Методическая разработка открытого занятия Тема: Учет кассовых операций Профессиональный модуль 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка открытого занятия
Тема: Учет кассовых операций
Профессиональный модуль 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
Преподаватель: Леонова Ирина Владимировна
Магнитогорск: 2015г.
Согласовано
Предметно-цикловой комиссией Экономика, бухгалтерский учет и земельно-имущественные отношения
Председатель _________________ /Н.Н. Колесникова
Протокол № _____ от ____ _________20___
Составитель:
преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК ________________/И.В. Леонова
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации
Профессиональный модуль направлен на формирование:
Общих компетенций:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
О Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Профессиональных компетенций:
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2 Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Тема учебного занятия «Учет кассовых операций»
Дидактическая цель: формирование умения проводить учет кассовых операций,
оформлять кассовые документы, заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию.
Развивающая цель: развивать внимание, научить выделять главное, обобщать и делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная цель: формирование личностных качеств: ответственность, внимательность; воспитание познавательного интереса к будущей профессии.
Организационная форма проведения занятия: практическое занятие.
Методическое обеспечение урока:
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: [Электронный ресурс]. Учебник / Н.П. Кондраков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 681 с.- (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) – Загл. с экрана-ISBN 978-5-16-004888-8
-Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Гомола, А.И. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.и. Гомола, В.И. Кириллов, С.В. Кириллов. – 6-е изд.. испр. и доп. - М. Издательский Центр «Академия» 2010.- 416с. - ISBN 978-5-7695-7357-6
3.Указание Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
4.Указание Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»
5.СПС «Консультант плюс»
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины/профессиональные модули
Профессиональный модуль
Обеспечиваемый профессиональный модуль
ОП.01 Экономика организации
ОП.08 Основы бухгалтерского учета
ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит
ОП.03 Менеджмент
ПМ 05 Выполнение работ по должности кассир
ПМ01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации
ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Изучаемая тема
Обеспечиваемые темы
Счета бухгалтерского учета
Бухгалтерские документы
Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации
Учет кассовых операций
Учет расчетов с дебиторами
Инвентаризация денежных средств
Ход занятия
Этап
занятия
Дидактические задачи этапа
занятия
Методы и принципы
обучения
Деятельность преподавателя
Рефлексивная деятельность
студентов
1
2
3
5
I. Организационный этап занятия
Подготовка студентов к работе на занятии
словесный
Предъявление единых педагогических требований:
- приветствие;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).
Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.
Психологическая установка на восприятие материала занятия
словесный
Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).
Готовятся к восприятию темы занятия.
II. Вводный этап занятия
Подготовка к основному этапу занятия.
Наглядный, словесный
Формулировка темы занятия, постановка целей занятия
Проверка домашнего задания
Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания.
Организация контроля практического опыта, умений и знаний студентов и их коррекция.
Повторение пройденного учебного материала при выполнении тестового задания
Сообщение темы
Тема занятия: Учет кассовых операций
Запишите тему в тетради
Записывают в тетради тему занятия.
Постановка цели
Обеспечение самоосмысления через постановку цели.
Перед Вами стоит следующая цель: научиться отражать на счетах бухгалтерского учета операции организации по кассе с наличными денежными средствам, оформлять документы формы КО и учетные регистры по счету 50 «Касса».
Вы будете:
уметь: - проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
- оформлять денежные и кассовые документы;
- заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерии
Обучающиеся осмысливают и записывают цель в терминах «уметь», «знать».
Мотивация
Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.
Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации учения, применение полученных знаний и умений при выполнении курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.
Входной контроль
Актуализация опорных знаний.
Реализация связей:
межпредметных
внутрипредметных (материал предыдущих ур
·оков).
Входной контроль.
Вопросы базовых дисциплин/профессиональных модулей или предыдущих занятий. (смотреть Приложение1)
Повторение пройденного учебного материала при выполнении тестового задания.
Коррекция опорных знаний.
Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов.
Разбор вопросов, вызвавших затруднения.
Организация взаимопомощи.
Определяют и восполняют пробелы в знаниях.
III. Основной этап занятия.
Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала.
Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей).
Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный
Вернёмся к теме и целям урока
Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности студентов по ее практическому применению.
Содержание: (смотреть Приложение2)
Воспринимают, осмысливают способы действий.
Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы по практическому применению полученных знаний.
Первичное закрепление базисного уровня.
Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий.
Расчет с применением дидактических материалов
Объяснение очередности заполнения документов по учету кассовых операций.
Выполняют практические задания под руководством преподавателя.
Проверка понимания алгоритма действий.
Определение возможности допуска студентов к самостоятельной работе.
Наглядный, словесный
Контроль уровня полученных знаний.
Организация самоконтроля. (смотреть Приложение3)
Отвечают на вопросы теста самоконтроля. Воспроизведение знаний ориентировочной основы действий.
Сравнение своих ответов с эталонами.
IV. Заключительный этап занятия.
Анализ и оценка успешности достижения цели урока.
словесный
Подвести итоги. Анализ работы каждого студента.
Сообщить оценку качества работы каждого студента.
Отметить, кто добился отличного качества работы.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.
Самоанализ выполненной работы.
Мотивация.
Формирование у студентов ориентации на успех.
словесный
Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).
Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.
Домашнее задание.
Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.
словесный
Сообщение домашнего задания:
Оформить блок проводок по счету 50 «Касса»
Сделать схему документооборота по кассе.
Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.
Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал, демонстрационные слайды представлены в приложениях. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Входной тест
1. Выберите, кто на предприятии устанавливает график движения бухгалтерских документов?
а)налоговый инспектор;
б)главный бухгалтер;
в) руководитель организации.
2. Выберите, какие действия необходимо выполнить, если в приходном кассовом ордере неправильно записана прописью сумма принимаемых денег?
а) исправить ошибочную запись;
б) переписать документ;
в) почистить запись и написать правильную.
3. Бухгалтерский документ – это:
а) устное распоряжение руководителя;
б) протокол совещания;
в) обмен мнениями между должностными лицами;
г) банкнота;
д) бумажный носитель информации с наличием обязательных реквизитов.
4.Денежные средства отражаются в балансе в разделе:
А) вне оборотные активы;
Б) капитал и резервы;
В) оборотные активы;
Г) долгосрочные обязательства.
5.Каким документом оформляется выдача денежных средств из кассы подотчетному лицу:
А) расходный кассовый ордер;
Б) чек;
В) платежное поручение;
Г) авансовый отчет.
6.Кто является распорядителем денежных средств организации:
А) кассир;
Б) бухгалтер;
В) руководитель организации;
Г) главный бухгалтер.
7.Лимит по кассе организации устанавливает:
А) коммерческий банк;
Б) сама организация;
В) Банк России.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Практическое занятие
Учет кассовых операций
Формируемая компетенция:
ПК1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
Выполнив работу, Вы будете:
Уметь:
- проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
- оформлять денежные и кассовые документы;
- заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерии
Цель работы: научиться отражать на счетах бухгалтерского учета операции организации по кассе с наличными денежными средствами.
Материальное обеспечение:
Учебники (см. список литературы), конспект лекций, калькуляторы.
Задание
1. Журнал регистрации хозяйственных операций за апрель.
№
Содержание хозяйственных операций
сумма
Д
К
1
Приходный кассовый ордер № 144 от 03.04.
Получено от Петрова В.И. в возмещение материального ущерба.
182
2
Приходный кассовый ордер № 145 от 05.04.
Получено по чеку № 235476 на выдачу заработной платы за март.
125700
3
Расходный кассовый ордер №96 от 07.04.
Выдана заработная плата по ведомостям № 14,15
123650
4
Расходный кассовый ордер № 97 от 08.04.
Выдано Ивановой Т.И. под отчет на хозяйственные нужды.
1500
5
Расходный кассовый ордер № 98 от 08.04.
Возврат в банк по квитанции № 45 депонированная заработная плата
6
Расходный кассовый ордер № 99 от 12.04.
Выдано под отчет Сидорову В.С. на представительские расходы.
1000
7
Расходный кассовый ордер № 100 от 14.04.
Выдано под отчет Орешкину О.П. на командировочные расходы.
1200
8
Приходный кассовый ордер № 146 от 16.04.
Поступила выручка по счету № 351 .
14180
9
Приходный кассовый ордер № 147 от 17.04.
Получено от Сидорова В.С. в возмещение подотчетных сумм.
50
10
Приходный кассовый ордер № 148 от 20.04.
Получено по чеку № 235477 на хозяйственные расходы.
5500
11
Расходный кассовый ордер № 101 от 21.04.
Выдано под отчет Соколову П.В. на командировочные расходы.
3200
12
Расходный кассовый ордер № 102 от 21.04.
Выдано Ивановой Т.И. под отчет на хозяйственные нужды.
1700
13
Приходный кассовый ордер № 149 от 24.04.
Поступила выручка по счету № 363 .
18480
14
Расходный кассовый ордер № 103 от 26.04.
Выданы удержанные из заработной платы алименты.
1470
15
Расходный кассовый ордер № 102 от 21.04.
Возврат в банк по квитанции № 46 сверхлимитные суммы ( лимит 4800 )
2. Журнал-ордер № 1
по кредиту счета № 50 "Касса" за апрель
дата
№ документа
С кредита счета № 50 в дебет счетов
итого
51
70
71
76
итого
В Главной книге отражен " "_____
исполнитель
3. Ведомость № 1
по дебету счета № 50 "Касса" за апрель
Сальдо на 01.04.
дата
№ документа
В дебет счета № 50 с кредита счетов
итого
51
90
71
73
дата
№ документа
В дебет счета № 50 с кредита счетов
итого
итого
Сальдо на 30.04.
Порядок выполнения работы
1. Оформить в журнале хозяйственных операций движение наличных денежных средств по кассе.
2. Рассчитать суммы операций № 5,15.
3.Составить схему счета 50 " Касса", сальдо на 01.04. 5200.
4.Оформить первичные кассовые документы в СПК «Консультант плюс»:
- приходные кассовые ордера;
- расходные кассовые ордера, используя журнал регистрации операций за апрель.
5.Заполнить кассовую книгу (отчет кассира) за апрель (СПК «Консультант плюс»).
6. Заполнить журнал-ордер № 1 , используя журнал регистрации операций за апрель (практическая работа №18). Журнал-ордер № 1 регистрирует обороты по кредиту счета № 50.
7. Заполнить ведомость № 1 , используя журнал регистрации операций за апрель.
Ведомость № 1 регистрирует обороты по дебету счета № 50.
8.Провести сверку полученных результатов с данными схемы счета 50 и кассовым отчетом.
Форма предоставления результата
Заполненные таблицы, оформленные документы.
13 PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715