УРОК ПО теме «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

УРОК ПО теме «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Жития святых было любимым чтением наших предков. В каждой семье имелись книги о деяниях святых. Мы в нашей будничности совсем забыли имена людей, которые так много сделали для величия России. Недаром о них говорят : «светочи России», что значит «светлые очи».
Сегодня мы читаем житие одного из самых почитаемых на Руси святых.
Познакомившись с житием Александра Невского, мы должны ответить на вопросы:
Почему он был причислен к лику святых?
Почему, спустя столько лет, мы обратились к житиям святых?
Что особенного в данном повествовании в художественном отношении?
Словарная работа.
Давайте вспомним, что это за жанр – житие?
Как оно строится?

Кто и за что причислялся на Руси к лику святых?
На доске:
Пророки-святые по внушению святого Духа, предсказывающие будущее, жившие до пришествия Христа.
Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни и в чистоте духовной и нравственной служили Богу.
Бессребреники – безвозмездные врачеватели людей.
Юродивый – человек, который казался миру странным, а на самом деле был наполнен мудростью.
Показ портрета Александра Невского и историческая справка о нем.
II. Основная часть. Беседа по тексту.
Житие написано вскоре после смерти Александра Невского книжником монастыря во Владимире, в 13 веке.
Следуя житейским канонам, автор начинает повесть с самоуничижения, называя себя жалким и многогрешным.
Далее идет описание внешности и доблести князя.
(стр.21)
И здесь нам ясно, почему так возвеличен и внешне и физически князь Александр.
Он в глазах современников – герой настоящий и велик во всем.
«Пойду и завоюю землю Александрову». «Услышав о такой доблести Александра король земли Римской,,,,» - так начинается рассказ о битве на Неве.
Противник говорит: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Но Александр уверен в победе, он преклоняет колени в церкви святой Софии и просит Бога помочь ему. И ему как бы на помощь идут небесные силы.
(слова князя Александра перед боем - стр.21-22).
Одному из воинов было видение.
(Пелгусгий - чтение стр.22)
Почему князь Александр не разрешил никому об этом видении рассказывать?

Победа Александра неоспорима. И как сжато, точно, без излишеств пишет автор: «и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след от острого копья своего».
Согласно рыцарскому кодексу чести смерть – героична, а след на лице от копья –позор и бесчестие.
А силы небесные продолжают помогать князю Александру.
(Чудо на другом берегу Ижоры – стр.22)
Теперь уже немцы угрожают русской земле. Как заносчиво они хвастаются, говорят: «Покорим себе славянский народ»
(прочитать описание битвы на Чудском озере. «Была тогда суббота..» стр. 24)
Как дана картина битвы?
(лаконично, готовность дружины положить головы, вырисовываются только детали – треск от ломающихся копий, звон мечей, казалось, что двинулось замерзшее озеро, покрылось кровью)
Мастерство автора – динамичная, яркая картинка.
«И вели босыми подле коней тех, кто называл себя Божьими рыцарями» деталь, которая говорит, что для рыцарей это поражение особенно позорно.
Во 2 части Александр предстает нам в другой роли.
*Как летописец говорит об отношениях Александра с Батыем?
«Решил князь Александр пойти к царю в Орду»
( стр.25 )
*Почему князь Александр не воевал с Ордой? Как это его характеризует?
(Князь Александр дальновидный и мудрый политик. Хан Батый не покушался на веру, духовность русских).
*Легко ли было князю Александру унижаться перед ханом Батыем, откупаться данью? Почему он это делал?
Откупаясь данью, совершая частые поездки в Орду, Александр уберег Русь от новых нашествий татар, от разорения.
Хан Батый удивлен тем, что один князь Александр не хочет ему покориться.
Хан Батый: « А знаешь ли ты, что Бог покорил мне многие народы, один ты не хочешь мне покориться. Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего, » - звучит как приглашение.
Как летописец пишет о встрече князя Александра с послами папы римского?
Они предложили Александру и его народу принять католичество. Что ответил
князь Александр?
(чтение отрывка жития «от вас учения не примем» стр. 29-30)
Почему князь Александр воевал с Западом и старался поддерживать хорошие отношения с Ордой?
На 2 фронта воевать бы не смог, а татары не посягали на веру, на духовность, на национальный уклад русского народа.
Какие еще благие дела совершил князь Александр?
Отмолил своих воинов от участия на войне со стороны татар, факт поездки в Орду исторически недостоверен. Это художественный вымысел автора.
Во 2-Й части князь предстает кротким, мудрым, справедливым, радушным. Но в памяти народной он остался как грозный и решительный военачальник, защитник земли Русской.
Как рисует автор болезнь и смерть князя Александра, какими словами изображает
скорбь людей?
(Чтение стр.26)
Это длительный плач, горькие чувства, вопль, стоны. Драматизм нарастает.
Какое чудо произошло при погребении князя Александра?

III. Вывод .
Повесть – удивительно цельное произведение.
За что же князь Александр был причислен к лику святых?
(Спас русскую Землю, соединил в себе храбрость воина и мудрость дипломата)
Записываем в тетрадь
Идея: Автор славит подвиг князя Александра, соединившего в себе храбрость воина и мудрость дипломата, во имя спасения земли Русской, прославляет самозабвенное служение Родине и христианской православной вере.
Какие художественные особенности заметили?
Запись в тетрадь
Художественные особенности :
Святой не монах, инок, а воин – князь.
Нет чудесного рождения.
Элементы воинской повести (описание битв, посольств).
Образный язык.
Нет исторических дат, есть неточности как художественный прием.
3. Почему это произведение актуально сейчас?
4. Как понимаете афоризм?
5. Что можно сказать об авторе?
IY. Чтение житие.
Y.Тестовая работа.
YI. Оценки за урок. Домашнее задание. Творческая работа. (мини-сочинение после посещения Александро –Невской Лавры и усыпальныцы Александра Невского).



Список использованной литературы:
1. Литература. 8 класс в 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2013.
2. Дидактические материалы по литературе: 8 класс/авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2013
3. Древнерусская литература. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Олимп», 2000.
4. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века./ ред коллегия: М.Аксенова, Д. Володихин, Л.Поликовская. – М.:Аванта, 2012























МОУ «Гатчинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
План – конспект урока литературы
учителя русского языка и литературы Нарвиш Галины Леонидовны
Тема:
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» - выдающийся памятник древнерусской литературы.
Класс 8
Программа и УМК: Программа общеобразовательных учреждений . Литература 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2007. Скорректированная. Согласована в ЛОИРО.2009г.
Основные учебные пособия: Литература. 8 класс в 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2009.
Дидактические материалы по литературе: 8 класс/авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2006
Тип урока: урок-практикум
Цели урока:
Образовательные: дать понятие о жанре жития, раскрыть историческую основу «Повести о житиии о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», работа над особенностями «Повести,,,»
Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, к своей истории, к своему прошлому и настоящему.
Развивающие: умение работать с текстом древнерусской литературы, делать выводы, обобщения. Межпредметная связь с историей.
Оборудование урока: использование интерактивной доски, ноутбука, проектора.
Формы и виды текущего контроля: тестирование и творческая работа


15