Программа развития детского коллектива Дорогою добра
МБС(К)ОУ для обучающихся с ОВЗ
Автор: Алексеева
Ольга Александровна,
учитель начальных
классов
Сроки реализации: 2014- 2017
г. Кунгур
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Увидеть мир в песчинке
и рай в диком цветке,
Держать бесконечность в ладонях
и вместить вечность в один час
/Уильям Блейк
Социальная среда, в которой растет большинство учащихся класса, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают, что ребенок должен расти и духовно.
Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:
личностного подхода;
индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;
идеи всестороннего развития личности через компетентностный подход в воспитании и обучении.
Многое во взаимодействии учитель – ученик зависит от личности учителя, его жизненного опыта, готовности к самоактуализации, саморазвитию, его интересов и увлечений. Главным считаю развитие у детей коммуникативных способностей, именно они лежат в основе общения детей со сверстниками и не только. Решение проблемы общения приводит к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся. Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективного воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности «быть счастливым», в основе которой – принятие жизни как дара природы.
Анализируя опыт воспитательной работы, пришла к выводу, что удобнее ставить далеко идущие цели: не на учебный год, а перспективно, на все четыре года обучения в начальной школе.
Выделяю следующие цели:
максимальное развитие каждого ребенка;
сохранение его неповторимости;
раскрытие его потенциальных талантов;
создание условий для нормального духовного и физического совершенствования.
К достижению целей прихожу через создание условий для:
сохранения здоровья и приобщения детей к здоровому образу жизни;
воспитания уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопонимание, доброе отношение друг к другу);
воспитания ребенка как члена общества, воспитания в нем умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
развития чувства долга и ответственности;
воспитания трудолюбия, бережного отношения к труду других людей, к его результатам;
воспитания доброго отношения к родителям;
развития внимания, памяти, речи учащихся;
развития творческой активности.
В работе придерживаюсь основных идей успешности процесса воспитания. В первую очередь, идеи формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.
Формируя базовую культуру личности младшего школьника, особое внимание в моей работе отводится созданию широкого информационного поля для усвоения базовых культурных начал.
Вместе с учащимися занимаемся поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на их основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
Внеклассную работу строю на следующих принципах:
принципе открытости;
принципе привлекательности будущего дела;
принцип деятельности;
принципе обратной связи;
принципе сотворчества;
принципе успешности.
Всегда помню, что растущая личность - это изменяющаяся личность, способная расширять собственный опыт, постоянно направленная на раскрытие и понимание своих индивидуальных возможностей, на поиск смысла и предназначения своего существования в этом мире.
Особо необходимо отметить, что каким бы мастером ни был учитель, без помощи родителей, семьи высоких результатов не достичь. Поэтому важным считаю привлечение родителей к воспитанию детей, вовлечение пап, мам, бабушек и дедушек в жизнь класса. Современные родители заняты «зарабатыванием» денег. Часто времени на ребенка не остается. Тогда на помощь приходят бабушки и дедушки. Содружество трех поколений сплачивает семьи, укрепляет семейные отношения, сохраняет традиции. Улучшение в семейной атмосфере положительно сказывается на самочувствии детей, повышает их уверенность в родителях и своих возможностях.
Думаю, тема семьи, взаимопонимания, воспитания должна стать приоритетной в работе педагогического сообщества. Главной целью в работе с семьей считаю следующую: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методические:
методические разработки,
наглядные пособия, изготовленные педагогом и воспитанниками
Использование эффективных методик;
Инструктажи по технике безопасности.
Материально-технические:
Оборудование кабинета отвечает санитарно – гигиеническим нормам;
Наличие инструментария и материалов;
Наглядность.
методические пособия, книги.
оформление стендов,
ТСО,
Психологические:
доброжелательность на занятиях,
индивидуальный подход,
укрепление здоровья,
создание обстановки доверия, сотрудничества в коллективе ребенок- педагог – родитель
учет возрастных особенностей ребенка
личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком
стимулирование деятельности детей.
Организационно-диагностические:
проведение групповых и индивидуальных занятий,
возможность сотрудничества с коллективами других классов
Проведение индивидуальных занятий;
Варьируемость программы в зависимости от способностей и уровня развития воспитанников, их интересов.
