Родительское собрание Характер моего ребенка: что можно в нем изменить и что нельзя».
Родительское собрание
Тема: «Характер моего ребёнка: что можно и что нельзя изменить»
«Характер и нравственное поведение – это
слепок характера родителей, он
развивается в ответ на их характер и их
поведение»
Э. ФроммЦели: ознакомление родителей с типологическими свойствами личности, формирование представлений об особенностях воспитания детей с разными типами темперамента.
Задачи: дать знания об отличительных особенностях типов темперамента; показать необходимость учета темперамента ребенка при организации воспитания и обучения; познакомить с результатами проведенных в классе исследований по определению типа темперамента у детей; провести ролевую игру по обучению взаимодействию с детьми разных типов темперамента.
Ход собрания
I.Организационный этап
На доске написаны изречения о характерах людей. Написана тема собрания. Родители садятся за парты, по мере прибытия получают листы с результатами исследования детей.
II.Этап педагогического всеобуча
Очень часто наблюдая за общением родителей с их детьми, можно услышать подобные высказывания. «Я в твоем возрасте…», «Что ты копаешься, ты можешь побыстрее?», «Ты ни на минуту не закрываешь свой рот..».
Возникает вопрос, почему одно и тоже событие разные люди воспринимают по – разному?
Почему одни склонны к физическому труду, а другие - к умственному?
Почему один ребенок делает все очень быстро, а другой медлителен, но аккуратен?
Ответы на все эти вопросы связаны с индивидуальными особенностями людей, главным образом с их темпераментом, характером и способностями. Конечно, многое зависит и от условий жизни, и от воспитания, но некоторые особенности личности запрограммированы природой.
Одной из таких особенностей личности является темперамент.
Что же такое темперамент?
Темперамент – индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и поведения человека.
Это природное качество человека, и в процессе жизни он почти не изменяется. Различаются 4 типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Рассмотрим их на примерах поведения детей.
1 тип – сангвиник.
Такой ребенок обычно знает себе цену и верит в себя и свои силы. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. Ему до всего есть дело. С ним интересно и легко. Сангвиник очень компромиссен, и это свойство темперамента не дает ему пойти на дно даже тогда, когда, казалось бы, это неизбежно, удерживая его на поверхности, как поплавок. Он без труда всегда найдет общий язык с любым ребенком или взрослым и «выживет» в любых условиях. Он приспособится к тому, к чему никто другой , казалось, приспособиться не смог бы. Обычно такие дети безболезненно и быстро адаптируются к новому режиму и требованиям при поступлении в школу. Сангвиники легко «включаются» в любую деятельность и еще легче могут «выключаться» из нее, когда она изрядно им надоедает. Такой ребенок без труда усваивает возрастные навыки. В три года он уже с удовольствием и важностью обслуживает себя сам. Его движения уверенные, точные, легко сменяющие темп. Речь сангвиника выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Он без эмоций переносит наказания. Быстро засыпает и спит хорошо. Такой ребенок просыпается с улыбкой и весь день проходит с ней. А если даже и печалится, то ненадолго, смеясь и плача порою чуть ли не одновременно. И все преграды на пути он может преодолеть, чутко приспосабливаясь к жизненным обстоятельствам. Он – источник оптимизма. Сангвинику чаще всего суждено быть лидером среди других и выполнять роль буфера между холериками и флегматиками.
2 тип – флегматик. Такой ребенок – это не спешащий никуда копуша, все делающий в час по чайной ложке. С ним рядом кажется, что времени на самом деле нет. А все потому, что флегматик не выносит спешки. Движения его неторопливы, среди ровесников он выглядит как «увалень». Его солидности, пожалуй , позавидует любой начальник, а рассудительности – даже мама и папа. В среде детей он отличается спокойствием. Все виды деятельности такой ребенок осуществляет лишь проверенными им самим надежными способами. Он умеет рассчитать свои силы. Флегматик делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Флегматики с большим трудом находят друга. Но если такой ребенок уже нашел себе друга, то не предаст, какие бы соблазны перед ним не открывались. Флегматики не по возрасту миролюбивы и по возможности уходят от борьбы, предпочитая лишний раз не рисковать. Речь у них нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Такие дети засыпают быстро, но после сна долгое время ходят сонные, вялые, словно недоспали. Флегматик привыкает к новой обстановке очень медленно и адаптируется к детскому уже сформированному коллективу длительное время. Флегматики боятся всего нового, не любят перемен.
