Педагогическая разработка дистанционного курса предпрофильной подготовки «Симметрия вокруг нас»
III смотр-конкурс педагогических разработок
«Использование информационных технологий в образовательном процессе»
Педагогическая разработка дистанционного курса
предпрофильной подготовки
«Симметрия вокруг нас»
Авторы разработки:
Манаева А.В., учитель математики;
Гурьянова С.А., учитель физики;
МБОУ СОШ № 1
с углубленным изучением английского языка
г. Ковдора Мурманской области.
2016
Организация сетевого взаимодействия в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки создает условия для существенной дифференциации содержания и процесса обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, проектирования и отработки нового содержания образования. Это требует разработки и использования различных форм обучения, включая дистанционную.
В рамках предпрофильного обучения среди учащихся 8-9 классов школ района апробирован курс дистанционного обучения «Симметрия вокруг нас». Такая форма обучения способствует дифференциации и индивидуализации содержания и процесса обучения, в том числе - решения проблемы охвата учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проблемы организации индивидуального обучения.
Выбранная модель: сетевое обучение - автономный курс дистанционного обучения (ДО).
Предлагаемый способ организации ДО - самый распространённый и недорогой: дистанционное обучение на основе свободно распространяемого программного обеспечения Skype, использования электронной почты, информационных ресурсов сети Интернет.
Спроектированный курс – интегрированный: рассматриваются вопросы симметрии в математике, их практическое приложение в области физики, а также примеры проявления симметрии в окружающем мире, что способствует формированию у учащихся представлений о единстве материального мира, научного мировоззрения, взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Курс предназначен для учащихся 8,9 классов с целью выбора профиля дальнейшего обучения и рассчитан на 8 часов.
Цель создания дистанционного курса «Симметрия вокруг нас» - Содействие самоопределению учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения.
Предлагаемый курс предпрофильной подготовки решает ряд задач:
формировать предметные компетенции при интеграции математических и физических знаний;
развивать навыки исследовательской деятельности, самообразования, культуры умственного труда;
формировать коммуникативные компетенции.
Курс разработан таким образом, чтобы обучаемый не только запомнил и воспроизвёл информацию, а и связал её с реальными жизненными и/или профессиональными ситуациями. Курс практикоориентирован: предлагаются практические работы базового и исследовательского уровня, задания, которые развивают творческие возможности учащихся применять полученные знания.
Этапы разработки предлагаемого учебного модуля
Шаг 1. Изучение запроса учащихся, условий реализации курса в школах
Ковдорского района
Шаг 2. Планирование проекта по разработке дистанционного курса.
Шаг 3. Разработка предметной технологии обучения: выбор методов, форм и
средств обучения.
Шаг 4. Разработка учебно-методических материалов.
Шаг 5. Апробация курса.
Шаг 6. Актуализация курса.
Условия организации курса:
наличие АРМ учителей физики и математики со свободным бесперебойным выходом в Интернет, а также соблюдение этих условий в школах, участвующих в сетевом взаимодействии или на дому обучающегося;
предустановленное свободно распространяемое ПО Skype, установленное на компьютере преподавателя, обучающихся, выбравших предлагаемый элективный курс;
наличие у обучающихся, выбравших курс, навыков работы с электронной почтой, Интернет-ресурсами.
Мотивация учащихся – важнейший элемент любого обучающего курса, а тем более курса дистанционного обучения. Поэтому в ходе работы с незнакомыми нам учащимися других школ использовались разнообразные формы взаимодействия с группой обучающихся:
первичное анкетирование (анкета «Давайте познакомимся!», (см. Приложение 1));
электронные лекции с использованием СПО (как в режиме конференции, так и индивидуально);
электронные консультации по Skype (on-line) и по электронной почте (on-line, off-line), очные консультации с целью эффективной обратной связи, позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. В ходе консультаций организована подготовительная работа с учащимися по выбранным темам проектов, решаются вопросы, возникающие по ходу и результатам практических работ, выполняемых учащимися самостоятельно, также обсуждается и корректируется план действий, разъясняются возникающие вопросы по содержанию лекций.
