Статья на тему Использование кейс-метода на уроке технологии


Иванова Марина Викторовна
Г.Миасс
Современные педагогические технологии. Кейс-технологии.
Краткая характеристика современных педагогических технологий.
«Великая цель образования-
это не знания, а действия!»
Герберт Спенсер
Учитывая новые стандарты обучения, компетентностную модель современного учителя можно представить в виде входящих в неё элементов:
ценности, принципы и цели;
профессиональные качества;
ключевые компетенции;
педагогические методы, способы и технологии;
профессиональные позиции.
Существует несколько определений сущности педагогических технологий. Вы их видите на слайде.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (Толковый словарь).
В других источниках, технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Часто педагогическую технологию определяют как совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
С одной стороны, педагогическая технология – это совокупность методов, с другой – это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения.
Не секрет, что эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Поэтому разработана своеобразная палитра педагогических технологий, чтобы учитель мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, наиболее универсальными являются:
- обучение в сотрудничестве,
- дифференцированный подход к обучению,
- метод проектов и исследований,
- игровые технологии,
- технология развивающего и проблемного обучения,
- технология критического мышления,
- здоровьесберегающие технологии,
- информационно-коммуникативные технологии.
В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования, учитывая современные взгляды на обучение можно выделить ещё и такие образовательные технологии как:
Технология знаково-контекстного обучения;
Активные методы обучения;
Проблемное обучение;
Программированное обучение;
Интегрированное обучение;
Модульное обучение;
Вадьдорфская педагогика Р. Штейнера;
Технология опережающего обучения с использованием опорных схем;
Дальтон-технология;
Технология «открытых форм»;
Кейс – технология;
ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач)
Этнопедагогическая технология;
Здоровьесберегающие технологии;
Технология коллективной мыслительной деятельности;
Технология естественного обучения
Контрольно-корректирующая технология обучения
Технология эвристического обучения;
Игровые технологии;
Мультимедийные технологии.
Технология проектного обучения;
Технология знаково-контекстного обучения;
Технологии авторских школ:
Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).
Модель «Русская школа».
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский).
Школа – парк (М.А. Балабан).
Агрошкола А.А. Католикова.
Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард).
Технологии развивающего обучения:
Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов).
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).
Основные характеристики кейс-технологии.
«Примеры полезнее наставлений»
Античный афоризм
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейс-технологии.
Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (сложный, запутанный случай). Кейс-метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Так, в США студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них. Практика показала, что в дальнейшем, оказавшись в аналогичной реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения. В 1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study. В 50-е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе. Для России кейс -технологии - сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов. В последние годы кейс технологии нашли применение в школьном образовании.
Casestudies (или метод конкретных ситуаций) представляет специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для совместного анализа, обсуждения или выработки решений учениками по определенному разделу учебного курса.
Разработанный кейс может включать программы курса, электронный учебник, справочник, лабораторный практикум, тесты, печатные материалы, аудио и видеоприложения.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы).
Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, устного выступления и так далее.
Кейс должен:
быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
отличаться «драматизмом» и проблемностью;
показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
содержать необходимое и достаточное количество информации.
Анализируя и диагностируя проблему, ученик развивает в себе такие качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, коммуникативные умения, умения дискутировать, воспринимать и оценивать информацию. Метод способствует развитию чувства уверенности, выявлению и развитию лидерских качеств.
Использование данной технологии дает следующие результаты:
обеспечивает более высокую мотивацию учеников в процессе обучения, особенно при изучении нормативных документов, причем мотивация осуществляется через проблему, осознанную и воспринятую на личностном уровне;
делает обучение деятельным, так как учащиеся ставятся в условия, когда им нужно самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации;
развивает мышление, способность анализировать и диагностировать проблему, делать выводы;
обучает практике, формирует взгляд на хозяйственную жизнь как на постоянно изменяющуюся систему с чрезвычайно большим числом переменных, что, в свою очередь, позволяет быстрее адаптироваться на производстве;
развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувство лидерства, деловую этику; повышает интерес к изучаемым предметам и будущей профессии.
Использование кейс-технологии на уроках технологии (обслуживающий труд).
Мини-кейсы.
В разделе «Уход за одеждой».
Ситуация: Собирались в кино. Подруга утюжила свою любимую блузку и сожгла низ рукава на 10 см выше манжеты (блузка с длинным рукавом). Подруга была очень расстроена.
Вопрос: Почему это произошла? Как помочь подруге?
В разделе «Изделия из меха и кожи».
Ситуация: На день рождения мама подарила перчатки из натуральной замши, о которых я давно мечтала. Они очень мягкие, красивые, хорошо сочетались с пальто. Выпал первый снег. Возвращаясь из школы, мы с подружками играли в снежки, ведь снег был такой белый и пушистый. Перчатки промокли и я положила их сушить на горячую батарею, чтобы скорее высохли. О, ужас! Перчатки стали жёсткие , как картон и потеряли форму. Что я сделала неправильно? И как вернуть перчаткам мягкость и первоначальный вид? Возможно ли это?
Сжатый кейс.
3. В разделе «Кулинария».
Тема: «Оборудование кухни и уход за ним».5класс.
Разработка учебного кейса.
Изучив данный учебный элемент, Вы узнаете:
- что такое кухонная утварь;
- как ухаживать за кухонной утварью.
Ситуация:
Кадры из мультипликационного фильма «Федорино горе»
Уточнение задания:
1. Скажите, какое горе случилось с Федорой?