3 тип – холерик. Этот тип темперамента – один из самых ярких темпераментов ребенка, обычно приносящий маме с папой бесконечные хлопоты. Он всегда колоритен, его черты характера проявляются ярко, четко. Он заводится с пол-оборота, загорается как спичка, если даже этому способствовала маленькая искра. Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Порой кажется, что в нем внутри есть вечный двигатель, который делает его неутомимым. Холерик проторанит все преграды, какой бы ценой это не далось, но доберется до своей вершины и покорит самый высокий пик. Борец, задира, он не знает чувства страха и является постоянным пациентом травматологов. Причем, обжегшись, снова расправляет свои крылья и продолжает начатое дело, когда оно ему необходимо, правда, частенько не доводит начатое до конца. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку. Он считает, что сделанное им уже заслуживает похвалы, поощрения. Но почивает он на лаврах, как правило, недолго, а потом вновь загорается какой – нибудь идеей и без раздумий и промедлений принимается ее осуществлять. Не удивляйтесь, если даже бросает он недавно начатую им игру ради других занятий, где можно «выпустить пар», и рядом с ним обычно все «кипит». Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители, одиночество ему невыносимо. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Ему надо то, что он задумал, немедленно, все сразу. Как правило, холерики спят беспокойно, под впечатлением событий дня. И засыпают они из-за этого с трудом. Проснувшись могут быть в различном настроении, от самого хорошего до самого плохого, в зависимости от того, что днем их ожидает. Обычно эти дети быстро приспосабливаются ко многим атрибутам нового организованного коллектива, но очень долго к требованиям школьных учреждений. Нет большего наказания для них, чем ограничение свободы.
4 тип – меланхолик. Меланхолики сравнимы с оранжерейными цветами. Малейший ветерок им вроде сквозняка. Во всем мерещится опасность, пропасть. Они ранимо реагируют даже на голос человека: попробуй чуть повысить - и такой ребенок сразу в плач. Запасы слез у них неистощимы, ведь меланхолики всего боятся : и самих себя, и тем более чего-то нового, особенно людей, и незнакомой обстановки. Они застенчивы, робки. Нерешительность – одна из основных черт их характера. Они почти не верят в свои силы, довольствуясь обычно ролью тени, слушателя, подчиненного. Они зацикливаются на неудачах и наказание воспринимают как трагедию. Обидчивости их нет конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по разным мелочам. Любая деятельность меланхолику – работа, и при этом такая работа, от которой он мгновенно устает. Меланхолик, даже играя, утомляется. Обычно дети меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но навыки неустойчивы, зависимы от обстоятельств. Движения их неуверенны и суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительна. Такой ребенок очень долго и довольно обстоятельно готовится ко сну, но засыпает быстро, просыпаясь бодрым и веселым. Всем меланхоликам невероятно трудно адаптироваться к детским коллективам. Во время адаптации у них останавливается развитие, нет ощутимых результатов деятельности. Зато в привычной для них обстановке они способны превзойти сами себя, а их чрезмерная чувствительность залог отзывчивости и притягивающей к ним доброты. Обычно меланхолики напоминают собой чуткую антенну, улавливающую все нюансы колебаний окружающей среды. У них прекрасная интуиция, поэтому они успешны в творческой деятельности.
Не надейтесь в жизни найти чистого флегматика, холерика, сангвиника или меланхолика. Таких в природе почти нет.
III. Мозговой штурм
Для чего же нам надо знать тип темперамента ребенка?
Да для того, чтобы знать его сильные и слабые стороны.
Чтобы помочь ему приспособиться к новым условиям,
Чтобы научить его использовать свои сильные стороны и сгладить слабые.
Чтобы понимать его.