рефлексия (Таблица 1).
Таблица 1.
Бланк итоговой рефлексии
Фамилия, Имя
Для Вас курс по выбору был
Какую форму итогового контроля Вы выбрали?
Курс помог ответить на вопрос, какие предметы Вам необходимо изучать на профильном уровне в 10 классе?
Что Вы предложили бы изменить в проведении курса?
трудным
лёгким
интересным
скучным
Данный дистанционный курс содержит следующие формы обучения: дистанционные лекции, лабораторные и практические работы, минипроекты, в т.ч. - групповые (примерные темы см. в Приложении 2), тестирование и др.
Учитывая, что в процессе самостоятельной работы с предлагаемым модулем ДО ученику должно быть понятно, как спланировать, организовать, проконтролировать и оценить свою деятельность, а также какие обязательные формы контроля ему предстоит пройти, до начала курса обучающимся в электронном виде были высланы учебно-методические материалы: график учебных занятий (см. Приложение 4), «Дневник самостоятельной работы» (см. Приложение 5), тексты лекций, наглядный материал (презентации, фильмы http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/23887/episode_id/986110/video_id/1001961/ , инструкции к практическим работам, ссылки на дополнительные сайты, используемые в курсе).
Понимая, что в ДО главным критерием усвоения курса является способность обучаемого не только воспроизвести лекционный текст (или текст учебника), но и показать, как полученные знания могут быть реализованы на практике, мы предлагаем дифференцированный итоговой контроль: в виде очной/заочной защиты проектов или в форме заочного тестирования.
На каждом этапе апробации курса и по его результатам рекомендуется рефлексия.
Каждому участнику курса, прошедшему обучение и итоговый контроль, выдаётся сертификат участия в дистанционном курсе (см. Приложение 3), который может быть приложен в портфолио учащегося, планирующего выбрать физико-математический профиль обучения.
Ожидаемые результаты:
осознанный выбор учащимися профиля дальнейшего обучения;
приобретение учащимися навыка самообразования (ДО)
использование полученных знаний по предложенному модулю «Симметрия вокруг нас» в проектно-исследовательской деятельности.
В реализации спроектированного курса возможны риски (Таблица 2).
Таблица2.
Возможные риски и пути их решения
Предполагаемые риски
Пути решения
Срыв проведения/некачественное проведение видеоконференции из-за разной скорости в сети Интернет в момент её проведения
Замена видеоконференции на аудиоконференцию
Ограниченность времени связи для консультаций в режиме On-line
Общение по электронной почте
Низкая результативность работы учащихся над минипроектом.
Поддержка, консультации при работе над минипроектами. Предложены разные формы итоговой работы: тест, эссе, минипроект по предложенной или самостоятельно выбранной теме.
Трудности в самостоятельном проведении лабораторных работ учащимися.
Простые подробные инструкции, ссылки на сайты, в которых предлагаются описания работ, примерное оформление работ.
Отсутствие навыков самостоятельной работы.
Необходимо сопровождение тьютора.
Использование учащимися «Дневника самостоятельной работы».
Отсутствие у учащихся навыка работы со Skype.
Предварительное обучение учащихся работе в Skype тьюторами.
Основные методические выводы, полученные нами в ходе апробации и актуализации данного курса следующие:
- наиболее значимым и трудоёмким в успешной реализации дистанционных модулей является разработка электронных пособий для учащихся, поэтому подготовка к проведению курса должна начинаться задолго до начала курса;
- успешность реализации дистанционного курса напрямую зависит от преподавателей, которые ведут занятия с учащимися. Нам представляется, что это должны учителя с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями; психологически готовые к работе с незнакомыми учащимися в инновационной образовательной среде;
- результативность курса зависит от готовности и умения учащихся работать самостоятельно.
Литература:
Царева М.В. Эффективные педагогические технологии с использованием ИКТ. Дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие для учителей географии. Выпуск 1. Дистанционное образование. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2009г.
