Статья «Создание интеллектуально-развивающей среды на уроках познания мира»


«Создание интеллектуально-развивающей среды на уроках познания мира»
В современном мире, в переходе к постиндустриальному обществу главным фактором развития общества становится качество интеллектуальных ресурсов, отсюда следует, чтобы удовлетворит запросам общества, а, следовательно, и государства, нужно постоянно повышать качество образования. Изучение качества образования необходимо для сохранения образовательными учреждениями фундаментальных ценностей и эталонов образования: независимого поиска истины и бескорыстного распространения знаний. Непосредственной задачей образования на современном этапе является повышение эффективности урока как, средства повышения качества образования. В качестве одного из условий повышения качества образования на уроках познания мира в общеобразовательных школах, мы считаем создание оптимальной интеллектуально-развивающей среды.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание интеллектуально-развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, исследование, учебный диалог и другое. Развивающая предметная среда – это специальное оборудование для обучения и развития школьников. Она включает в себя широкий спектр образовательных средств по различным учебным предметам, средства для развития и коррекции, технические средства обучения, интегрированные исследовательские среды. Развивающая предметная среда позволяет создать условия для творческой деятельности каждого ребенка, создает условия для формирования ключевых компетентностей, а также повышает мотивацию к обучению.
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной среды и при наличии необходимого руководства, создает оптимальные условия для обучения. Работая с комплектами лабораторного оборудования, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы. Например, на уроках познания мира можно использовать микроскоп – это замечательный помощник на уроках окружающего мира в начальных классах. Он способствует более глубокому изучению тем предмета, развитию мышления, речи и памяти учащихся, оптимизирует учебный процесс. Таким образом, значимость микроскопа для учебного процесса трудно переоценить, а возможности, которые он открывает, позволяют сделать процесс познания для учащихся увлекательным, ярким, образным, живым и одновременно научным. Так же на уроках активно используются плакаты с карточками, интерактивные презентации, которые позволяют организовать интерактивную работу у доски, объяснять материал и проверять знания, проводить проектную работу на уроках окружающего мира. Углублённая и систематическая работа с учебным пособием также очень важна, она является хорошим дополнением, поскольку обеспечивает наглядность и действенность обучения.
Но создание интеллектуально-развивающую среду – это не только наличие развивающего оборудования. Ведь обеспечить школу современной компьютерной техникой и закупить комплекты лабораторного оборудования несложно, было бы достаточное финансирование. Гораздо сложнее правильно использовать эти ресурсы, чтобы строить образовательный процесс совсем по-другому, на новом уровне.
Итак, интеллектуально-развивающая среда – это педагогическая система нового уровня. И при её создании в начальной школе на первое место встаёт личность самого педагога, его квалификация и компетенция. Профессиональное мастерство учителя сегодня складывается из многих составляющих, но приоритетными, пожалуй, остаются:
* проектирование учебного процесса, создание «учебных ситуаций»;
* правильная организация работы учащихся (в парах, мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности);
* оценочная деятельность педагога (конструирование заданий, инструментарий для оценки личностных и метапредметных результатов, критерии оценки, фиксация и хранение результатов)
* свободное владение компьютерной техникой и мультимедийными ресурсами.
Деятельность школы в режиме создания интеллектуально-развивающей среды подразумевает и особые управленческие действия администрации. Это могут быть, например, изучение образовательных потребностей детей, желаний родителей; возможностей педагогического коллектива работать в новых инновационных условиях; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени и т.д. Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность.
В современном образовании появилась потребность в организации интеллектуально-развивающей образовательной среды. Мы, считаем, что создание интеллектуально-развивающей среды способствует формированию учебной мотивации. Учение должно быть средством умственного удовлетворения и душевного счастья, а не принуждение.
Список использованной литературы:
1.Бабаева, Е.С. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся (теоретический аспект)/ Е.С. Бабаева// Весние Российского университете дружбы народов. Серия: Психология и Педагогика№3 2008 С. 74-79
2.https://open-lesson.net/1503/3.http://29school.ru/school_life/news/2014/403/4.Новиков, А. М. Методология образования. - М., 2002.