещам и читают чужие письма. Но это правило можно и нужно толковать более широко. А именно: не распространяйте в Сети личную информацию других людей реальные имена, адреса, телефоны, фотографии. Никогда ни при каких условиях! не публикуйте логи ваших разговоров тет-а-тет без согласия собеседника или нескольких собеседников, если разговор предполагал конфиденциальность.
Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями.
Виртуальное пространство предполагает различный доступ к тем или иным ресурсам, различный уровень знаний в тех или иных вопросах. Обладая преимуществами над другими пользователями, не следует пользоваться ими.
Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Это асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе и системные администраторы на каждой системе. Обладая более широкими знаниями, чем остальные пользователи, или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться. Например, системные администраторы не должны читать частные почтовые сообщения.
Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки...
или хотя бы время от времени вспоминайте, сколько ошибок сделали вы. Каждый когда-то был новичком. И не каждый извлечет выгоду из этой книги. Поэтому, когда кто-то допускает ошибку будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным. Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше не в конференции, а в частном письме. Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным. Как известно, исправления в тексте часто тоже содержат грамматические ошибки; также и указание на несоблюдение правил Netiquette, бывает, демонстрирует нарушение этого же Netiquette.
Используйте эти десять основных правил нетикета, следование им существенно облегчит жизнь как вам, так и окружающим.

3) Практическая работа
Поиск информации в сети Интернет.
Обсуждение найденного материала.
Деятельность учителя: сейчас вы запустите поисковую систему и попробуете найти тематический форум, например, аквариумистов, и найти правила общения в рамках данного форума. Вспомните, не приходилось ли вам видеть что-то подобное ранее в социальных сетях или на других сайтах.
Деятельность учащихся:
Составляются запросы, например «Форум аквариумистов» и демонстрируются результаты поиска. Обсуждение найденного материала.

4) Закрепление изученного материала
Опрос:
1) перечислить основные правила сетевого этикета
5) Закрепление итогов урока
Обсуждение результатов опроса
Информация о домашнем задании
Деятельность учителя: Сегодня мы рассмотрели с вами основные правила работы в сети Интернет, узнали, что такое сетевой этикет. Обсудите с родителями согласны ли они с данными правилами, какие примеры они могут привести в части соблюдения данных правил, возможно они сталкивались с несоблюдением данных правил в сети и какое у них к этому было отношение. Внимательно отнеситесь к их замечаниям.

15