Люгаева А.С. Симметрия вокруг нас. - Физика, 2008, №15
Рохлов В.С., Демидова М.Ю. Симметрия вокруг нас. – Естествознание в школе, 2004, №4
Буров В.А., Иванов А.И., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. Дидакт. Материал: Пособие для учителя: под ред. В.А. Бурова. – М.: Просвещение, 1987.
Иоголевич И.А. Лабораторная работа по физике по теме «Плоское зеркало». – Физика в школе, 2005, №4
Карпушина Н.М. Развивающие задачи по теме «Движение плоскости». – Математика в школе, 2005, №8
Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
Тарасов Л.В. Симметрия в окружающем нас мире. – М.: Оникс-21 век. – Мир и образование, 2005.
Шафрановский И.И. Симметрия в природе. – Л.: Недра, 1985
Видео материалы
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/23887/episode_id/986110/video_id/1001961/
Приложения.
Приложение 1.
АНКЕТА
1. Фамилия, имя __________________________________________________________________
2. Школа № ________ класс ________ моб. телефон_______________дом. телефон__________
3. Напиши, как ты понимаешь, что такое дистанционное обучение?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·_____________________
4. Имеешь ли ты дома компьютер? (да/нет)____________________________________________
5. Имеется ли выход в Интернет с домашнего компьютера? (да/нет)_______________________
6. Установлен ли на домашнем компьютере SKYPE? (да/нет)____________________________
7. Адрес твоей электронной почты__________________________________________________
8. Как ты сегодня оцениваешь свой уровень подготовки по физике? (отметь знаком + рядом с соответствующей характеристикой)
Высокий, отличный
Хороший, выше среднего
Удовлетворительный, средний
Низкий
9. Как ты сегодня оцениваешь свой уровень подготовки по математике? (отметь знаком + рядом с соответствующей характеристикой)
Высокий, отличный
Хороший, выше среднего
Удовлетворительный, средний
Низкий
10. Имеешь ли ты опыт разработки проектов? (да/нет). По каким предметам? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Приходилось ли тебе учиться дистанционно? (Интернет-школа, дистанционные курсы и т.п.)? (да/нет)_____________________________________________________________________
12. Каковы твои ожидания от предлагаемого дистанционного курса? (отметь знаком + в соответствующей графе; может быть несколько вариантов ответа)
Курс поможет определиться с выбором профиля в 10 кл.
Я смогу расширить знания по физике и математике
Я получу навыки исследовательской деятельности
Я научусь дистанционно взаимодействовать с преподавателями
Другое, впиши сам (а)
13. Назови 3 своих качества, которыми ты мог бы охарактеризовать себя? _________________________________________________________________________________
14. Закончи предложения:
Я думаю, что в будущем ___________________________________________________________
Люди чаще всего живут ___________________________________________________________
Почти все люди стремятся _________________________________________________________
Больше всего я люблю _____________________________________________________________
Я больше всего ценю при общении __________________________________________________
В совместной деятельности мне важно _______________________________________________ _________________________________________________________________________________
15. Что бы ты хотел(а) узнать о нас, твоих преподавателях? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Темы минипроектов
Асимметрия. Что это такое?
Симметрия растений.
Симметрия животных.
Симметрия человека.
Бордюры. Паркеты.
Энантиоморфы.
Орнаменты в саамском национальном костюме.
Графит и алмаз: сходства и различия.
Жидкие кристаллы.
Тайны Зазеркалья.
Выбранная вами тема.
Приложение 3
Приложение 4.
ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
дистанционного курса «Симметрия вокруг нас»
№ урока
Дата
время
Тема
Форма
метод
ИКТ
Оборудование
Базовые знания, умения
1.
орг
Ознакомление со структурой курса и технологией его проведения. Рекомендации к работе над мини-проектами.
«Skype»
2.
М
М. Что такое симметрия. Геометрическая симметрия. Симметрия в живописи и архитектуре.
