Проект Класс Птицы. Многообразие. Общая характеристика. Роль в природе и жизни человека.


Методическая разработка
проекта «Класс Птицы. Многообразие. Общая характеристика. Роль в природе и жизни человека.»
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Биология» Авторы: В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.ВЛатюшин и др.Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации 2-е издание, стереотипное Москва, «Дрофа», 2010 год.Учебник «Биология. Животные» 7 класс Авторы: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Москва, «Дрофа» 2012 год.
Цель проекта: создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями, развивают исследовательские навыки.
Описание проекта:Информационный проект,Краткосрочный проект
Итоговый продукт: презентация «Многообразие птиц».
Оборудование :Компьютеры, сеть Интернет, флеш-карты, мультимедийная аппаратура, экран, чучела птиц, учебники биологии, дополнительная литература кабинета биологии, справочники, энциклопедии.Подготовительная работа учителя:На рабочем столе созданы рабочие папки, где учащиеся будут создавать электронную презентацию по отрядам птиц.
Подготовительная работа учащихся:Класс был заранее поделен на 4 группы. За неделю до урока группам было дано задание: найти, используя материалы Интернет- ресурсов, дополнительную литературу материал по отрядам птиц. Создать именную папку на рабочем столе, где будут размещены собранные материалы.
Этапы работы над проектом
Работа над проектом начиналась с выявления проблемы - изучить многообразие класса птиц и определить их приспособленность к среде обитания. Приобретенные и систематизированные знания отобразить в виде презентации «Многообразие птиц».
Урок 1. Класс Птицы. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний и умений.
На данном уроке осуществляется запуск проекта.
Определен объект исследования: отряды класса птиц.
Выявление предмета исследования. Объяснения учителя. Учащиеся разбились на группы и определили объём работы для каждой из них, выявили вопросы, подлежащие исследованию в группах. Определили форму проектной работы – презентация. Обсудили в группах распределение ролей (кто какую работу будет выполнять). В группах выявлены специалисты: сценарист, докладчик, оформитель, техник демонстратор, эксперт.
Формулировка гипотез.
Выявление связи между особенностями строения птиц и условиями среды обитания.
Каждая группа рассматривает следующие вопросы:
-признаки, объединяющие птиц в один отряд;
-разнообразие представителей ;-приспособленность к среде обитания;
-роль в природе и жизни человека.
Определены цели проекта.
Сформулирована проблема исследования.
Выдвинуты гипотезы.
Определены направления поиска информации по работе с гипотезами.
Избраны лидеры групп, определены роли каждого члена группы.
Урок 2. Определение способов и методов исследования.
Определены методы исследования.
Определена форма и вид презентации общий для всех (единый шаблон для презентации).
Определена форма отчета.
Работа с различными источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирается главное.
Осуществляется сбор информации.
Учитель наблюдает за работой учащихся, предлагает дополнительные источники информации, консультирует по вопросу использования сайтов Интернета.
Урок 3. Обмен информацией, работа по группам с лидером. Учащиеся осуществляют сбор информации и её структурирование.
Продолжение работы в группах по обмену собранной информации, совместный анализ.
Определение форм отчетности по своей части проекта (направлению), его оформлению.
Определение наиболее удачных из приводимых членами базовой группы аргументов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые гипотезы.Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их.
Урок 4. Анализ найденной информации по группам.
Завершение сбора информации и её обсуждение по группам.
Обмен информацией с другими группами.
Выводы по направлениям, аргументация.
Работа в малых группах по составлению сценария защиты проекта.
Учитель направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Урок 5. Закрепление материала. Защита проекта «Класс Птицы. Многообразие. Общая характеристика. Роль в природе и жизни человека».
.1. Ознакомление с найденной информацией.
2. Заслушивание партнеров.
3. Обмен вопросами.
4. Оценивание проделанной работы.
Учитель организует выступление учеников по защите своих проектов, помогает оценить работу и выступление. Высказывает собственное мнение о проделанной работы в целом, оценивает работы учащихся и выставляет отметки.
Рассмотрим подробнее данный урок.
Цель урока: создать условия для развития исследовательских умений учащихся средствами проектного обучения.
Основополагающий вопрос: Какие особенности строения птиц обеспечивают им приспособленность к окружающей среде?
Ожидаемые результаты: после выполнения проекта учащиеся
называют: приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях;
характеризуют: особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей разных отрядов;
обосновывают: необходимость охраны птиц;
овладевают: основными навыками проектной деятельности:
составление и оформление паспорта проекта
получение необходимой информации из различных источников (Сети Интернет, учебников, книг, лекций ) и ее обработка
представление, защита своих проектов.
Методы обучения:
проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий
метод сотрудничества.
Форма организации:
Работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.
Содержание урока
Ход урока
Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников
ОргмоментОпределяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание на теме урока. Подготавливают рабочее место (компьютер, флешку) к работе, сосредотачивают внимание на предстоящей работе.
Постановка цели Формулирует задание для самостоятельной работы – объединить мини-проекты в единую презентацию. Мотивирует познавательную деятельность учащихся Анализируют проблему. В ходе дискуссии определяют конечную цель – представление своей части в общей презентации класса птиц.
Применение знаний в измененных ситуациях Проводит инструктаж по работе с компьютером в локальной сети, координирует объединение проектных работ в единый продукт – презентацию на центральном компьютере техником демонстратором Учащиеся внимательно слушают и выполняют правильное подключение флешек к компьютеру и передачу подготовленного проекта на главный компьютер. Техник демонстратор объединяет все проекты в единую презентацию.
Обобщение материала (формирование обобщенных знаний и способов деятельности) Организует выступление учеников по защите своих проектов, помогает оценить работу и выступление. Выступают перед классом, отвечают на вопросы оппонентов. Рецензируют содержание.
Подведение итогов Высказывает собственное мнение о проделанной работе в целом, оценивает работы учащихся и выставляет отметки. Оценивают результаты своей деятельности.
Домашнее задание. Нацеливает учащихся на подготовку к тестовой работе по пройденной теме. Записывают домашнее задание
Результат урока
В результате урока учащиеся усвоили материал о многообразии птиц, признаках отрядов птиц, их приспособленности к среде обитания.
Учащиеся научились выявлять общие черты и различия в строении птиц, также обобщать и систематизировать полученные знания и отображать их в электронном виде (презентация).
Список литературы.
Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технологии обучения. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.:Высшая школа., 2004. 157 с. (81–89).
Мухина И. Д. Деятельностный подход при обучении биологии.//Биология в школе №6 2007.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квал. пед. кадров / Под ред. Е.С.Полат. Издательский центр «Академия», 2002. 272 с. (64–110).
Пакулова В.М. Особенности современного урока биологии. //Биология в школе №8, 2005.
Пахомова Н. Учебный проект: его возможности. Ж. Учитель, 4, 2000, с.52-55.
Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. Ж. Школьные технологии, 2, 2002, с.196-199.
Смелова В.Г. Метод проектов в современной школе. //Биология в школе №6, 2007.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, -М.: Исследовательский центр «Академия», 2007.