Формы организации деятельности:
- групповая (обеспечивает учет дифференцированных запросов учащихся, происходит активное сотрудничество учащихся в процессе деятельности и становление внутриколлективных отношений на нравственной основе общения);
- парная (позволяет организовать взаимное обучение, обмен ответами, осуществлять взаимоконтроль, учитывать темп и стиль работы каждого, учащиеся помогают друг другу разобраться в ошибках);
- фронтальная (позволяет одновременно обучить большое количество учащихся, активно управлять их восприятием информации, систематическим закреплением, повторением, непосредственно общаться со всеми учащимися, вовлекать их в обсуждение проблем, вести дискуссию, корректировать ответы учащихся);
- индивидуальная (позволяет полностью приспособить обучение к личным особенностям учащегося; создаются благоприятные условия для развития способностей и склонностей каждого учащегося, реализации его индивидуальных интересов и потребностей).
МЕТОДЫ, используемые в работе:
распределение по группам, регулирование, распределение ролей при организации работы;
побуждение, создание ситуации успеха, внушение, поощрение, стимулирование, поддержка при мотивации;
адаптация, сотрудничество, доверие, диалог
убеждение, личный пример, упражнение, тренинг при формировании сознания;
сбор данных, систематизация, анализ, обобщение при контроле;
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Школьная библиотека
ДДТ
Музеи города
ДК «Театральный», «Мечта»
АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ
ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает
специальный курс «Первые дни в школе»
авторы Гин Светлана Ивановна, Прокопенко Ирина Евгеньевна,
который поможет безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации, а учителю – почувствовать себя лучше, мудрее и добрее. Знакомство с правилами и нормами школьной жизни и обучение сотрудничеству.
Здравствуйте, дорогие учителя - "первоклассники"!
Завтра — 1-е сентября...
И вновь с радостью и волнением вы идете "первый раз в первый класс"... Действительно, в первый раз, потому что, сколько бы классов до этого у вас ни было, этот "первый" все равно впервые...
И чтобы завтра вы уже немного знали про своих учеников, сегодня вам предстоит встреча с их родителями: сегодня у вас первое родительское собрание.
На собрании вы расскажете о себе, об учебных программах и своих требованиях; узнаете, с каким настроением дети и родители идут в школу, чего они ждут от учителя. Мамы и папы получат свое первое домашнее задание (ведь родители тоже будут учиться — учиться быть родителями ШКОЛЬНИКА). Задание такое: написать сочинение о своем ребенке — как он рос до школы, какой у него характер и привычки, как он общается со сверстниками и взрослыми, чем увлекается, что любит и что не любит, на что учителю нужно обратить особое внимание...
А ваши завтрашние ученики, так же как и вы, с радостью, и волнением ожидают 1-е сентября: какая она, школа?
Любая работа, любое серьезное дело требуют времени на то, чтобы в него втянуться, войти в курс дела, привыкнуть. Школа — не исключение. О необходимости периода адаптации для первоклассников сейчас много говорят и пишут. Предлагаем вам еще один вариант адаптационного курса — "Первые дни в школе", рассчитанный на одну неделю.
По нашим наблюдениям, процесс адаптации к школе идет по двум направлениям.
Первое — психологическая адаптация, или привыкание. Этот процесс проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут существенно различаться у разных детей, и работа в этом направлении может продолжаться учителем даже в течение первого учебного года.
Второе направление — освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Можно сравнить школу с производством: и ученику, и рабочему в начале трудовой деятелыюсти необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Для школьника это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем и др.
Мы предлагаем процесс освоения формализованных навыков вынести "за скобки", отвести первую учебную неделю на первичное освоение этих навыков. Наш опыт показывает, что этого времени вполне достаточно для достижения данной цели.
Наша программа рассчитана на пять дней: в первый день проводится один урок, в остальные дни — по три урока. (Возможно проведение четвертого урока в этот период: динамическая перемена, музыка, рисование, труд и др.)
Цели курса "Первые дни в школе":
психологическая адаптация детей;
знакомство с основными школьными правилами;
привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
обучение элементарным приемам обратной связи? —развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
организация классного коллектива.
РАЗВИТИЕ навыка планирования школьной жизни по ступеням
1 класс
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
формирование негативного отношения к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс
знание истории своей семьи, школы;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
готовность к самоопределению в социуме.
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ: НАПРАВЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ТЕМАТИКА
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И СПОРТ
ЦЕЛЬ:
Сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей
Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами
Создание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе
Создать условия для формирования у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВО друзьях здорового человека (зубная щетка, мыло…)
О пользе зарядки. Разучивание комплекса утренней гимнастики.
Режим дня школьника.
Прогулки и игры на свежем воздухе.
Спортивные мероприятия
На занятиях используются:
психологические игры и упражнения для гармонизации климата в коллективе, снятие эмоционального напряжения, развитие личностных качеств.
Беседы о необходимости здорового образа жизни,
Профилактика социально-неблагополучных явлений.