2. Проанализируйте, почему это произошло?
3. Предложите, как можно помочь Федоре?
4. Составьте план ухода за кухонной посудой
Дополнительная информация. Уход за кухонной утварью.
Вот несколько полезных народных советов по уходу за кухонной утварью, которые могут очень пригодиться хорошей хозяйке. Ведь чистота и порядок на кухне такое же лицо хозяев, как и красота гостиной.
Черноту, которая частенько образуется на алюминиевой посуде можно удалить с помощью уксуса.
Добавьте несколько небольших капель нашатырного спирта во время мытья алюминиевой кастрюли, она станет чистой и блестящей
Пригоревшие пятна на посуде проще всего удалить с помощью только, что разрезанного яблока, протерев им место с пятном.
Еще один способ: вскипятите в посуде воду с луком.
После просеивания муки, сито лучше сразу прочистить щеткой.
Посуду из-под варенья, сырых яиц, теста, рыба сначала следует промыть в холодной воде, а затем в горячей.
Хорошо чистятся ножи пробкой.
Прежде чем начать точить ножи, лучше сначала замочите их в раствор поваренной соли на полчаса.
Для чистки мясорубки, пропустите через нее корочку хлеба или белую бумагу.
Для того чтобы ваша щетка для пола всегда оставалась пушистой, следует ставить или вещать ее щетиной вверх.
Растрепанному венику можно придать былой вид, подержав его над кастрюлей с кипящей водой.
Безупречно чистая кухонная утварь и посуда первейшее условие, обеспечивающее гигиеничность пищи.
Посуду надо мыть сразу же после её использования. Ее сначала сортируют, отдельно ставят стаканы, тарелки ит.д. для мытья кухонной утвари посуды лучше всего использовать 72% хозяйственное мыло. Выпускаются специальное мыло, порошки для мытья посуды и специальные губки, ерши, щетки, мочалки.
Пригоревшую пищу в посуде необходимо отмачивать, а не соскабливать. Посуду, в которой было молоко, сырые яйца, тесто, сначала моют холодной водой, а затем горячей.
Чугунные сковороды перед мытьем нужно вытереть бумагой, а затем промыть горячей водой с мылом. Пригоревшие к сковороде остатки пищи можно оттереть сухой солью. Керамическую посуду лучше всего мыть горячей водой с содой, после чего ополоснуть чистой водой.
Стаканы нельзя ставить один в другой: остыв, они могут треснуть.
Вымытую посуду не рекомендуется вытирать полотенцем, лучше поместить в сушку.
Такие незамысловатые советы и способы очистки и поддержания
порядка наверняка окажутся полезными в хозяйстве. И тогда, случай с Федорой не повторится у вас.
Глоссарий
Бокал -тонкостенный стеклянный сосуд для напитков
Венчик - приспособление для взбивания продуктов, например яиц.
Дуршлаг- предмет кухонной утвари в виде маленькой кастрюли или ковша с отверстиями на дне (а иногда и по бокам).
Жаровня - Печка в виде железного сосуда, наполненного горячими углями.
Кастрюля -ёмкость для приготовления пищи, как правило с ручками и крышкой.
Миксер -техническое устройство, предназначенное для механического перемешивания.
Противень -тонкий металлический лист (или из стекла) с загнутыми краями и невысоким бортиком для приготовления пищи (жарения и выпекания).
Розетка -вид посуды для подачи варенья, джема, мёда, лимона, сахара.
Утятница - посуда для приготовления пищи
Фритюрница- сковорода для жарки картофеля в большом количестве масла.
Электрогриль- жарочный шкаф для приготовления мясных, рыбных блюд от нагревательного элемента
Яйцерезка- прибор для нарезания варенных яиц.
Устаревшие слова
Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
Ушат - небольшая кадка с ушами.
Утварь - совокупность предметов, принадлежности какого-нибудь обихода.
Задания
1.Анаграммы
Лэкертгоирьл, ямосуркба, лэкерттосоетр, окфмронтсоьт, лишусак.
2.Метаграммы
С буквой О за ним сидим
С буквой У на нем сидим
Посуду моем в М
А отдыхаем в КС буквой К агрегат для нагрева воды,
С буквой С - сосуд для столовой соли.
Составьте свой алфавит из кухонной утвари
Методические рекомендации
Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме: «Оборудование кухни и уход за ним» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь активно усвоить учебный материал, свободно ориентироваться в изучаемых вопросах, самостоятельно выработать знания. Преодоление трудностей, попытка подумать, поразмышлять доставят не только глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость.
Библиография
1.http://ru.wikipedia.org/
2.http://www.hozdom.com/Posuda-dlya-kuhni---188
3.http://da42.ru/publ/1-1-0-157
4.Технология. Учебник для учащихся 6 класса/Под ред. В. Д. Симоненко М., 2005.
5.И. П. Арефьев. Занимательные уроки технологии. 5 класс. М., Школьная пресса, 2005. - 80с.
6. А. М. Каунов Учебные кейсы в техническом и профессиональном образовании, Волгоград, Перемена 2010
7.Отрывок из мультипликационного фильма Федорино горе, киностудия Союзмультфильм, режиссер Н. ЧервинскаяЗаключение
Современная школа, ориентированная на повышение качества образования, имеет в своем арсенале достаточное количество современных педагогических и информационных технологий. Наша задача - последовательно и эффективно применять их.
В настоящее время кейс-метод широко используется как современная технология в различных областях знаний. Кейс-технология развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей различные проблемные ситуации.
Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.