Конспект урока по физике для 8 класса «Последовательное и параллельное соединение проводников»


Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г. Столбцы»
«Последовательное и параллельное соединение проводников»
(урок-практикум решения задач)
8 «Б» класс
Учитель физики
Найденович Е.А.
2013/2014 уч. год
Тема урока: Решение задач по теме «Последовательное и параллельное
соединение проводников»
Цель урока: закрепить изученный материал путем решения задач разных
типов (графических, экспериментальных, расчетных)
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок-практикум решения задач
ХОД УРОКА
Эпиграф: «Решение любой задачи – это хорошее знание теории, немного смекалки и простая арифметика»
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках вы познакомились с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление; познакомились с приборами для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили Закон Ома для участка цепи, научились собирать простейшую электрическую цепь; изучили законы последовательного и параллельного соединения проводников, решали задачи на эти темы.
Сегодня у вас есть возможность пополнить знания об электрических соединениях проводников, их применении и роли и современном мире.
Тема нашего занятия – Решение задач по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников». Цель урока - закрепить изученный материал путем решения задач разных типов. И сегодня нам с вами предстоит непростая работа. На уроке мы воспользуемся кейс-методом. Что такое кейс? (чемоданчик). На столе у каждого из вас находится комплект рабочих листов – ваш кейс. Подпишите свои чемоданчики (кейсы).
Обратите внимание на то, что в рабочих листах вы пишите синей ручной, исправления не допускаются, работайте аккуратно. На каждое задание отводится определенное время, затем вы проверяете правильность выполнения задания (красной ручкой): за каждый правильный ответ 2 балла. В вашем кейсе находится лист самооценки, куда вы будете выставлять себе баллы и в конце урока оценку. Итак, мы начинаем!
Для того, чтобы решать задачи, нужно вспомнить теорию.
Задание 1: ваша задача закончить фразу …
Сила тока измеряется при помощи …
Единица измерения силы тока…
Амперметр включается в цепь…
Напряжение измеряется при помощи…
Вольтметр включается в цепь…
Единица измерения напряжения…
Единица измерения сопротивления…
При последовательном соединении сила тока во всех частях цепи…
При параллельном соединении напряжения на всем участке цепи…
При последовательном соединении общее сопротивление…
- А сейчас давайте посмотрим на правильные ответы.
Задание 2.
На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?
На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?
- Ребята, давайте проанализируем схемы и посмотрим на правильные ответы.
Задание 3.
Задача 1. Условие задачи.
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
Ответ:
Сила тока = 90,4 А, напряжение - 4В.
Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.
Сопротивление в т.А – 10 ОМ, в т.В – 10 Ом.
Сила тока = 0,8 А, сопротивление – 10 Ом.
Задача 2.
На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трех металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?
Ответ: При решении задачи используем закон Ома R=U/I. Выберем одно значение для напряжения U=2B, I1=1A, I2=0,5A, I3=2A. Посчитав по формуле R=U/I нашли, что R1 = 2Ом, R2 = 4Ом, R3 = 1Ом. Наибольшим сопротивлением обладает второй проводник.
Физкультминутка.
- Ребята, встаньте. Я буду задавать вопросы и показывать ответы. Если верный ответ – поднимаем руки вверх и шевелим пальцами, если неверный – приседаем.
1. Омметр – прибор для измерения сопротивления проводника (+)2. Электрический ток – это упорядоченное движение лонов (-)3. Сила тока обозначается буквой q (-)
4. Заряд измеряется в кулонах (+)5. Вольтметр включается в цепь последовательно (-)6. Амперметр включается в цепь последовательно (+)7. Сопротивление проводника равно 2А (-)
8. Сила тока в цепи равна 4А (+)9. При последовательном соединении напряжения на всем участке цепи одинаковое (-)
10. При параллельном соединении сила тока на всем участке цепи одинаковая (-)Задание 4.
- А сейчас будем решать расчетные задачи.
Задача 1.
Определить сопротивление цепи и напряжение на всем участке, если R1 = 15 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 14 Ом. Амперметр показывает 3 А.
Задача 2.
Определить силу тока на каждом резисторе, при напряжении в цепи 23 В.
Задача 3.
Пять резисторов соединены так, как показано на рисунке. Определить общее сопротивление цепи, если R1 = 1Ом, R2 = 1Ом, R3 = 10Ом, R4 = 8Ом, R5 = 1Ом.
- Ребята, а сейчас посчитайте свои баллы и выставьте себе оценку в вашем кейсе.
Домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Повторить параграфы 26,27. Задачи.
Рефлексия.
Заполнить анкеты.
1. На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал / усталМое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
- По словам русского поэта 19 века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
- Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке электродинамике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что впереди у нас с вами еще множество открытий.