МИР СПАСЕТСЯ КРАСОТОЙ (ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ)
ЦЕЛЬ:
Способствовать получению и расширению знаний учащихся о мировой культуре и культуре России как её части
Воспитание у учащихся нравственно эстетических качеств
Создать условия для формирования потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации
Создать условия для получения и расширения экономических, экологических и правовых знаний учащихся
Создать условия для формирования ответственности за состояние природного, социального и культурного окружения.
Формы проведения занятий:
Мастерская
Экскурсии в музеи
Просмотр видеороликов об истории искусства
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Оформляем уголок и класс
Наша газета
Красота декоративно – прикладного творчества
Лепим игрушку из теста
Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ
ЦЕЛЬ:
Создать условия для получения и расширения знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве.
Создать условия для формирования у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны
Создать условия для воспитания любви к малой родине
Создать условия для формирования чувства гордости за свою Отчизну
Создать условия для воспитания учащихся гражданами своей Родины – России
Создать условия для воспитания у учащихся активной жизненной позиции
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Наш флаг
Наш герб
Наш гимн
Что такое выборы?
История школы
История Кунгура
Художественно-эстетическое воспитание.
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.
- Представление обучающимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.
- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Калейдоскоп возможных форм работы с детьми
Праздники:
- праздник «День знаний»
- праздник «День учителя»
- праздник «День матери»
-новогоднее представление у елки
- День защитника Отечества
- праздник «8 Марта»
- неделя здоровья
- День отца
- праздник «День Победы»
- праздник последнего звонка
Устные журналы:
· «Очевидное - невероятное».
· «Моя родословная».
· «Семейные традиции».
Кружки
Понедельник «Русские шашки»
Среда Рисование
Четверг «Академия мастерства»
Пятница Рисование
5. "Природа".
Цели:
- формирование у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;
- формирование экологического сознания школьников.
Задачи:
- выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;
- выработать навыки природоохранного поведения в окружающем мире.
Продолжение знакомства с окружающей природой. Природа - основа всех материальных благ, здоровья и духовного богатства людей. Человек - совершенное творение природы, и он не может существовать без неё. Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека. Умение понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зверях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи обращения с живой и неживой природой, бороться против расхищения природных ресурсов. Помнить правила поведения в природе. Ученик должен: - участвовать в природоохранительных мероприятиях; - уметь рассказывать о природе своего края; - знать растения, деревья, кустарники, травы своей местности; - знать Красную книгу России и Чувашии; - знать значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы; - знать организации по охране природы; - знать меры по охране природы.
Темы классных часов
Экскурсии и наблюдения.
Уроки доброты.
Конкурсы.
Экологические акции.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Трудовой десант.
Зелёный патруль.
Ведение календарей природы.
Коллекционирование.
Экологические выставки и экспозиции.
Музей.
День (неделя) экологического творчества.
Экологические игры (дидактические, игры моделирования экосистем, соревновательные, путешествия и т.д.)
Экологические сказки, инсценировки и т.д.
РАЗДЕЛ «КАНИКУЛЫ»
ЦЕЛЬ: создать условия для
активного организованного отдыха в каникулярное время
развития умения организовывать свой отдых
СОДЕРЖАНИЕ
Инструктажи на каникулы
Занятия в кружках и секциях
Колядуем в январе
Катаемся с горки в марте
Отдыхаем летом на школьной площадке
Формы проведения:
Прогулки
Экскурсии
Викторины
Литературные и народные праздники
РАЗДЕЛ «АЗБУКА ДОБРЫХ ДЕЛ»
ЦЕЛЬ:
создание условий для воспитания доброго отношения к окружающим
воспитания милосердия к пожилым и инвалидам, людям с ограниченными возможностями
воспитания любви к ближним
НАШИ ДЕЛА
Открытка любимому воспитателю.
1 октября – День пожилого человека: открытка бабушкам и дедушкам клуба «Ветеран»
Открытка с Новым Годом детям .Наши односельчане – труженики тыла и участники Великой Отечественной войны: идем в гости с поздравлениями и посильной помощью.
Формы проведения:
Экскурсии
Мастерские
Беседы с ветеранами
Трудовые дела
РАЗДЕЛ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
ЦЕЛЬ:
воспитание законопослушных участников дорожного движения
создать условия для изучения ПДД
создать условия для предупреждения дорожного травматизма.
