Статья : «Проблема чтения как ключевая проблема современного литературного образования»
ГБОУ ДПО «краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Тема: «Проблема чтения как ключевая проблема
современного литературного образования»
(статья)
2014
Актуальность темы.
Проблема в области чтения возникла в конце 20 века и актуальна по настоящее время. Об этой проблеме писали многие ученые, социологи, библиотековеды, книговеды. Однако официальное признание на государственном уровне проблема получила только в 2006 году.
Цель статьи
Привлечь внимание к проблеме чтения как ключевой проблему современного литературного образования.
Изложение основного материала
Немецкий писатель и художник Герман Гессе писал: «Среди тех миров, которые не подарены человеку природой, а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги — величайший». Главный человек в мире книг – читатель. Что же будет в ближайшее время с этим величайшим миром, насколько он будет населен?
Без чтения (не только художественной литературы) не бывает образования. Это та сфера, где необходимость чтения возникает сама собой, естественно — и одновременно именно здесь к чтению принуждают. Чтению на уроке отводится очень мало времени в связи с другими видами работ с текстом, поэтому оно вытесняется из учебного процесса и становится самостоятельным занятием — дети читают дома. И пришли к тому, что “чтение классической литературы для современного подростка аналогично чтению текстов на иностранном языке”. Большая часть слов непонятна, не хватает сносок и комментариев. Ученики не утруждают себя поиском лексического значения слов, часто молча пропускают их. Только тогда приходит понимание содержания художественного текста, когда знакомятся со словарной статьёй и примерами учителя. Ведь словарь активной лексики современного ученика, увы, сокращается, растёт употребление сленга. На уроке очень часто чтение прерывается комментариями, разъяснениями. А где же тогда целостность восприятия текста, стиль, красота языка? Но если слово не встречается в повседневной речи, оно быстро забывается, поэтому необходимо вести постоянно словарную работу. Возможно, это поможет в восприятии произведений русских писателей не только XIX, но и XX века. Пренебрегая чтением, испытывая трудности при чтении, подростки попросту не приобретают навыков грамотной устной и письменной речи. Да, словарный запас сегодняшних школьников обогатился жаргонизмами, неологизмами и разного рода иностранными заимствованиями. Но как обеднел литературный, настоящий, великоросский язык! Он будто совсем уходит из нашего обихода — исчезает, стирается…
Многие винят в снижении интереса к чтению повышенное внимание к ТВ и компьютеру. Но от этого никуда не деться. Поэтому нам надо учиться использовать этот интерес, направляя в нужное русло. Оказывается не все так плохо. С появлением различных гаджетов ребенку проще стало приблизиться к книге – в сети Интернет есть аудиокниги. Это спасает, когда ученики не имеют в домашней библиотеке необходимой книги или не хотят читать, но готовы слушать. Они с интересом слушают и запоминают всё — сюжеты, героев, новую лексику, усваивается правильное произношение слов. Но конечно, аудиокниги не могут стать полной заменой привычных книг, и нам надо максимально настаивать на чтении, чтобы у детей не исчез этот навык, и в дальнейшем не было проблем с грамотным письмом. Еще один пример положительного влияния гаджетов – доступность книги в виде электронной версии, есть интерес – есть возможность удовлетворить его, не откладывая в долгий ящик.
Одной из причин снижения интереса к чтению у школьников является отсутствие примера родителей, нежелании воспитывать стремление у ребенка к общению с книгой. Некоторые родители не считают развитие интереса к чтению жизненно важной сферой воспитания. Да, в детстве большинство родителей читают своим детям, но со временем На мой взгляд, именно родители, увлеченные чтением книги, - образец для подражания. Если ребенок видит отца или мать с книгой, то можно надеяться, что и он, подражая родителям, возьмет ее в руки, а затем со временем чтение станет для него потребностью.
А какие же меры принимает государство? В России в 2006 г. была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитаная на 3 этапа: 1. 2007 – 2010; 2. 2011 – 2015; 3.2016 – 2020. В этом документе приведены следующие факты: «Доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% в 1991 г. до 28% в 2005 г. Если в 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. – только 24%. Во вступительной части к «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится: «Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан». В целях реализации Программы государство задействует различные механизмы, направленные на восстановление интереса к чтению : принимаются программы и проекты, проводятся форумы, конференции, круглые столы, акции по продвижению чтения и другие мероприятия.
Исследования показали, что большинство читателей приобщается к серьезному систематическому чтению в 11-12 лет. Поэтому для участников Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» были определены именно эти возрастные границы. Целью проведения конкурса стало: популяризация чтения среди детей, расширение читательского кругозора детей, повышение общественного интереса к библиотекам, возрождение традиций семейного чтения, повышение уровня грамотности населения, поиск и поддержка талантливых детей. В 2012 году I Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» получил патронат Министерства культуры Российской Федерации, Министерства науки и образования Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и был поддержан главами всех регионов Российской Федерации. В общей сложности в конкурсе приняло участие 2 млн. детей. Опыт проведения конкурса показал, что подобное состязание может стать действительно эффективным способом пропаганды чтения среди детей, способствовать расширению их читательского кругозора.
Выводы
Только совместными усилиями семьи, школы и государства возможно добиться решения Мы должны прививать любовь к чтению, если хотим воспитать нравственное и интеллектуальное поколение. Именно чтение книг приведет нас к этому.
Список литературы
Национальная программа поддержки и развития чтения [электронный ресурс] // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. – <http://www.mcbs.ru/introduction.htm>
Колганова Т.А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения / Т.А. Колганова // Литература в школе. - 2009. - № 12. - С. 13 - 17.
Волков С. О чтении и образовании // «Литература», «Первое сентября», 2010. № 3. - С. 56.
Смирнова Е. Имеющий уши да услышит // «Литература», «Первое сентября», 2010. № 5. - С. 64 - 69.
http://bd.fom.ru/report/whatsnew/d072124.