Рабочая программа элективного курса Химия вокруг нас
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Осы»
Рассмотрено: Заседание МО учителей
_ Протокол № от
Согласовано: Заместитель директора по УВР
« » 20 г.
_
Утверждено: Приказом директора школы
№ от_
_
Даколова Т.П.
Рабочая программа элективного курса
«Химия вокруг нас» 8 класс
Разработана Окуловой А.А. учителем высшей квалификационной категории
г.Оса 2013 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В настоящее время наблюдается падение престижа естественных наук, в том числе и химии. Однако химия – неотъемлемая часть нашей жизни, поэтому необходима специальная подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.
Следует отметить, что предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, со знанием связи данного предмета с другими предметами.
Специфика предмета требует наличия аналитико-синтетических качеств ума, развитого ассоциативного и образного мышления, воображения, устойчивого внимания, достаточного объема памяти, способности к оперированию символами, наблюдательности. Спецификой предмета объясняется и трудность его усвоения учащимися, особенно в первый год изучения, поэтому введение элективного курса не только желательно, но и необходимо.
Цели курса:
Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые окружают нас в повседневной жизни
Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества, значения химического образования для правильной ориентации в жизненных ситуациях в условиях ухудшения экологической обстановки
Развитие внутренней мотивации учащихся, повышение интереса к познанию химии
Задачи курса:
Формировать у учащихся осознание необходимости изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, чтобы правильно их применять
Развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, учить выполнять несложные исследования, соблюдая правила безопасности.
Расширять кругозор учащихся.
Формировать активную жизненную позицию по вопросам охраны окружающей среды.
Использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, географией, математикой.
Развивать общеучебные умения учащихся: умения работать с научно- популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы
Данный элективный курс предназначен для учащихся 8 классов, он является межпредметным и рассчитан на 35 часов( в неделю – 1 час) ,из них на практические работы - 4 часа.
Тематический план
N
Разделы, темы
Общее кол-во часов
Практические работы
1.
Введение.
1
2.
Кислород. Оксиды.
4
2
3.
Водород. Кислоты.
4
1
4.
Вода. Основания. Соли.
7
1
5.
Металлы.
4
6.
Химия в знакомых веществах и предметах.
4
7.
Химия в земледелии.
2
8.
Химия и питание.
5
9.
Химия окружающей среды.
4
ИТОГО:
35
4
Формы организации образовательной деятельности:
уроки-практикумы;
фронтальная работа;
групповая работа;
индивидуальная работа;
проектная деятельность
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
В результате изучения элективного курса «Химические вещества вокруг нас» в 8 классе ученик должен:
знать/понимать:
важность изучения основного курса химии;
значение науки химии в жизни каждого человека;
правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
качественный и количественный состав воздуха
причины и последствия загрязнения окружающей среды(воздушного и водного бассейнов) и пути сохранения их чистоты
состав пищи ,важнейшие пищевые добавки, их действие на организм
последствия избытка минеральных удобрений в почве
роль химии в решении экологических проблем
Формы контроля:
тест
семинар
проект.
Учебно-методическое обеспечение:
Андруз Д., Бримблекуб П.,Джикелз Т., Лисс П. Введение в химию окружающей среды.-М.: Мир, 1999.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.- «Высшая школа», 1992.
Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии в веществах. С-Пб. « Синтез», 1995.
Могалева С.А. Биологическая роль витаминов и их источники //Химия в школе 1998 №6 с 20
Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М. Просвещение, 1986г.
Николаева М.В. Что происходит когда мыло встречается с водой /Химия в школе 2004 №9.
Нифорова Г.П. Экология и химия. М. Наука, 1999г
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2006г.
Н.Степин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. М. Химия, 1995г.
Терлецкий Е.Д. Металлы, которые всегда с тобой. М.-«Знание», 1986. 11.Уалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности. Л. Химия, 1989г.
12.Фриманиел М. Химия в действии. М. Мир, 1991г.
Книга для чтения по неорганической химии. Кн. для учащихся. В 2 ч.Ч 1 сост. В. А. Крицман 3-е изд. М.: Просвещение, 1993.
Энциклопедия для детей Том 17 Химия /Глав. ред. В.А.Володин – М.: Аванта 2001
Введение (1ч.)
Содержание программы.
Цели, задачи, структура курса, формы работы и формы отчетности. Значение химии для природы и человека.
Кислород. Оксиды (4ч.)
Физические свойства кислорода. Способы получения и собирания кислорода. Химические свойства кислорода. Кислород - основа жизнедеятельности человека, животных, растений. Кислород в медицине. Оксиды. Физические свойства некоторых оксидов и их применение.
Демонстрации: 1.Ознакомление с физическими свойствами кислорода и оксидов.
2.Сжигание в кислороде угля, серы, железа.
Практические занятия: ТБ при проведении практических работ по химии.
Получение и собирание кислорода.