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Уроки осторожности
Правила дорожного движения
Безопасный путь до дома
Я- пассажир (практикум)
Переходим улицу (практикум)
РАЗДЕЛ «ВМЕСТЕ»
ЦЕЛЬ:
Создать условия для формирования у учащихся коммуникативных навыков
Создать условия для формирования умения понимать себя и других
создать условия для знакомства с основными правилами делового и бытового этикета
Создать условия для формирования умения совершенствоваться в коллективе
Создать условия для формирования знаний правовых актов и неукоснительного их соблюдения, являясь при этом добровольными помощниками в охране правопорядка.
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Семейные игры и забавы ради радости, а не славы
Тренинги общения
Правила поведения в общественных местах
История моей семьи в истории страны
Мои родственники участники Великой Отечественной войны
Моя родословная
План -сетка
Первый класс
Недели
Месяцы Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя
сентябрь Тренинги общения
Безопасный путь до дома
Тренинги общения Безопасный путь до дома Переходим улицу (практикум)
Я- пассажир (практикум)
Открытка любимому воспитателю
Оформляем уголок и класс
Р.С. Правила поведения в общественных местах правила дорожного движения
1 октября – День пожилого человека: открытка бабушкам
октябрь Семейные игры и забавы ради радости, а не славы
уроки хорошего поведения
праздник для наших бабушек Тренинги общения
и правила дорожного движения
О пользе зарядки Уроки хорошего поведения
О друзьях здорового человека (зубная щетка, мыло…)
правила дорожного движения
Инструктажи на каникулы
Режим дня школьника
ноябрь Тренинги общения
Наш флаг
Уроки осторожности Уроки хорошего поведения
Уроки осторожности Дракоша и правила дорожного движения
Погуляем? Наш герб
Самая лучшая мама
декабрь Уроки хорошего поведения
Наш гимн
Мастерская д. Мороза Тренинги общения
и правила дорожного движения
Мастерская д. Мороза
Уроки хорошего поведения
Лепим игрушку из теста Мастерская д. Мороза
открытка бабушкам Новым Годом.
Инструктажи на каникулы
Встречаем н.годянварь Тренинги общения
Колядуем в январе
История школы
Уроки хорошего поведения Уроки хорошего поведения Уроки хорошего поведения
февраль и правила дорожного движения
Уроки хорошего поведения
Погуляем? Тренинги общения
Праздник мальчиков История поселка
Уроки осторожности
март Праздник девочек Уроки хорошего поведения
Уроки осторожности Уроки хорошего поведения Тренинги общения
Инструктажи на каникулы
апрель Тренинги общения
Уроки осторожности правила дорожного движения
Погуляем? Прощание с Азбукой Уроки осторожности
май Уроки хорошего поведения
участники Великой Отечественной войны: идем в гости с поздравлениями
Уроки хорошего поведения тетушки Совы
Погуляем? Уроки хорошего поведения Тренинги общения
Инструктажи на каникулы
Вот и стали мы на год взрослей
Второй класс
Недели
Месяцы Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя
сентябрь Тренинги общения
Безопасный путь до дома
Час общения Переходим улицу (практикум)
Открытка любимому воспитателю
Оформляем уголок и класс
Кл. час «вспоминаем правила поведения в общественных местах»
1 октября – День пожилого человека: открытка бабушкам
октябрь Семейный праздник для
«Мы – читающая семья» Час общения
О пользе зарядки О друзьях здорового человека (зубная щетка, мыло…)
Инструктажи на каникулы и правила дорожного движения
ноябрь Час общения
Час общения
Час общения
Самая лучшая мама
декабрь Мастерская д. Мороза Час общения
Мастерская д. Мороза
Мастерская д. Мороза
открытка с Новым Годом.
Инструктажи на каникулы
Встречаем н.годянварь Час общения
Колядуем в январе
История школы
Час общения
Час общения
февраль Час общения
Час общения
Час общения
Праздник мальчиков март Праздник девочек Час общения
Час общения
Час общения
Инструктажи на каникулы
апрель Час общения
Час общения
Час общения
Час общения
май участники Великой Отечественной войны: идем в гости с поздравлениями
Час общения
Вот и стали мы на год взрослей
Час общения
Инструктажи на каникулы
Третий класс
Недели
Месяцы Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя
сентябрь Тренинги общения
Безопасный путь до дома
Час общения Переходим улицу (практикум)
Открытка любимому воспитателю
Оформляем уголок и класс
Кл. час «вспоминаем правила поведения в общественных местах»
1 октября – День пожилого человека: открытка бабушкам
октябрь Семейный праздник для
«Мы – читающая семья» Час общения
О пользе зарядки О друзьях здорового человека (зубная щетка, мыло…)
Инструктажи на каникулы и правила дорожного движения
ноябрь Час общения
Профессии наших родителей Час общения
Экскурсии на предприятия поселка Час общения
Кем я хочу быть Самая лучшая мама
декабрь Мастерская д. Мороза Час общения
Мастерская д. Мороза
Мастерская д. Мороза
открытка с Новым Годом.
