ПРОГРАММА ПМ 01 «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ» по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
министерство труда, занятости и социальной защиты РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Спасский техникум отраслевых технологий»
ПРОГРАММа ПМ 01
«ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
г. Болгар 2012 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности ) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» укрупненной группы специальностей 080000 «Экономика и управление».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Спасский техникум отраслевых технологий»
Разработчик: Захарова Валентина Леонидовна, преподаватель специальных дисциплин I квалификационной категории ГБОУ СПО «СТОТ».
Рекомендована предметно - цикловой комиссией преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
Протокол № от «___» _________ 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
10
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
11
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
23
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
27
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества и источников формирования имущества организации»
1.1.Область применения примерной программы
Программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям): Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована при освоении основной профессиональной образовательной программы специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» рекомендуемых ФГОС профессий рабочих, должностей служащих:
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
1
2
20336
Бухгалтер
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;
уметь:
-принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получения разрешения на ее проведение;
-принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
-проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
-проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
-проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
-проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
-организовывать документооборот;
-разбираться в номенклатуре дел;
-заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;
-передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
-передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
-исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
-понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций;
-обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
-поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
-проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
-проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
-учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
-оформлять денежные и кассовые документы;
-заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
-проводить учет основных средств;
-проводить учет нематериальных активов;
-проводить учет долгосрочных инвестиций;
-проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
-проводить учет материально-производственных запасов;
-проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
-проводить учет готовой продукции и ее реализации;
-проводить учет текущих операций и расчетов;
-проводить учет труда и заработной платы;
-проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
-проводить учет собственного капитала;
-проводить учет кредитов и займов;
знать:
-основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
-понятие первичной бухгалтерской документации;
-определение первичных бухгалтерских документов;
-унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
-порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной по существу, арифметической;
-принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
-порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
-порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров;
-правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
-сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
-теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
-инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
-принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
-классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
-два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
-учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
-учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
-особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
-порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
-правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
-понятие и классификацию основных средств;
-оценку и переоценку основных средств;
-учет поступления основных средств;
-учет выбытия и аренды основных средств;
-учет амортизации основных средств;
-особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
-понятие и классификацию нематериальных активов;
-учет поступления и выбытия нематериальных активов;
-амортизацию нематериальных активов;
-учет долгосрочных инвестиций;
-учет финансовых вложений и ценных бумаг;
-учет материально-производственных запасов: понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
-документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
-учет материалов на складе и в бухгалтерии;
-синтетический учет движения материалов;
-учет транспортно-заготовительных расходов;
-учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
-систему учета производственных затрат и их классификацию;
-сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
-особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
-учет потерь и непроизводственных расходов;
-учет и оценку незавершенного производства;
-калькуляцию себестоимости продукции;
-характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
-технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
-учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
-учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
-учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
-учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 274 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 238 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 195 часов;
самостоятельной работы обучающегося –79 часов;
учебной и производственной практики – 110 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4
Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
.
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля.
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятель-ная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
(если предусмотрена рассредоточен-ная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов
1
2
3
4
5
6
7
ПК 1.1
Раздел 1. Ведение обработки первичных бухгалтерских документов
33
18
12
15
ПК 1.2
Раздел 2. Формирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.
20
10
6
10
ПК 1.3
Раздел 3. Проведение учета денежных средств и оформление денежных и кассовых документов.
33
18
10
15
ПК 1.4
Раздел 4. Формирование бухгалтерских проводок по учету имущества.
116
77
46
39
ПК 1-4
Учебная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
36
36
Всего:
238
123
74
79
36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Ведение обработки первичных бухгалтерских документов.
18
МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.
18
Тема 1.1. Документирование хозяйственных действий и операций.
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Основные элементы организации учетного процесса.
2
2.
Нормативное регулирование процесса документирования и порядка ведения документов бухгалтерского учета.
1
3
Понятие первичной бухгалтерской документации и требования, предъявляемые к ней. Реквизиты первичных учетных документов. Классификация документов.
1
4
Унифицированные формы первичных бухгалтерских документов.
1
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Изучение нормативных документов, регулирующих процесс документирования и порядка ведения документов бухгалтерского учета (с использованием СПС).
2
Заполнение реквизитов первичных учетных документов.
Тема 1.2. Последующий контроль за первичными документами.
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Этапы бухгалтерской обработки и подготовки первичной учетной документации
2
2
Проверка первичных документов по существу.
2
3
Формальная проверка первичных документов.
2
4
Арифметическая проверка первичных документов.
2
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Составление альбома первичных учетных документов, используемых в организации (приложение к учетной политике организации).
2
Составление приказа о предоставлении права подписи отдельных первичных документов уполномоченными лицами.
Тема 1.3. Проведение таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов. Группировка первичных бухгалтерских документов
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Таксировка и контировка бухгалтерских документов.
2
2
Учетные регистры.
2
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Составление корреспонденции счетов по учету имущества организации.
2
Составление регистров бухгалтерского учета.
Тема 1.4. Организация документооборота.
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете.
2
2
Стадии документооборота и график документооборота.
2
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Составление графика документооборота на различных участках учета.
Тема 1.5. Организация хранения первичной бухгалтерской документации.
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Разработка номенклатуры дел бухгалтерии
2
2
Основные правила работы архивов организаций.
2
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Составление номенклатуры дел бухгалтерии.
2
Составление приказа о создании экспертной комиссии для организации и проведения работы по отбору документов на дальнейшее хранение и уничтожение.