Чтобы найти с ним общий язык.
Чтобы помочь найти ребенку самого себя.
Чтобы взаимодействовать с ним.
Кажется, было бы прекрасно, если бы ваш темперамент совпал с темпераментом ребенка. Но если даже совпадет, не «укращайте» и «не улучшайте» темперамент сына или дочери. За это он расплатится нервным срывом, стрессом, а вы – бессонными ночами и бесконечными хождениями по специалистам.
Однако темперамент не должен быть особым оправданием ребенку, когда он недозволенное делает дозволенным.
Зная темперамент сына или дочери, вы сможете избежать многих проблем в ваших взаимоотношениях с ними.
Детские врачи и психологи совместно разработали памятку как вести себя родителям с детьми различных темпераментов.
Учитывать все минусы и плюсы темперамента ребенка.
Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.
Не подавлять, а управлять любым из типов темпераментов ребенка.
Воспитывая, не пытаться превратить холерика во флегматика, а флегматика – в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему темперамента, которые навряд ли поддадутся «скрещиванию» с чертами его подлинного «я».
Не укрощать темперамент ребенка, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.
Не пытаться подавить особенности темперамента ребенка.
Не выпячивать все минусы ребенка, особенно при посторонних людях.
Не раздражаться от того, что он не такой, как вам хотелось бы.
Необходимо при этом выбирать методы воспитания в зависимости от особенностей темперамента ребенка.
Как лучше воспитать сангвиника?
Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.
Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.
Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.
Как лучше воспитывать флегматика?
Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.
Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как распределить время рационально.
Не раздражаться его медлительностью, а ускорять его деятельность, применяя игровые методы, хотя бы игры наперегонки.
Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.
Стараться привить навыки общения и развивать его коммуникабельность.
Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость.
Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение ребенка.
Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, все время тормошить его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств – в их нищенскую скудность.
Как лучше воспитывать холерика?
Замедлить темп его кружения по жизни, расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки.
Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.
Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой, чтобы не вспылить.
В зачатке погашать любую агрессивность.
Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения, и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
Следить, чтобы непосредственность ребенка не выливалась в бестактность и задевала самолюбие людей.
Учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал.
Как лучше воспитывать меланхолика?
Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.
Стараться поддержать его, ободрить, быть с ним поласковее и помягче.
Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя исполнить.
Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.
Поддерживать его самостоятельность.
Воспитывать в нем инициативность, общительность, доверчивость и смелость.
Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.
Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивать его.
Стараться вызвать больше положительных эмоций, используя их для специальной ретушевки отрицательных.
Учитывать впечатлительность, ранимость, высокую чувствительность ребенка.
Еще раз хочется подчеркнуть, что в процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент. Нет ни «хороших» ни «плохих» типов темперамента; каждый из них имеет и положительные, и отрицательные черты. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути , формы и методы воспитания ребенка применительно к каждому типу темперамента, закрепляя его положительные качества и сглаживая, уменьшая проявления отрицательных черт.
Однако в воспитании ребенка не следует путать характер с темпераментом.
Характер – это, что можно нам приобрести в процессе жизни. Он создается воспитанием и культивируется им. Формируя свой характер, мы учимся управлять, использовать его на благо общего дела. Ну, а ребенка этому должны научить родители.
Черты характера ребенка можно и нужно изменять и корректировать.
Что же такое характер? Как он возникает и формируется? Дети не рождаются с готовым характером. Характер формируется и складывается постепенно – в основном, к концу детства. При этом в процессе жизни характер может измениться в ту или иную сторону: портиться или улучшаться. Характер определяет особенности поведения ребенка.
Для того, чтобы ребенок в любых обстоятельствах и условиях действовал разумно и нравственно, очень важно формировать у него правильные, полезные привычки поведения. Решающую роль в формировании у детей привычек играет их собственная деятельность, их стремление, желание выработать у себя привычки полезные, хорошие и избавиться от плохих. Большую роль играет личный пример родителей и старших членов семьи. Помимо привычек, существует вторая составляющая структуры характера – черты человека, выражающие его отношение к окружающему миру, к другим людям, к труду и к самому себе. Следует отметить, что известно более полутора тысяч различных черт характера. Их обычно разбивают на группы:
Отношение к окружающему миру, к другим людям.