Инструктажи на каникулы
Встречаем н.годянварь Час общения
Колядуем в январе
История школы
Подготовка к открытию Года Ребенка Час общения
Подготовка к открытию Года Ребенка Час общения
Подготовка к открытию Года Ребенка
февраль Час общения
Час общения
Подготовка к открытию Года Ребенка Час общения
Праздник мальчиков март Праздник девочек Час общения
Поисковая работа Час общения
Час общения
Инструктажи на каникулы
апрель Час общения
Час общения
Час общения
Час общения
май участники Великой Отечественной войны: идем в гости с поздравлениями
Час общения
Вот и стали мы на год взрослей
Час общения
Инструктажи на каникулы
КОЛЛЕКТИВНО - ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА
1 класс
Месяц
Название КТД Цели и задачи Результат
Сентябрь «Давайте познакомимся» Создать условия для сотрудничества детей и родителей
Для знакомства с новым коллективом детей и их родителей
Октябрь Конкурсная программа
Красная Шапочка идет
в гости к бабушке Создать условия для преемственности в воспитании,
привлечь к воспитанию бабушек
Ноябрь Конкурс для мам создать условия для воспитания уважения к мамам, развития чувства любви и гордости Декабрь Мастерская Деда Мороза создать условия для воспитания трудолюбия
развития инициативы и творчества детей при подготовке класса к празднику Январь Знакомимся с традициями рождественских праздников. Колядуем. Создать условия для знакомства с традициями русского народа
Гордости за свою страну
Умения культурно отдыхать
Считаться с обычаями других народов и уважительного отношения к ним Февраль Праздник для пап и мальчиков. Спортивная программа для всей семьи. Создать условия для привлечения пап к воспитанию детей и привития интереса к школьным делам
Развития умения работать в команде
Уважать своих соперников
Развития двигательных навыков и привития интереса к спорту Март Праздник для девочек и мам Создать условия для развития творческой инициативы мам
Умения презентовать себя
Воспитания самоуважения и повышения самооценки Апрель Прощание с Азбукой Создать условия для развития творческой инициативы и способностей детей
Май Вот и стали мы на год взрослей! (показательный концерт) Создать условия для осознания важности первого этапа школьной жизни
Оценки своих достижений Стали традиционными
Месяц
Название КТД Цели и задачи Результат
Сентябрь «Ах, лето!» Создать условия для сотрудничества детей и родителей
Для знакомства с новым членами коллектива детей и их родителей Одноименная семейная газета
Октябрь Конкурс Создать условия для преемственности в воспитании,
привлечь к воспитанию бабушек и дедушек Ноябрь Конкурс для мам создать условия для воспитания уважения к мамам, развития чувства любви и гордости Декабрь Мастерская Деда Мороза создать условия для воспитания трудолюбия
развития инициативы и творчества детей при подготовке класса к празднику Январь Знакомимся с традициями рождественских праздников. Колядуем. Создать условия для знакомства с традициями русского народа
Гордости за свою страну
Умения культурно отдыхать
Считаться с обычаями других народов и уважительного отношения к ним Февраль Праздник для пап и мальчиков. Создать условия для привлечения пап к воспитанию детей и привития интереса к школьным делам
Развития умения работать в команде
Уважать своих соперников
Развития двигательных навыков и привития интереса к спорту Март Праздник для девочек и мам Создать условия для развития творческой инициативы мам
Умения презентовать себя
Воспитания самоуважения и повышения самооценки Апрель «Дорого яичко к пасхальному дню»- просмотр м/ф и расписывание яиц для семьи Создать условия для развития творческой инициативы и способностей детей
Знакомства с традициями народа Май Вот и стали мы на год взрослей! (показательный концерт достижений детей) Создать условия для осознания важности первого этапа школьной жизни
Оценки своих достижений 4 класс
Месяц
Название КТД Цели и задачи Результат
Сентябрь «Ах, лето!» Создать условия для сотрудничества детей и родителей
Одноименная семейная газета или выпуск классной газеты
Октябрь Создать условия для преемственности в воспитании,
привлечь к воспитанию бабушек и дедушек «Открытка к празднику»
Ноябрь создать условия для воспитания уважения к мамам, развития чувства любви и гордости «Любимые рецепты для любимой мамочки»
Декабрь Проект Мастерская Деда Мороза создать условия для воспитания трудолюбия
развития инициативы и творчества детей при подготовке класса к празднику «Игрушки для елки»
Январь Знакомимся с традициями рождественских праздников. Колядуем. Создать условия для знакомства с традициями русского народа
Гордости за свою страну
Умения культурно отдыхать
Считаться с обычаями других народов и уважительного отношения к ним Мини- спектакль для родных
