Статья Использование кейс-метода в преподавании учебных дисциплин.

Использование кейс-метода в преподавании учебных дисциплин.
Перепелкина Тамара Ивановна, учитель географии.
БОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа № 5»

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
При внедрении каких-либо новых педагогических технологий в практику своей работы передо мной раскрылся исключительно большой научно-методический потенциал, появилось ещё больше возможностей использования различных форм и методов работы.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится. Это аксиома. География рождает мысли и чувства добрые, великие.
На уроках географии я использую, учитывая возрастные особенности детей, один из методов моделирования - кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором обучающиеся и учителя участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Обучающимся предлагается проанализировать реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. На мой взгляд, обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие знания и умения, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.
Почему я использую кейс-метод?
Использование кейс-метода при изучении географического положения материка в курсе географии 7 класса, экономическое районирование в курсе 9 класса, страны мира в 10 классе и т.д, позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.
В процессе изучения предмета в зависимости от сложности тем я использую кейсы различной сложности:
– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение обучающиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение? – Вторая степень сложности: есть практическая ситуация. Обучающимся предлагается найти правильное решение. – Третья степень сложности: есть практическая ситуация, дети определяет проблему и находит пути решения.
Свою работу по подготовке занятий по кейс-методу провожу в следующей последовательности.
Фаза работы
Действия учителя
Действия обучающихся

До занятия
1. Подбирает кейс
2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки
3. Разрабатывает сценарий занятия
1.Получает кейс и список рекомендуемой литературы
2.Индивидуально готовится к занятиям

-

Во время
занятия
1. Организует предварительное обсуждение кейса
2. Делит группу на подгруппы
3. Руководит обсуждением кейсов в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями
1. Задают вопросы, углубляющие понимание кейса
2. Разрабатывают варианты решений
3. Принимают решение или участвуют в принятии

После
занятия
1. Оценивает работу
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
1.Заполняет рефлексивно-оценочный лист


Итак, будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод, завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическими умениями.
Учителю кейс-метод дает возможность по-иному думать и действовать, постоянно обновлять свой творческий потенциал.
Таким образом, с всё более активным использованием новых педагогических технологий осуществляется переход информационной модели обучения к деятельностной и личностно-ориентированной моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, которая позволит сформировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии.
Литература.
1. Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко Содержание и технологии обучения.– М.: Мастарство, 2001. 2. А.И.Сидоренко, В.И.Чуба Ситуационная методика обучения: Теория и практика.– Киев: Центр инноваций и развития, 2001.