Отношение человека к деятельности, к труду.
Отношение человека к вещам и имуществу.
Отношение человека к самому себе.
Перед вами список слов. Я попрошу вас выбрать названия качеств, которые относятся к вашему ребенку.
(добрый, злой, отзывчивый, черствый, опрятный, неряшливый, умный, глупый, веселый, грустный, честный, лживый, искренний, неискренний, смелый, робкий, послушный, непослушный, миролюбивый, враждебный, смешливый, угрюмый, разговорчивый, молчаливый, спокойный, беспокойный, непоседливый, усидчивый, добросовестный, безответственный, терпимый, нетерпимый, осторожный, раздражительный, спокойный, ласковый, доверчивый, заботливый, щедрый, стеснительный, упрямый, общительный, аккуратный, любознательный, трудолюбивый, спортивный, свирепый, предприимчивый, выносливый, целеустремленный, сообразительный, доброжелательный, , серьезный, порядочный, храбрый.)
А вот какими качествами должен обладать идеальный ребенок?
Все перечисленные вами черты не только проявляются в поступках и поведении, но и формируются в них. Для того, чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершенствования мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека, а превращаются в привычный для него образ действий. Сформировавшийся в человеке характер в виде привычек и устойчивых отношений определяют его судьбу. Недаром говорится в известной пословице: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Поэтому родители, которые хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны все время заботиться о формировании его характера, о привитии ему полезных и добрых привычек. Важно научить ребенка различать добро и зло, сформировать у него соответствующее отношение к добру и иммунитет к злу.
А каковы наши дети? Какие отрицательные и положительные черты сформировались у них сейчас? Над чем еще надо поработать?
Предлагаю вам оценить черты характера своих детей по следующим критериям: скромность, трудолюбие, вежливость, доброта и честность.
На шкале поставьте точку в том месте, на каком уровне, по-вашему, находится эта черта характера в личности вашего ребенка.
А теперь сравните свое мнение с самооценкой вашего ребенка.
Скромность-------------------------------------------
Трудолюбие-------------------------------------------
Вежливость--------------------------------------------
Доброта------------------------------------------------
Честность-----------------------------------------------
Подумайте, хорошо ли вы знаете своего ребенка, всегда ли вы объективны к нему. Помните, что формирование характера детей зависит от нашего к ним отношения.
V. Этап социологического опроса
Классный руководитель. А каковы наши дети? Какие отрицательные и положительные черты характера сформировались у них сейчас? Над чем можно и нужно поработать вам, родителям, нам, педагогам, и самим детям? Предлагаем вам оценить черты характера своих детей по следующим критериям: скромность, трудолюбие, вежливость, доброта, честность.
Скромность [ | | | | | [ | | | | Трудолюбие [ | | | | | [ | | | |Вежливость [ | | | | | [ | | | |Доброта [ | | | | | [ | | | |Честность [ | | | | | [ | | | |-Поставьте на шкале точку в том месте, на каком уровне, по-вашему, находится эта черта характера в личности вашего ребенка.
(Родители работают над тестом.)
-А теперь сравните свое мнение с самооценкой вашего ребенка [раздает бланки с результатами тестирования детей). Критичен ли ребенок по отношению к себе? Хорошо ли вы знаете своего ребенка? А может быть, ваша оценка излишне строга?
(Организуется обмен мнениями.)
VI. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Чтобы проверить полученные вами знания, выполните проверочный тест. Если вы услышите верное утверждение, поставьте знак «+», если высказывание ложно, поставьте «-».
Темперамент - это природное качество человека.
Темперамент в процессе воспитания ребенка можно изменять.
Характер ребенка передается по наследству.
Характер формируется в процессе внутриутробного развития плода.
Характер формируется и складывается постепенно - в основном, к концу детства.
Основные составляющие части структуры характера - привычки и черты человека.
Большую роль в становлении характера играет пример родителей и старших членов семьи.