Февраль Праздник для пап и мальчиков. Создать условия для привлечения пап к воспитанию детей и привития интереса к школьным делам
Развития умения работать в команде
Уважать своих соперников
Развития двигательных навыков и привития интереса к спорту Проект «Папы всякие важны»
Март Праздник для девочек и мам Создать условия для развития творческой инициативы мам
Умения презентовать себя
Воспитания самоуважения и повышения самооценки Конкурс –проект «Если был бы я девчонкой» - «Маленькая хозяюшка»
«Как на масляной неделе мы блины от пуза ели»
Апрель «Дорого яичко к пасхальному дню»- просмотр м/ф и расписывание яиц для семьи Создать условия для развития творческой инициативы и способностей детей
Знакомства с традициями народа Проект «Сувенир к Светлому Христову Воскресенью»
Май Вот и стали мы на год взрослей! (показательный концерт достижений детей) Создать условия для осознания важности первого этапа школьной жизни
Оценки своих достижений Проект «Как мы взрослели»: газета, видео ролик, спектакль
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ЦЕЛЬ: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания
Неотъемлемой частью работы является взаимодействие с семьей. Предусматриваются следующие формы:
встречи с родителями,
приглашение родителей на концерты и занятия,
консультации,
психолого-педагогическое просвещение.
Контакт с родителями – важный аспект деятельности классного руководителя. Родители выступают не просто в роли стороннего наблюдателя (присутствие на концертах, праздниках), но и привлекаются в качестве экспертов, т. е. они имеют возможность высказать свое мнение, замечания, пожелания. Родители – активные участники. На этом этапе поддерживается и развивается тесный контакт с родителями. Они не только присутствуют на концертах и спектаклях, но и принимают активное участие в организации, проведении и анализе мероприятий. Таким примером могут являться чаепития за круглым столом, а также праздники, посвященные 23 Февраля и 8 Марта. Проводятся совместные психологические тренинги (родители-дети), где обе стороны узнают новое и интересное друг о друге. В свою очередь, классный руководитель организовывает методический уголок с фотографиями и фамилиями самых активных родителей. А также проводится чествование на таких праздниках, как День Матери, Отца, день Семьи. В классе проводится конкурс «Семья года»
Таким образом, деятельность ребят, родителей и педагога становится единым целым.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
организации работы образовательного учреждения с семьей
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень...)
Организация диагностической работы по изучению семей Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников)
Выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике негативных проявлений у детей.
Использование различных форм сотрудничества с родителями – отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
Разработка тематического оформления по работе с семьей.
Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
1. Общие положения
1.1. Родительский комитет создается для содействия школе и семье в воспитании и обучении детей имеющим целью:
– формирование личности, интегрированной в современное общество и нацеленной на совершенствование этого общества или человека и гражданина, интегрированного в современное общество и направленного на совершенствование этого общества;
– получение всеми учащимися базового образования;
– сохранение и укрепление здоровья школьников.
1.2. Родительский комитет класса действует в тесном контакте с классным руководителем и руководствуется в своей работе Уставом школы, настоящим положением, планом работы классного родительского комитета, решениями школьного родительского комитета и классных собраний. В вопросах общешкольного уровня приоритет имеют решения школьного родительского комитета, принятые в пределах его компетенции
2. Задачи и содержание работы родительского комитета класса
2.1. Родительский комитет считает своими основными задачами:
– укрепление связи семьи и школы в целях обеспечения единства и результативности воспитательного воздействия на детей,
– оказание помощи школе в создании условий для охраны и укрепления здоровья школьников.
– совершенствование трудового воспитания в школе и семье, профессиональной ориентации школьников.
– содействие развитию ученического самоуправления как важнейшего средства (или способа) социализации детей, воспитания в них самостоятельности и ответственности.
– содействие школе в создании воспитательной среды, благоприятствующей проявлению и развитию способностей детей, формированию в них свободной, нравственной, творческой личности.
