Статья Применение кейс-метода на уроках литературы


Применение кейс-метода на уроках литературы

Среди множества современных технологий и методов, все шире применяемых сейчас в образовательном процессе, особое место отводится обучению с помощью кейс-метода. Следует отметить, что кейс-технологии – это не абсолютная новинка, но ранее они применялись только в обучении юристов и менеджеров. Студентам в этом случае предлагались конкретные ситуации из практики мировой экономики или юриспруденции, которые становились предметом обсуждения в ходе занятий и становились основой последующей профессиональной деятельности. В настоящее время кейс-метод активно внедряется в образовательный процесс средней школы и уже дает положительные результаты, поскольку ориентирован на приобретение учащимися коммуникативных умений в рамках самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности.
Кейс-метод совмещает в себе многие уже отлично зарекомендовавшие себя ранее методы: ситуативный анализ, метод проектов, ролевую игру и другие. Суть данного метода – анализ реальной жизненной ситуации, описание которой одновременно не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый к усвоению для разрешения данной проблемы, которая изначально не имеет однозначных решений. Применение кейс-метода помогает развить в учащихся важные для дальнейшей деятельности качества: социальную активность, коммуникабельность, умение правильно излагать свое мнение и выслушивать мнение собеседника. Кроме того, обучение с использованием такого метода позволяет формировать у обучающихся метапредметные компетенции, использовать в обучении личностный подход и вариативность.
Сущность кейс-метода заключается в том, что учебный материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются ими в результате самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации и ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Таким образом, ее можно определить следующими аспектами:
- организация самостоятельной деятельности обучающихся как при подготовке к уроку, так и при работе с кейсом;
- подбор заданий для использования разных путей решения;
- общение между обучающимися и обмен ответами;
- блочно-модульное построение изучения нового материала;
- поэтапная концентрация всех видов деятельности в процессе обучения.
Применение кейс-метода помогает достичь конкретных целей, таких как:
- активизация обучающихся, приводящая к эффективности обучения;
- повышение мотивации к учебному процессу;
- умение приходить к правильному выводу на основе группового анализа ситуации;
- отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию для уточнения ситуации;
- приобретение навыков четкого и точного изложения своей точки зрения в устной и письменной форме и ее защиты;
- выработка навыков критической оценки разных точек зрения в процессе самоанализа и самоконтроля.
Методика преподавания литературы по кейс-методу
Кейс по своей сути является пакетом документов для работы обучающихся и средством для достижения поставленных целей преподавания литературы. В его структуру и содержание входят:
- предъявление темы урока, проблемы, вопросов и задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- наглядный, раздаточный или иной иллюстративный материал;
- учебно-методическое обеспечение;
- основная и дополнительная литература;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки поэтапной работы.
При обучении по кейс-методу учитель обеспечивает:
- разработку кейса;
- определение списка необходимой литературы;
- разработку плана урока;
- руководство работой групп;
- организацию итогового обсуждения;
Обучающиеся в свою очередь проходят следующие этапы:
- получение кейса;
- изучение списка отобранной учителем литературы;
- самостоятельная подготовка;
- предварительное обсуждение содержания кейса;
- изучение дополнительной информации, необходимой для выполнения задания;
- представление своего варианта решения задания и аргументация своего мнения;
- ознакомление с мнением других участников процесса обучения.
Каждый этап работы по кейс-методу имеет свою методику. На первом из них (этапе подготовки) учитель проводит отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала следует учитывать следующие моменты: учебный материал большого объема запоминается с трудом; материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.
Следующий этап (индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с кейсом) заключается в работе детей с учебно-методическим обеспечением и дополнительной литературой, в ходе которой они анализируют предложенные ситуации. При кажущейся простоте данного этапа от учителя здесь требуется немалое искусство для стимулирования интереса обучающихся к самостоятельной работе и активизации их учебной деятельности. Процесс самостоятельной работы строится на самых различных методах и приемах обучения, в том числе и традиционных.
На этапе проверки усвоения изученного материала могут применяться как традиционные ее методы (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.), так и альтернативные (тестирование, рейтинг и т.д.).
Центральное место занимает этап работы в микрогруппах, так как такая работа является лучшим инструментом изучения материала и обмена опытом. Она строится по следующим принципам:
- принцип сотрудничества (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии);
- принцип коллективизма (работа каждого адресована не учителю, а всем обучающимся);
- принцип ролевого участия (добровольный выбор ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность при смене ролей);
- принцип ответственности (обучающийся отвечает материал урока не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; дети обучаются методам самоконтроля и самооценки).
Для эффективности работы в микрогруппах определены следующие правила:
- общность проблемы для всех;
- общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаются группы примерно равных возможностей);
- для эффективной работы каждого количество детей в группе не должно превышать 5-6;
- выделение лидера (формального или неформального);
- создание контролирующей группы (к примеру, экспертов);
- гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
- учет возможностей группы при постановке проблемы (посильность задач).
Критерии оценок работы по этапам занятия:
- грамотное решение проблемы;    
- новизна и неординарность решения;
- краткость и четкость изложения теоретической части;
- качество оформления решения проблемы;         
- этика ведения дискуссии; 
- активность работы всех членов микрогруппы. 






