Методическая разработка классного часа для учащихся 5-6 классов Внеклассное мероприятие «Есть такая профессия – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

Методическая разработка классного часа для учащихся 5-6 классов
Внеклассное мероприятие «Есть такая профессия – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»
Автор: Алексеева Татьяна Александровна. Преподаватель иностранных языков. МАОУ СОШ №11.город Тамбов

Описание материала: классный час «Есть такая профессия – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ» подготовлен для применения в профориентационной работе профессионального образования среди учащихся школ 5-6 классов в рамках реализации проекта «От школьной скамьи до рабочего места». Может использоваться как преподавателями и мастерами п/о при проведении профориентации в школе, так и самими учителями школ при проведении классных часов в рамках «Недели предпринимательства».
Форма проведения: классный час с элементами игры
Тема: «Есть такая профессия – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»
Цель и задачи:
- закрепить понятие «профессии»;
- расширить знания о многообразии профессий;
- формировать активный познавательный интерес к профессии ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ;
- развивать кругозор, любознательность;
- учить анализировать, делать выводы.
Роль педагога: преподаватель или мастер п/о организует обучающихся группы техникума для подготовки мероприятия.
Предварительная работа: подготовка презентации совместно с обучающимися, подготовка необходимых материалов и оборудования при проведении мероприятия.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с названием сфер бизнеса; альбомные листы, цветные карандаши, папка.
Участники: педагог, обучающиеся техникума – помощники проведения мероприятия, учащиеся 5 классов – участники мероприятия.
I.  Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одной очень интересной профессии – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Но сначала вспомним, какие профессии вы знаете, и заполним кроссворд.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вниманию учащихся предлагается первое задание кроссворда.
1.  Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?   (Повар)
После того, как один из учащихся дал ответ, проверяется правильность. Следующее – аналогично.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Кроссворд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Кто снимается в кино или выступает на сцене?  (Артист)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Кто строит нам жильё?  (Строитель)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Встаём мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.  (Шофёр)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.  (Учитель)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5.  Кто дарит нам сказки, рассказы и басни,
Кто мир для читателя делает прекрасней? (Писатель)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7. Кто рано встаёт и коров выгоняет,
Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно? (Лётчик)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
9. Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьёт нам наряды, чтоб было приятно?  (Портниха)
Молодцы! Вы верно отгадали кроссворд.  Какое слово у нас получилось?    - Профессии.
Что такое профессия? - Работа.
Профессия – это работа, которой занимается человек.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
II. Профориентационная игра
Игра «Самая-самая». А сейчас мы с вами поиграем в такую игру. Игра называется «Самая-самая». Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, кулинар, конфеточница).
Характеристики:
- самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, лесник, овощевод и др.);          
- самая волосатая профессия (парикмахер);
- самая детская профессия (воспитатель, учитель детский врач - педиатр);
- самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);
- самая чистая (уборщица, дворник);
- самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);
- самая общительная профессия (журналист, экскурсовод, ведущий на телевидении и др.).
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий востребованных в стране и мире. Но есть одна профессия, которая  является самой высокооплачиваемой, самой престижной и перспективной, которая в любые времена будет востребована, – это профессия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель - одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Предприниматель человек, который организует собственное дело и получает прибыль.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Если считать предпринимателями всех, кто получает выгоду, то этот вид деятельности возник в древние времена. Торговцы продавали заморским гостям всё, что можно было продать. Вначале продавали товары (скот, зерно, оливковое масло), потом приобрели актуальность услуги почистить обувь, сшить костюм, сделать прическу. 
III. Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках.
Внимание на экран. Вспомните произведения и скажите, в чем выражалась предпринимательская деятельность героев?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1)  Буратино – предприниматель:
продал Азбуку (личное имущество)с целью получения прибыли
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
2)  «Вершки и корешки»
Мужик – предприниматель: вырастил корнеплоды, чтобы продать на рынке (товар)   и получить прибыль.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3)  «Теремок»
Мышка – предприниматель: сдавала жилые помещения в аренду с целью получения  прибыли.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Очень многие становятся предпринимателями только потому, что так сложились жизненные обстоятельства, только такой выход они увидели. Но есть и другие. Есть те, у кого однажды возникла идея, которую они захотели воплотить в жизнь просто потому, что им было это интересно. Кто-то захотел шить самую удобную, на его взгляд, спецодежду, кто-то захотел, чтобы у него был самый необычный ресторан. Вот и вы попробуйте сейчас воплотить свою  идею.
IV. Проведение игры «Поиграем в бизнесмена»
Распределение учащихся на рабочие группы.
Деловая игра моделирует деятельность фирмы, состоящей из нескольких бизнесменов, участвующих в развитии своей фирмы. Каждой фирме будет выдан план работы фирмы:
- придумать название  фирмы;
- описать деятельность фирмы;
- распределить должностные обязанности;
- изготовить рекламу;
В качестве примера предлагается ознакомиться с деятельностью фирмы компьютерных услуг «ПАЛИТРА»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Итог: Изготовление папки «Я – бизнесмен», которая включает в себя мини-проекты фирм.
В каждой рабочей группе выбирается «Руководитель» фирмы (предприятия). «Руководитель» выходит и выбирает карточку с названием сферы своей фирмы.
В помощь учащимся на экране высвечиваются области применения профессиональных знаний в открытии фирмы:
·  сфера торговли (компании по оптовой и розничной продаже);
·  сфера строительства (агентства по продаже домов, земельных участков, недвижимости);
·  транспортная сфера (компании по автодоставкам и автоперевозкам);
·  сфера медицины и здравоохранения;
·  гостиничный и ресторанный бизнес.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
V.  На  сегодняшний день малое предпринимательство в нашем городе является одной из важных основ экономического развития региона (слайд № 31). Положительные тенденции в развитии малого бизнеса очевидны и говорят о том, что производимая ими продукция, выполняемые работы и оказываемые услуги востребованы на потребительском рынке и становятся всё более качественными и конкурентоспособными. (Назвать предпринимателей нашего города и их сферу деятельности).

По окончании мероприятия подводятся итоги создания фирм. Лучшая отмечается ДИПЛОМОМ ПРИЗЁРА, остальные ДИПЛОМАМИ УЧАСТНИКА.
Анализ мероприятия
С учащимися 5-6 классов, закрепленной школы, в рамках реализации проекта «От школьной скамьи до рабочего места» в ходе профориентационной работы был проведен классный час «Есть такая профессия – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ». В ходе проведения мероприятия были достигнуты намеченные цели, сформирован активный познавательный интерес к профессии ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. Учащиеся научились самовыражаться, воплощая идею создания своей фирмы (предприятия). В процессе создания рекламы своей фирмы происходило развитие творческих способностей каждого, ведь дети работали в команде. Была видна сплоченность и коммуникабельность ребят при выполнении заданий.
При проведения мероприятия дети проявляли интерес к профессиям и специальностям, изучаемым в техникуме, задавали вопросы, живо и активно реагировали на выполнение предложенных заданий.
Итогом проведенного мероприятия является создание папки бизнес-идей и творческих проектов рекламы.

Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415