8.Родители, которые хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны заботиться о формировании его характера, о привитии ему полезных и добрых привычек.
9.Ребенок не должен заниматься самовоспитанием.Проверьте себя:«+», «-»,«-»,«-»,«+», «+»,«+»,«+», «-».
Приложение 1.
Как распознать способности ребёнка
Если у ребёнка преобладают способности в технической области, то он:
Интересуется самыми разными механизмами и машинами
Любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели
Часами пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов
Использует испорченные механизмы и приборы для создания новых моделей и поделок
Любит и умеет рисовать и чертить
Читает специальную техническую литературу
Если у ребёнка ярко выражены музыкальные способности, то он:
Любит музыку, часами может её слушать
С удовольствием посещает концерты
Легко запоминает мелодии, ритмы и может их воспроизвести
Пытается сочинять свои собственные мелодии
Пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нём играет
Если у ребёнка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:
Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщению
Умеет чётко выражать словами чужую мысль
Любит читать взрослые книги и словари, научно-популярные издания
Задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира
Часто пытается сам дать объяснение процессам и явлениям окружающего мира
Если у ребёнка ярко выражены артистические способности, то он:
Часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов
Умеет увлечь аудиторию своим рассказом
Имеет способность к подражанию
С большим желанием выступает перед аудиторией
Любит перевоплощаться
Пластичен
Открыт всему новому
Если у ребёнка незаурядный интеллект, то он:
Хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей
Обладает хорошей памятью
Легко и быстро схватывает школьный материал, задаёт много вопросов
Любит читать книги не только по школьной программе
Часто жалуется на то, что в школе ему скучно
Обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла
Если у вашего ребёнка спортивный талант, то он :Энергичен и всё время хочет двигаться
Не боится синяков и шишек
Любит спортивные игры
Ловко управляется с коньками и лыжами, мячами и клюшками
Хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику
Практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом
Если у вашего ребёнка литературные способности, то он:
Рассказывает всегда логически и последовательно
Любит фантазировать и придумывать
Любит писать рассказы, стихи, ведёт дневники
Не стесняется демонстрировать свои литературные способности
Если у вашего ребёнка художественные способности, то он:
С помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства
Любит рассматривать произведения искусства
Умеет видеть прекрасное и удивительное рядом
Любит создавать что-нибудь интересное и необычное
Оцените степень одарённости своего ребёнка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Если с большинством утверждений вы согласны, скорее всего эта характеристика относится к вашему ребёнку.
Скорее способный, чем одарённый
- подвижный, инициативный, деятельный
-живо откликающийся на всё новое
-интересующийся непонятными и загадочными явлениями
-отвлекающийся и не всегда доводит начатое дело до конца
-нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле
- склонный к капризам, если что-то не получается
Скорее одарённый, чем способный
- его интересы достаточно стабильны и устойчивы
- он очень любознательный
- он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи
- часто не соглашается с мнением взрослых
- имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает
- всегда доводит начатое дело до конца
- имеет особую склонность к определённому виду занятий или предмету
- настойчив в достижении поставленной цели
- имеет много друзей, может с каждым найти общий язык
- дети тянутся к нему
Яркая одарённость
- имеет одного-двух друзей старшего возраста
- его речь очень развита, характеризуется богатым лексическим запасом
- во всех вопросах ищет самостоятельные решения
- опирается на собственное мнение, делает собственные выводы
- в трудных ситуациях отвечает сам за себя, не прибегая ни к чьей помощи
- рано определяет своё призвание, реально оценивает свои возможности
- одинаково одарён в гуманитарных и технических областях
- критичен по отношению к себе и к другим
- не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях
Признаки высоких умственных способностей
- ранняя мотивированность в выборе цели
- проявление упорства в достижении поставленной цели
- лёгкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания
- способность к творческому воображению, созданию нового
- способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи между различными предметами и явлениями
- способность длительное время увлекаться какой-либо трудноразрешимой идеей
- склонность к одиночеству и работе вне коллектива
- потребность в мечтаниях, фантазировании
- способность заражать своими идеями других людей