Пример применения кейс-метода на уроке литературы.



Размазня
А.П. Чехов

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.
Садитесь, Юлия Васильевна! сказал я ей. Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...
По сорока...
Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати... Ну-с, прожили вы два месяца...
Два месяца я пять дней...
Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...
Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..
Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль. Верно?
Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но ни слова!..
Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... Бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...
Я не брала! шепнула Юлия Васильевна.
Но у меня записано!
Ну, пусть... хорошо.
Из сорока одного вычесть двадцать семь останется четырнадцать...
Оба глаза наполнились слезами... На длинном, хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
Я раз только брала, сказала она дрожащим голосом. Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...
Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!
И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
Мегсi, прошептала она.
Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
За что же мегсi? спросил я.
За деньги...
Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же мегсi?
В других местах мне и вовсе не давали...
Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»
Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Прочитайте текст, познакомьтесь с дополнительным материалом, и это поможет Вам сформулировать проблему, затронутую автором в рассказе «Размазня».
Обсудите со своими товарищами ответы на вопросы:
– Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
– Заметили ли вы, что он только притворяется бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Найдите в тексте слова и выражения , которые помогают это увидеть.
– Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет?
– Как вы понимаете определение, данное человеку, –«размазня»?
– Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему?
– Почему гувернантка такая «кислятина» и «размазня»? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера. А что еще? Подумайте над последней репликой рассказа.
Придумайте аналогичную ситуацию из современной жизни. Опишите её.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как бы Вы поступили в данной ситуации? Предложите разные варианты.


Дополнительные материалы
Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь.
А.П.Чехов
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть...
А.П.Чехов

Дата создания рассказа «Размазня» - 1883 год, опубликован в юмористическом журнале «Осколки», 1883, № 8, под псевдонимом А. Чехонте.

Сюжет рассказа основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой.

В этом рассказе Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В «Размазне» он говорит не только о гувернантках, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню».


Словарная работа
РАЗМАЗНЯ
·, размазни, род. мн. размазней, жен. (разг.). 1. Вязкая, полужидкая каша.
|| перен. Жидкая грязь (прост.). На улице размазня после дождя.
|| перен. Нечто неопределенное, неясно выраженное (разг. пренебр.). «Ненавидел всякую размазню чувств.» Достоевский.
2. перен. Вялый, нерешительный человек (разг. пренебр.). «Мы и в том числе, разумеется, я первый - были порядочной размазней и трухой.» Данилевский.
Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок, мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка, теленок, тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.

ГУВЕРНАНТКА ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] gouverner управитель) нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).
СЮРТУК. (простореч. устар.) (фр. surtout-широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.

Merci ( франц.) – благодарю.

Список литературы:
Пажитнева Е.В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008, № 4.
Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997.
Рейнгольд Л.В. За пределами CASE технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15. 
Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.