3
Составление акта о выделении документов с истекшим сроком хранения к уничтожению.
Тема 1.6. Исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах.
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Классические способы исправления ошибок.
2
2
ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности". Основные принципы исправления ошибок.
3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Изучение ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (с использованием СПС). Решение практических ситуаций.
Самостоятельная работа обучающихся
15
1.
Подготовка реферата на тему «Электронный документооборот организаций»
2
Выполнение практического задания с использованием бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия (формирование первичных документов, сохранение, печать).
3
Выполнение практических заданий с использованием бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия (редактирования первичных учетных документов).
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1
Выполнение практических заданий с использованием MS Excel (поиск первичных документов в СПС, заполнение реквизитов первичных учетных документов).
Раздел 2. Формирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.
10
МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.
10
Тема 2.1. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Типовой план счетов бухгалтерского финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.
2
2
Классификация счетов бухгалтерского учета.
2
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Характеристика счетов.
Тема 2.2. Рабочий план счетов организации.
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете
2
2
Подходы к формированию рабочего плана счетов.
3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Кодирование счетов и субсчетов при разработке рабочего плана счетов организации.
Тема 2.3. Этапы разработки рабочего плана счетов организации.
Содержание (перечень дидактических единиц)
2
1
Требования к рабочему плану счетов организации.
2
2
Пошаговые рекомендации по построению рабочего плана счетов организации.
3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Разработка рабочего плана счетов организации.
Самостоятельная работа обучающихся
10
1
Подготовка реферата на тему «Организация бухгалтерского учета с помощью компьютерной техники. Классификация и этапы развития компьютерных бухгалтерских программ»
2
Выполнение практических заданий с использованием бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия (редактирование плана счетов)
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1
Выполнение практических заданий с использованием MS Excel (моделирование рабочего плана счетов организации)
Раздел 3. Проведение учета денежных средств и оформление денежных и кассовых документов.
18
МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.
18
Тема 3.1. Учет кассовых операций.
Содержание (перечень дидактических единиц)
2
1
Нормативные документы, регулирующие порядок расчетов на территории РФ. Порядок учета наличных расчетов.
1
2
Учет кассовых операций, денежных документов, переводов в пути.
3
3
Лимит остатка кассы. Ограничение по расчетам наличными денежными средствами. Ответственность за нарушение работы с денежной наличностью.
3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Определение ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций в КОАП (с использованием СПС)
Тема 3.2. Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам.
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Основные нормативные акты, регулирующие валютные операции и бухгалтерский учет валютных операций в Российской Федерации.
2
2
Учет кассовых операций в иностранной валюте
3
3
Учет операций по валютным счетам.
3
4
Курсовая разница.
3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Составление корреспонденции счетов по учету кассовых операций в иностранной валюте. Расчет курсовой разницы.
2
Составление корреспонденции счетов по учету операций по валютным счетам. Расчет курсовой разницы.
Тема 3.3. Учет безналичных расчетов.
Содержание (перечень дидактических единиц)
1
1
Учет операций по расчетным счетам.
3
2
Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах.
3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Составление корреспонденции счетов по учету операций на расчетных и прочих счетах в банке. Составление регистров учета. Заполнение первичных документов.
Тема 3.4. Документальное оформление кассовых операций.
Содержание (перечень дидактических единиц)
2
1
Первичные учетные документы по учету кассовых операций.
2
2
Порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги
3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Заполнение первичных кассовых документов по учету денежных средств в кассе. Составление корреспонденции счетов по кассовым операциям.
Тема 3.5. Отчет кассира.
Содержание (перечень дидактических единиц)
2
1
Правила заполнения отчета кассира
3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Деловая игра по учету денежных средств в кассе.
Самостоятельная работа обучающихся
15
1
Подготовка рефератов на темы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2
Выполнение практических заданий с использованием бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия по темам:
ведение учета кассовых операций;
ведение учета операций по расчетному счету.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1
Выполнение практических заданий с использованием MS Excel (моделирование профессиональных ситуаций)
Раздел 4. Формирование бухгалтерских проводок по учету имущества.
77
МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации
77
Тема 4.1. Ведение учета основных средств.
Содержание (перечень дидактических единиц)
6
1
Нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет основных средств.
1
2
Понятие и классификация основных средств.
1
3
Оценка и переоценка основных средств
2,3
4
Учет поступления основных средств.
2,3
5
Учет выбытия и аренды основных средств.
2,3
6
Учет амортизации основных средств.
2,3
7
Учет ремонта основных средств.
2,3
8
Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных.
2,3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
4
1
Формирование учетной политики организации по бухгалтерскому учету основных средств.
2
Составление корреспонденции счетов по учету основных средств. Начисление амортизации основных средств.
3
Учет основных средств в бухгалтерской программе 1С:Бухгалтерия
Тема 4.2. Ведение учета нематериальных активов.
Содержание (перечень дидактических единиц)
2
1
Нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет нематериальных активов
2
2
Понятие и классификация нематериальных активов.
1
3
Оценка нематериальных активов.
2,3
4
Учет поступления нематериальных активов.
2,3
5
Учет выбытия нематериальных активов.
2,3
6
Учет амортизации нематериальных активов.
2,3
Лабораторные работы (темы)
-
Практические занятия (темы)
2
1
Формирование учетной политики организации по бухгалтерскому учету нематериальных активов.
2
Составление корреспонденции счетов по учету нематериальных активов. Начисление амортизации нематериальных активов.
3
Учет нематериальных активов в бухгалтерской программе 1С:Бухгалтерия
Тема 4.3.