2.2. Для решения этих задач родительский комитет действует в следующих направлениях:
– привлечение внимания родителей к проблемам воспитания детей в сложных современных условиях, содействие в осознании ими первостепенной роли семьи и, как следствие повышенной ответственности родителей за воспитание ребенка, распространение среди них педагогических и психологических знаний;
– привлечение родителей к различным формам участия в жизни школы, организация внеклассной и внешкольной работы, оказание помощи в решении хозяйственных вопросов, в организации полезного труда школьников и т.д.;
– сотрудничество с педагогическим коллективом и органом ученического самоуправления в решении актуальных образовательных задач – воспитании у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношения к учебе, заботливого отношения к родителям и старшим, привитии навыков самообразования, повышении престижности образования, профессиональной ориентации и т.д.;
– привлечение родительских средств для проведения работ и мероприятий в интересах учащихся, определенных решениями школьного родительского комитета и классных родительских собраний.
3. Организация работы родительского комитета класса
3.1. Родительский комитет класса избирается родительским собранием на один учебный год. Количество членов родительского комитета класса устанавливается решением родительского собрания, но не должно быть менее двух человек.
Из состава комитета выбираются председатель, его заместитель, секретарь. Председатель родительского комитета класса входит в состав школьного родительского комитета. В случае его отсутствия его заместитель имеет право участвовать в заседании школьного родительского комитета с правом голоса.
3.2. Родительский комитет класса может составлять план работы на учебный год с учетом плана работы школьного родительского комитета. План работы согласовывается с классным руководителем.
3.3. Заседания родительского комитета класса и родительские собрания проводятся не реже 1 раза в четверть
3.4. Родительское собрание принимает решения большинством 2/3 голосов при наличии на заседании 2/3 родителей. Родительский комитет ведет протоколы своих заседаний, которые хранятся в делах класса
Решения школьного родительского комитета по вопросам, касающимся общешкольных задач, имеют приоритет перед решениями классных собраний. Разногласия урегулируются путем переговоров, а в случае невозможности – вопрос выносится на Конференцию родителей.
3.5. В заседаниях классного родительского комитета принимает участие классный руководитель, могут приглашаться учителя, представители органа ученического самоуправления.
3.6. Из числа родительского комитета и родителей класса могут создаваться постоянные и временные комиссии по отдельным направлениям работы. Состав комиссии определяется на добровольной основе. Комиссия в своей работе опирается на родительский актив.
3.7. Председатель родительского комитета отчитывается по итогам и о выполнении принятых решений перед школьным родительским комитетом и классным родительским собранием.
4. Права родительского комитета класса
Родительский комитет класса имеет право:
4.1. Вносить на рассмотрение директора, педагогического совета школы, классных руководителей предложения по совершенствованию воспитательной работы (в том числе внеклассной и внешкольной).
4.2. Вносить предложения на рассмотрение педагогического совета школы и ходатайствовать по месту работы родителей о поощрении родителей за активную помощь школе, а также добиваться общественного воздействия на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей, строго спрашивать с них за изъяны и недоработки в семейном воспитании.
4.3. Решать вопрос об использовании добровольных пожертвований физических лиц (родителей), направленных на развитие школы.
Родительский комитет класса:
1) Мартынова Ильсия Разимовна - председатель
2) Лядова Ольга Сергеевна (заместитель,секретарь)
3) Солина Надежда Владимировна
4) Чарыкова Екатерина Васильевна
5) Карагаева Кристина Евгеньевна
План работы родительского комитета
на 2014 – 2015 учебный год
Месяц Мероприятия Сроки ответственные
Август Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур родителей для работы в родительском комитете.
Утверждение плана работы родительского комитета
Обсуждение проблем, требующих решения в новом учебном году.
Знакомство родителей с учебным планом
Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.
Классный руководитель
Председатель РК
Сентябрь Родительский всеобуч: Безопасность детей в школе и на улице, занятость учащихся во второй половине дня.
БЕСЕДА: Об организации питания учащихся в школьной столовой
Привлечение родителей к активному участию в жизни класса
Повышение ответственности семьи за обучение и воспитание детей и оказание ей помощи
Следить за посещением и успеваемостью учащихся
Поход на природу « Вместе весело шагать». 1 раз в четверть
В течении месяца Классный руководитель
Председатель РК
Октябрь Беседа: Режим для младшего школьника
Внеклассное мероприятие «Путешествие в осеннее царство».
Организация конкурса на лучшую тетрадь. Поощрение победителей
Помочь классному руководителю проводить классные собрания. Следить за посещением классных собраний
Помочь классному руководителю при проведении мероприятий с учащимися
Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями класса.
Классное родительское собрание «Адаптация первоклассников»
Подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники» 1 раз в четверть
В течении года
1 раз в четверть
Классный руководитель
Председатель РК
Ноябрь «Ребенок и его друзья» (как помочь ребенку дружить и состоятся в дружбе).
Составление графика посещения уроков родителями.
