Урок по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников»
И. Ф. Березуцкая, учитель физики КСОШ №1.
Деловые игры в обучении физике
В настоящее время необходимо коренное изменение роли учащихся в учебно – воспитательном процессе. Нынешнему школьнику недостаточно лишь поглощение «готовой» учебной информации, выполнение «Деловые игры в обучении физике
В настоящее время необходимо коренное изменение роли учащихся в учебно- воспитательном процессе. Нынешнему школьнику недостаточно лишь поглощение «готовой» учебной информации, выполнение строго регламентированных заданий учителя (действия по указанию).Нужен самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, в будущей профессиональной деятельности, нужно активное познание реальной деятельности, осуществление деятельностного подхода в обучении.
Одним из таких активных методов является деловая игра. Она открывает ряд возможностей: максимально приближает обучение к реальным жизненным ситуациям и производственным условиям; обеспечивает широкую самостоятельность учащихся, обстановку соревнования на уроках, способствует развитию инициативы учеников, развивает коммуникативные навыки, искореняет такие негативные явления, присущие традиционному обучению, списывание, обман, боязнь плохих отметок и др.
Одним из примеров деловой игры является урок: «Последовательное и параллельное соединение проводников»,
в 8 классе.
После изучения законов последовательного и параллельного соединения проводников предлагаю учащимся применить полученные знания при выполнении лабораторной работы , урок провожу в виде деловой игры .
Лабораторная работа: «Сборка электрической цепи».
Цель работы: проверить законы последовательного и параллельного соединения проводников; приобрести практические навыки по электротехнике.
Задачи урока: научить учащихся самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу по созданию схем электрических цепей и их сборке; внести вклад в развитие умений творчески мыслить и трудиться; развивать навыки коллективной работы, взаимопомощи.
Оборудование: комплект приборов по электричеству « L- МИКРО», электрические звонки , электроплитки, электромагниты, электродвигатели
( выставляются на демонстрационном столе)
Карточки с надписями: «Бригадир», «Председатель группы приёмки», «Заместитель председателя группы приёмки», «Главный конструктор»
Листы отчётной документации (выдаётся каждой бригаде).
Инструкции для группы приёмки
Критерии оценки работ:
-3 балла - цепь собрана без ошибок и исправно работает, схема удачно придумана, безукоризненно начерчена, найдены оригинальные применения конструкций
-2 балла - есть неточности в схеме и сборке цепи, применение оригинальное, но единственное
-1 балл – предложенная схема возможна, но содержит ошибки, цепь собранна правильно , но небрежно
-0 баллов - допущены грубые ошибки в схеме или при сборке, задание не выполнено.
-таблицы для записи результатов проверки качества
№ бригады Фамилия бригадира Оригинальность конструкции Качество сборки Качество оформления схемы Сумма баллов Место
План урока
1.Объяснение порядка проведения игры.
2.Осуществление игры:
а) работа бригад по выполнению полученных заданий
б) создание группы приёмки
в) Защита работ
г) объяснение результатов работы бригад
д) выступление бригады победительницы
3.Подведение итогов
Для проведения игры класс разбивается на бригады по 4 человека ( разных способностей).
Учитель: Учёные, инженеры, конструкторы ведут работу по созданию новых приборов, станков, приспособлений, облегчающих труд, дающих существенную экономию энергии, времени, материальных ресурсов.
Сегодня мы с вами попробуем освоить эти профессии, побываем в роле конструкторов, инженеров, монтажников. На уроке необходимо придумать и собрать электрическую цепь, которая может лежать в основе какого-нибудь технического устройства, применяемого на предприятии или в быту. Необходимо оформить технический паспорт на изделие (сигнализацию, освещение, отключение приборов и т. д.) и защитить свои идеи и конструкции перед группой приёмки. Основными критериями оценки работ являются: простота конструкции, оригинальность, быстрота выполнения работы, качество сборки цепи и оформление документации. Желаю успеха вам!
Ход работы
1.Распределение класса в бригады и назначение должностей
2.Выдвижение идей конструкций.
3.Сборка цепей.
4.Оформление отчётных листов.
5. Защита проекта (демонстрация)
6.Доработка проекта с учётом замечаний.
Функции членов бригады:
Бригадир организует и контролирует всю работу, в спорных случаях принимает окончательное решение, оценивает работу членов бригады.
Конструктор-монтажник - отвечает за сборку электрической цепи.
Технический секретарь - оформляет документацию.
Контролёр-эксперт – осуществляет опробирование конструкций, оценивает предварительно её качество.
По команде главного конструктора (учителя) бригада защищает свои работы.
Технический паспорт.
Бригада № Ф.И.О. Название конструкции Бригадир Схема конструкции Конструктор-монтажник Использованное оборудование Технический секретарь Варианты применения Контролёр-эксперт В быту На производстве -Домашнее задание: П.48-49, формулы; теоретическая разработка других конструкций с использованием амперметра и вольтметра; написать отзыв-рецензию на сегодняшний урок ( по желанию)
-Подведение итогов работы.