Семинар для педагогов Общечеловеческие ценности — основа целостного педагогического процесса школы


План методического семинара для учителей
Школа КГУ «Убинская общеобразовательная средняя школа»
Кол-во слушателей семинара 12
Дата 10.10.2016 г
Педагог Подгорнова Ольга Викторовна
Тема методического семинара для учителей:
Общечеловеческие ценности – основа целостного
педагогического процесса школы»
Цель: содействовать раскрытию содержания общечеловеческих ценностей как основы целостного педагогического процесса школы.
Задачи:
1. Ознакомить педагогов с ценностными основами программы нравственно-духовного образования «Самопознания»;
2. Раскрыть педагогам духовно-нравственную глубину и общечеловеческий ценностный потенциал предмета «Самопознание»;
3. Содействовать осознанию педагогами особой роли интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» и других дисциплин.
Ресурсы:(материалы, источники)
1.Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» //Казахстанская правда, 28.01.2012 г
2. Мукажанова Р.А, Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013. – 128
3 Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Общечеловеческие ценности (5-11 кл.). Методическое пособие для учителей/ Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2014
4.Музыка для позитивного настроя www music. nur. кz5. Заключительная минута семинара HYPERLINK "http://plus-music.org/"http://plus-music.org/
6.Входные и выходные анкеты для педагогов.
План
1.Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание».
В Послании Президента нашей страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана (27.01.2012г.) говорится: «…Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности… Нашей молодежи это жизненно необходимо».
Решать поставленные Президентом задачи призван, основанный на многовековой народной педагогике и мировом опыте обучения детей общечеловеческим ценностям проект Сары Алпысқызы Назарбаевой по нравственно-духовному образованию, который занял достойное место в системе образования РК. Проблемы современного образования можно решить только в том случае, если вечные духовно-нравственные ценности станут фокусной точкой образования, другими словами, если эти ценности составят единое целое со всем, чему мы учим. В этом случае мы получим не только академические успехи, но и возможность обеспечить гармоничное всестороннее развитие Человека или становление человека совершенного характера.
В настоящее время неоспорим факт того, что преображение личности учителя важнее всех методик и программ. По этому поводу очень хорошо сказал выдающийся казахский педагог Ы.Алтынсарин: «Учитель – самый важный человек в образовании. Самые лучшие педагогические пособия, указы правительства, самый строгий инспекторский контроль не смогут сравниться по степени важности с учителем. Поэтому для меня хороший учитель дороже всех драгоценностей мира». Богатейшее наследие гуманной педагогики (Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), проникнутое духовно-нравственными идеями и любовью к детям составило научно-педагогическую основу Программы.
Исследования гуманистической психологии, рассматривающие высшие уровни сознания (А.Маслоу, К.Г.Юнг, В.Франкл, К.Роджерс, Э.Фромм и др.), составили психолого-педагогическую основу Программы. Особенность гуманистической психологии А. Маслоу (1908-1970гг.) состоит в том, что в современном обществе он видит две культуры: одна образуется людьми, склонными к высшим переживаниям и ориентирующимися на высшие ценности бытия (красота, истина, добро), другая воплощает технократическо-бюрократическую тенденцию в жизни общества. Ее составляют люди, не склонные к высшим переживаниям. Стремление к общению с людьми и к любви Маслоу считал неотъемлемым качеством человека, отсутствие подобных потребностей - патологией. 
Древнегреческие мудрецы призывали: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Познаешь себя – познаешь жизнь. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» основана на целостном подходе к пониманию человека, как обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой (Сократ, аль-Фараби, Абай Кунанбаев, Л.Н. Толстой, Шакарим Кудайбердиев, Ыбрай Алтынсарин и др.) Предмет «Самопознание» призван помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало.
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, творчество, любовь, свобода, ответственность межличностное общение. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.
Знание психологических особенностей и закономерностей, методов психологии помогают педагогу самопознания не только «видеть» имеющуюся ситуацию развития личности учащегося, но и корректировать и влиять на неё, «научить ребёнка жить в гармонии с собой, обществом и окружающим миром».
Процесс нравственно-духовного образования (образование для сердца) существенно отличается от процесса интеллектуального образования (образование для ума). Давайте более подробно рассмотрим структуру сознания и как поступает в сознание информация из вне.
Процесс обучения, мысли и понимание – все это происходит внутри сознания. Самое главное влияние на сознание происходит через пять органов чувств, два из которых - зрение и слух являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса образования. Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание (иногда сознательно, иногда минуя сознательный уровень), где приобретает психоэмоциональную окраску. Эмоциональная реакция сознания вызывает посылку в подсознание дополнительных сигналов и закрепляет эмоциональное содержание прошлых впечатлений. Каждый раз, когда мы переживаем эмоциональное состояние, мы тем самым закрепляем более сильную эмоциональную реакцию на будущее. Из этого механизма мы видим, что совершенно необходимо научиться контролировать сознание (ум), чтобы оно не усиливало эмоциональный характер предыдущих впечатлений.