Фронтальная
Лекционный
«Skype»
Презентация по математике № 1. «Симметрия».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебная презентация
Понятие симметрии, виды симметрии,
фигуры, обладающие симметрией
3.
Ф.
Ф. Симметрия кристаллов.
Домашняя практическая работа «Выращивание кристаллов».
Фронтальная
Лекционный
«Skype»
Инетернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фильм.
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/23887/episode_id/986110/video_id/1001961/
Презентация по физике № 2 «Кристаллы».
Таблица. Кристаллы.
Кристаллические решётки разных веществ.
Выращенные кристаллы
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения веществ.
Свойства твёрдых тел
4.
Ф+М
Индивидуальные консультации (оn-line, эл. почта, очные консультации):
- к лаб.работе (ф.);
- определение тем мини-проектов;
- вопросы по выполнению самостоятельной работы.
Индивидуальная беседа
«Skype», e-mail
5.
М
Решение занимательных задач по теме «Симметрия»
Групповая
Частично-поисковый
«Skype»
«Презентация 3. «Русский алфавит»
Раздаточные материалы
Плоские прямоугольные зеркала
Понятие симметрии, виды симметрии,
фигуры, обладающие симметрией
6.
Ф
Лабораторная работа «Наблюдение изображения, полученного с помощью плоских зеркал».
Индивидуальная
Исследовательский
«Skype»
Плоские прямоугольные зеркала - 2 шт, транспортир
Закон отражения света.
Свойства изображения в плоском зеркале
7. Ф+М
Индивидуальные
консультации (оn-line, эл. почта, очные консультации):
- к лаб.работе (ф.);
- к темам мини-проектов;
- вопросы по выполнению самостоятельной работы
«Skype», e-mail
8
Итоговое занятие.
Защита мини-проектов Рефлексия.
«Skype»
Вручение сертификатов.
Приложение 5
Дневник самостоятельной работы
№
Тема урока
Что необходимо сделать
Материалы и оборудование, необходимые для проведения урока
Отметка о выполнении
1
Введение
Заполнить, отправить стартовую анкету
2
Что такое симметрия. Геометрическая симметрия. Симметрия в живописи и архитектуре.
Изучить материалы лекции по математике, используя ссылки на ресурсы Интернет, ответить на вопросы к лекции
Презентация по математике № 1. «Симметрия».
3
Симметрия кристаллов.
Изучить материалы лекции по физике, используя ссылки на ресурсы Интернет, ответить на вопросы к лекции
Презентация по физике № 2 «Кристаллы».
4
Просмотреть видеофильм
Видеофильм «В глубины материи»
5
Домашняя практическая работа «Выращивание кристаллов».
Выполнить лабораторную работу по инструкции
Инструкции к лабораторной работе
Инетернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6
Решение занимательных задач по теме «Симметрия»
Распечатать раздаточные материалы (лист 1, лист 2)
Презентация по математике № 3. «Русский алфавит»,
раздаточные материалы (лист 1, лист 2)
7
Лабораторная работа «Наблюдение изображения, полученного с помощью плоских зеркал».
Выполнить лабораторную работу по инструкции
Инструкции к лабораторной работе
Подготовить 2 плоских прямоугольных зеркала, транспортир
8
Выбрать тему мини-проекта, сообщить учителю
9
Подобрать материал по теме мини-проекта
10
Ответить на вопросы итогового контроля
11
Заполнить итоговую анкету
13PAGE 15
13PAGE 14115
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением английского языка
г. Ковдор
Сертификат
Настоящим удостоверяется, что
___________________ ,
ученица класса ___А МБОУ СОШ №____ г. Ковдора,
в рамках предпрофильной подготовки
прошла дистанционное обучение
по курсу
«Симметрия вокруг нас»
в объёме 8 часов.
Директор школы Н.В.Горсткина
Зам. директора
по УВР О.В.Кузнецова
Учитель физики С.А.Гурьянова
Учитель математики А.В.Манаева
(год)
Root Entry