Конспект урока по истории и культуре Башкортостана в 7 классе Образ Салавата Юлаева в литературе
Тема урока: Образ Салавата Юлаева в литературе.
Цель урока: Познакомить уч-ся с произведениями поэтов и писателей, отразивших в своем творчестве образ легендарного поэта-импровизатора, батыра. При работе с текстом учебника уч-ся развивают умения выделять главное и анализировать. Способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Почему мало сохранилось стихотворений Салавата Юлаева?
Какие темы раскрываются в произведениях Салавата Юлаева?
Назовите стихотворения;
4) Расскажите наизусть стихотворение «Соловей».
Изучение новой темы.
Эпиграф: «Если Салават по своей значимости был бы явлением чисто башкирским, а не общероссийским, то его бессмертие не было бы столь значимым и прочным даже для нас, его соплеменников» (М.Карим)
Как вы понимаете это высказывание?
Нам предстоит на уроке доказать, что имя нашего национального героя популярно и любимо людьми разных национальностей.
Работа по §7, стр.42: Пушкин А.С. – «История Пугачева»,
Игнатьев Р.Г. – «Сказания, сказки и песни»,
Нефедов Ф.Д. – «Башкирская сторона».
После революции 1917г. одним из первых к образу Салавата обратился Ш. Бабич «Салават-батыр» (чтение и анализ стихотворения, стр.44)
Одним из лучших стихотворений о Салавате является произведение Н.Наджми «Два всадника» (стр.45)
В башкирской литературе трудно найти писателя, который бы не обратился к образу Салавата (§7, стр.44):
20-е годы – первая пьеса «Салават-батыр» Ф.Сулейманова и С.Мирасова, 1937-1938г.г. пьеса Б.Бикбая «Салават Юлаев», 1975г. пьеса М.Карима «Салават. Семь сновидений сквозь явь».
Познакомить уч-ся с книгой В. Сидорова «Был героем Салават», в которой представлены поэты, писатели, драматурги разных национальностей, отразившие в своем творчестве образ башкирского батыра.
Прав ли бал М.Карим, говоря о том, что Салават Юлаев – это не только сын Башкортостана, но и значимая личность для других народов? (ответ уч-ся)
IV. Д/з: §7
Заголовок 215