В процессе преподавания предмета «Самопознание» важно использовать современные психологические знания и учить детей правильно воспринимать информацию, то есть учить контролировать эмоции, развивать позитивное и различающее мышление. Для того, чтобы достичь спокойствия и научиться контролировать свои эмоции, необходимо очищение сознания.
Гуманная педагогика. Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный. Любовь к ребёнку, к человеку – вот основа гуманистической педагогики. Гуманистическое воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности является одной из приоритетных задач нашего общества.
Принципы гуманной педагогики: очеловечивать среду вокруг ребёнка; проявлять творящее терпение; принимать любого ребёнка таким, какой он есть (не ломать его волю); строить отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он – учитель); преисполниться оптимизмом в отношении ребенка; проявлять преданность и искренность в отношении ребёнка (единственный защитник детства – учитель).
С.А. Назарбаева в своей книге «Этика жизни» говорит: «Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Раскрыть себя – каждый должен!»
2.Аксиологические основы программы НДО «Самопознание».
Классификация ценностей по Т.И. Петраковой.
Природные - ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли.
Приобретенные - корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, терпение, и др.
Абсолютные - не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств) истина, любовь, праведное поведение, внутренний покой, ненасилие.
Абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой все стадии духовного роста человека и содержатся в нем с самого начала его рождения в менее или более проявленном виде. Степень проявленности общечеловеческих ценностей свидетельствует о духовном уровне личности. Для достижения внутренней гармонии человек жить в единстве мысли, слова и действия, а также должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:
Дерево ценностей. В основе жизни – корни. Корни символизируют истину. Как корни дерева невидимы глазу человеческому, так и истина является невидимой основой всего видимого…Чтобы корни были крепкими – дерево необходимо поливать водой… Вода – олицетворение любви… Как вода является источником жизни для всего живого, так и энергия любви пронизывает, питает все общечеловеческие ценности.
Благодаря обильному поливу водой у дерева будут крепкие корни. Крепкие корни – залог могучего ствола и прочных ветвей. Ствол и ветви символизируют праведное поведение.
Если человек живет по совести, совершает праведные поступки, то в его душе расцветают благоуханные цветы – символ внутреннего покоя.
Постигнув истину, он приходит к ненасилию (плоды). Ненасилие –это любовь в понимании, т.е. осознание того, что все мы едины духовным началом.
Истина-это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастный всему и ответственный за всё.
Любовь – мощная энергия, способная преобразовать мир, рождающая и поддерживающая жизнь.
Праведное поведение – то, что рождается в истине. Праведное поведение – это правильное поведение.
Когда человек осознаёт истину, совершает праведные поступки с любовью, то в его душе наступает внутренний покой.
Понимание единства всего сущего приводит к ненасилию. Ненасилие – это плод практики истины, любви, праведного поведения и внутреннего покоя. Каждой ценности соответствуют качества характера, которые будут изучаться в каждом классе с учётом психолого-физиологических особенностей детей.
3.Интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин.
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред». М. Монтень. Почему дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе? Ответ прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Тогда какие знания – живые, а какие – мёртвые? Выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики, Ш.А.Амонашвили так отвечает на этот вопрос:
«Что есть мертвые знания?
Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.
Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.
В общем, мертвые знания – это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.
Живые знания составляют Культуру Образования.
Живые знания – те, которые:
– одухотворяют человека;
– влекут к горизонтам науки;
– способствуют творить новую жизнь;
– воодушевляют мысль на новые поиски;
– несут просветление и эволюцию;
– живые знания – крылья; мертвые знания – гири на ногах
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.
! Интеграция может быть 2 видов - внешняя (применение методических приёмов) и внутренняя (основанная на методологических позициях целостного понимания мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей, духовной природой)
Пути интеграции:
Вдохновляющие примеры из жизни великих учёных и из истории развития науки;
Знакомство с открытиями современной науки;
Интеграция дисциплины «Самопознание» и других предметов через обогащение содержание школьных дисциплин.
Примеры интеграции:
Русский язык (Тема: Имя прилагательное). Душевный человек – это человек с открытой душой, добрый, отзывчивый, готовый оказать помощь в трудную минуту. Это бескорыстный человек. А духовно богатый человек - это личность, обладающая глубокими и всесторонними знаниями и успешно применяющая их в жизни.
Химия (Тема:Глюкоза. Сахароза). В народе говорят: речь, слаще сахара или сладкая ложь. Как вы считаете, нужно ли говорить правду или лучше слушать сладкую ложь? Сладкая ложь, так же как и сахар оказывает разрушающее действие на организм человека. Правда – это важная духовная ценность человека и человечества. Правда – это истина, которая соответствует действительности и основана на честности, справедливости.
Творческая деятельность.
Прошу вас в группах привести примеры интеграции предмета «Самопознание» с предметами, которые ведёте вы, по каждому пути интеграции.
Представление работ. Анализ
Повторное анкетирование. Домашнее задание.
Просмотреть фильм «Звёздочки на земле». Заключительная минута семинара.
Уважаемые коллеги! Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Вспомните, о чём мы говорили сегодня на нашей встрече. Поместите это в своём сердце. Побудьте ещё немного в этом состоянии. Можете потихоньку открывать глаза.
Педагог ____________________________
Директор ____________________________