3.Водород. Кислоты (4ч.)
Физические и химические свойства водорода. Получение и применение водорода. Кислоты, состав, физические свойства. Применение кислот. Индикаторы - химические распознаватели. Взаимодействие кислот с металлами, ряд Бекетова.
Демонстрации: 1.Ознакомление с физическими свойствами водорода.
.Горение водорода.
.Действие растворов кислот на индикаторы. 4.Отношение кислот к металлам.
Практические занятия: Свойства кислот.
Вода. Основания. Соли (7ч).
Вода в масштабе планеты. Вода в организме человека. Свойства воды. Вода- растворитель. Растворы, их применение. Основания: состав, физические свойства. Классификация оснований по растворимости. Химические свойства оснований: изменение окраски индикаторов, разложение при нагревании.
Применение оснований. Соли: состав, физические свойства, химические свойства(взаимодействие металлов с растворами солей), применение.
Демонстрации: 1.Действие на индикатор оснований.
2. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. 3.Физические свойства солей.
.Взаимодействие металлов с растворами солей.
Практические занятия: Свойства оснований и солей.
Металлы (4 ч).
Металлы в природе. История открытия некоторых металлов. Физические и химические свойства металлов. Сплавы в технике. Примеры сплавов.
Коррозия металлов, способы борьбы с коррозией.
Демонстрации: 1. Образцы некоторых металлов.
Физические и химические свойства металлов.
Коррозия металлов.
Химия в знакомых веществах и предметах (4ч.)
Поваренная соль, сода, состав, физические и химические свойства, получение, применение. Стекло. История стекла. Сырье для производства стекла. Виды стекла. Керамика. История керамики, сырье, применение.
Демонстрации: 1. Ознакомление с физическими свойствами соли и соды.
Образцы стекол.
Образцы изделий из керамики.
Химия в земледелии (2ч.)
Почвы. Минеральные удобрения, значение. Органические удобрения, значение. Микроудобрения.
Демонстрации: Ознакомление с различными удобрениями.
Химия и питание (5ч.)
Органические вещества. Роль органических веществ в природе. Питание человека. Состав пищи: вода, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Основные этапы переваривания пищи. Энергетическая ценность пищи. Белки: биологическая роль, состав, некоторые свойства. Углеводы, биологическая роль. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их физические свойства. Качественная реакция на крахмал. Жиры, биологическая роль.
Витамины глазами химика.
Демонстрации: 1. Свойства белков (денатурация).
Физические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала,
целлюлозы.
Качественная реакция на крахмал.
9. Химия окружающей среды (4ч.)
Литосфера: химические элементы и их минералы в земной коре. Горная порода. Руда. Гидросфера: вода в природе. Круговорот воды в природе. Атмосфера: озоновый щит. Основные источники загрязнения литосферы, гидросферы, атмосферы. Биосфера. Химическая экология. Охрана окружающей среды.
Демонстрации: 1. Образцы руд и горных пород.
2. Таблицы и слайды, показывающие круговорот воды в
природе
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
Т-1. Введение.
1
1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Планирование работы
Т-2. Кислород. Оксиды.
4
2. Кислород.
3. П.р. №1. ТБ при проведении практических работ по химии.
4. П.р №2. Получение и собирание кислорода.
5. Оксиды.
Т-3. Водород. Кислоты.
4
6. Водород: получение и собирание.
7. Водород: физические и химические свойства, применение.
8. Кислоты.
9. П.р. №3. Свойства кислот.
Т-4. Вода. Основания. Соли.
7
10. Значение воды в природе и жизни человека.
11. Вода-растворитель. Растворы и их применение.
12. Основания: состав, классификация, применение.
13. Свойства оснований.
14. Соли: состав, применение.
15. Свойства солей.
16. П.р. №4. Свойства оснований и солей.
Т-5. Металлы.
4
17. Металлы в природе. Истории открытия некоторых металлов.
18. Физические и химические свойства металлов.
19. Сплавы.
20. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Т-6. Химия в знакомых веществах и предметах.
4
21. Поваренная соль.
22. Сода.
23. Стекло.
24. Керамика.
Т-7. Химия в земледелии.
2
25. Минеральные удобрения и их значение.
26. Органические удобрения и микроудобрения, их значение.
Т-8. Химия и питание.
5
27. Пища человека, ее состав и основные этапы переваривания.
28. Белки.
29. Жиры.
30. Углеводы.
31. Витамины.
Т-9. Химия окружающей среды.
4
32. Источники загрязнения атмосферы и литосферы.
33. Основные источники загрязнения гидросферы и биосферы.
34-35. Подведение итогов работы. Дискуссия на тему: «Чем мне был интересен и полезен данный курс?». Защита проектов.
Итого:
35
Практические работы:
4
U Heading 1U Heading 2Default Paragraph FontTable Normal
No ListU Body TextUList ParagraphU