Внеклассное мероприятие «Пешеход – профессия опасная»
Проводить работу с родителями по профилактике вредных привычек, правонарушений у учащихся
Оказывать содействие по работе охраны и укрепления здоровья учащихся
Привлечение родителей к оказанию помощи в школе. 1 раз в четверть
1 раз в четверть
В течении года
Классный руководитель
Председатель РК
Декабрь Оформление подарков, сюрпризов для учащихся. Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие
«Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка»
1 раз в четверть
В течении года
Классный руководитель
Председатель РК
Январь Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Отчет родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе.
Определение неотложных задач второго полугодия.
Авторитет родителей, его источники, прочность, умение пользоваться родительской властью. 1 раз в полугодие
1 раз в четверть Классный руководитель
Председатель РК
Февраль Контроль за выполнением домашних заданий со стороны родителей
Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника
Рейд- проверка бережного отношения к учебникам.
Внеклассное мероприятие, посв. Дню Защитника отечества
Экскурсия в художественный музей.
Организация праздника «День именников» В течении года
В течении месяца
1 раз в четверть Классный руководитель
Председатель РК
Март Подготовка совместно с классным руководителем концертной программы:
«Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках»
Организация экскурсии на конный двор 1 раз в четверть
В течении года Классный руководитель
Председатель РК
Апрель Беседа: Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Посещение внеклассных мероприятий родителями класса .Смотр родительских комитетов.
Подготовка к окончанию учебного года.
1 раз в четверть
В течении года
В течении месяца Классный руководитель
Председатель РК
Май Поход на природу.
Внеклассное мероприятие «Урок мужества»
Организация семейного чтения.
Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за учебный год.
Благодарственные письма родителям класса.
Организация труда и отдыха детей 1 раз в четверть
1 раз в полугодие
На протяжении летних каникул Классный руководитель
Председатель РК
Июнь Подготовка необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году.
Годовой отчет о работе родительского комитета на совете школы.
Проведение анкетирования для изучения потребностей детей, родителей в образовательных услугах, удовлетворенности работой школы
На протяжении летних каникул
1 раз в год Классный руководитель
Председатель РК
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ,
их социальная эффективность
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
Улучшение микроклимата в семье.
Обучение родителей навыкам социально- поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1 класс
Как прошла адаптация?
Режим дня школьника.
Особенности интеллектуального и личностного развития младшего школьника.
Телевизор и компьютер в жизни школьника.
Итоговое собрание
2 класс
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
Успешность обучения младшего школьника. Помоги ему учиться (Психологический практикум)
Как помочь ребенку быть внимательным (Интеллектуальная мастерская)
Воспитание ненасилием в семье (Практикум)
Итоговое родительское собрание
3 класс
Поощрение и наказание: разумный баланс.
Почему дети лгут?
Если ваш ребенок беспокоен…
Итоговое родительское собрание.
4 класс
Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний учащегося.
Трудовое воспитание младших школьников.
Место ребенка в детском коллективе.
Мир детей и взрослых: точки соприкосновения. Как воспитать законопослушных граждан?
"Характеристика классного коллектива учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья"
В классе 20 учащихся. Из них 15 мальчиков и 5 девочек.11 учащихся из полных семей. Есть ученики из семьи с матерью - одиночкой.
У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают хорошую работоспособность. Только двум учащимся Шалаевой Марине и Щекину Артемию необходима направляющая помощь учителя при выполнении письменных заданий на всех уроках. Ребята адекватно реагируют на порицание и похвалу, уважительно относятся к педагогам.
Класс очень дружный, друг к другу относятся доброжелательно, помогают слабым. Есть в классе лидеры. Это Безганс Виталий, Шабанов Артем, Юдина Ульяна. Они организуют детей во внеурочной деятельности: вовлекает в игру, предлагает почитать, послушать рассказ. Ребята любят рисовать, собирать пазлы, смотреть мультфильмы.
Бывают в классе конфликтные ситуации, но они быстро разрешаются благодаря учителю и самим ребятам, которые защищают и успокаивают конфликтующих. Учащиеся добросовестно выполняют поручения: моют доску, наводят порядок в игровом уголке и развивающих игр, готовят рабочее место к уроку и т. п.
Учащиеся посещают кружки: Рисование, «Русские шашки» ,»Академия мастерства»
Ребята очень дружны с учащимися других классов начальной школы. Принимают участие в совместных мероприятиях: спортивных соревнованиях, праздниках и проектах.
По всему вышесказанному можно определить следующие рекомендации:
Учебный процесс и воспитательную работу в классе нужно планировать с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше.
Продолжать работу по сплочению дружного ученического коллектива, формированию положительных мотивов в отношении с окружающими.
■