Программа развития творческого детского коллектива «От творческой личности к творческому коллективу»
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Во многом зависит от того, как построена работа в коллективе класса.
Формирование и сплочение коллектива – это восхождение к вершине. Одному туда не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый коллектив.
Одной из важнейших проблем образования является воспитание подрастающего поколения, формирование гражданина своего Отечества. Система образования Российской Федерации и Чувашской Республики позволяет решить эту проблему. В частности, это законы Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современном мире», Президентская программа «Новая школа», программы – «Дети Чувашии», «Образование и здоровье детей», «Сельская школа Чувашии».
В ходе работы я пришла к твердому убеждению в том, что осуществление программы воспитательной работы с младшими школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же – самих учащихся.
Работая над программой училась новому педагогическому мышлению, училась быть в постоянном творческом поиске эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками. Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества, своей Республики, края?
Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, учителя сельской школы, оттого, что проблемные моменты современной школы заключены в следующем:
- в недостаточной активности и инициативности самих учащихся, в слабых навыках организаторской деятельности;
- в равнодушии педагогических коллективов к развитию ученического самоуправления, отсутствии доверия, авторитарности педагогов, нежелании поддержать детские инициативы;
- в негативном восприятии родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);
- в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;
- в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных школьников;
- в недостаточности использования в работе принципов этнопедагогики.
Эти проблемы возможно решить через:
- углубление программно-целевого подхода к деятельности детских организаций и органов ученического самоуправления как части образовательно-воспитательного процесса;
- создание организационно-педагогических условий для функционирования органов самоуправления учащихся;
- введение в процесс воспитания традиций чувашского народа в контексте с его духовной культурой.
Необходимо сразу оговориться, что из всех аспектов методики воспитания внимание в программе сосредоточено наиболее полно на одном, но ключевом – НА МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА, которая включает в себя: методику коллективной творческой деятельности (КТД) и методику педагогического руководства ею.
Пояснительная записка.
Представленная программа развития творческого детского коллектива «От творческой личности к творческому коллективу» является по своему характеру развивающе-обучающей и направлена на формирование творчески развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления, на выработку умений воспринимать традиции чувашского народа в контексте с его духовной культурой, а также выявление способностей к самовыражению ребёнка через различные формы коллективно-творческой деятельности, начиная с первого класса.
Теоретической и методической основой программы является рассмотрение общей стратегии развития творческого детского коллектива, его функционирование в конкретных условиях с конкретными учениками.
Программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи и взаимовлияния различных видов искусств чувашского народа как граней отражения действительности в художественных образах: устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства, музыки, танца, театра.
Реализация программного материала рассчитана на четыре года:
Первый год – «Учимся жить вместе».
Где родился человек и познал счастье о том, с чего
начинается Родина. Родина: малая и большая.
Второй год – «Я в мире и мир во мне».
Лишь семья может воспитать в детях внутреннюю
потребность в знаниях об истории своего народа.
Третий год – «Окружающий меня мир».
Мы в истории и современной жизни страны.
Четвёртый год – «Моя Родина, моё Отечество».
Утверждение в сознании учащихся исторических корней
родной культуры, этнического самосознания. Знание
истории Родины, её людей. Гордость за своё Отечество.
Цель программы – Создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу людям в контексте с традициями и духовной культурой чувашского народа.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой.
2. Создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.
3. Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.
4. Формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости).
5. Воспитание гражданина своего Отечества, Республики, края на традициях чувашского народа в контексте с его духовной культурой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Создание единого максимально благоприятного образовательного пространства, способствующего творческому развитию детского коллектива через самоопределение, самореализацию каждого его члена.
2. Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел», способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной ступени в общешкольном коллективе школы.
3. Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми.
4. Привлечение активного и инициативного детского коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе.
5. Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, Республики, края, бережно хранящий традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.
Основа программы.
В основе программы развития детского коллектива «От творческой личности к творческому коллективу» лежит КТД, единой целью которого становится раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.
Что значит КТД? Это:
ДЕЛО, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой;
ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.
Какие бывают КТД?
· Организаторские (газета-молния, день рождения коллектива, звездный марш-поход, чередования традиционных поручений).
· Познавательные (защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков, устный журнал, Школа – дом знаний).
· Трудовые (кукольный театр, трудовой десант, фабрика Деда Мороза, «Снежная сказка»).
· Художественные (ШФИ, За честь школы).
Какие же условия наиболее успешного КТД?
1. Предварительная работа.
Определяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.
2. Коллективное планирование КТД.
Оно осуществляется на сборе-старте, который решает такие задачи:
Для кого провести это дело;
Как лучше его провести;
Кому участвовать;
Кто войдет в совет дела;
Кто будет руководить;
Где и когда провести дело?
В конце сбора все предложения сводятся в единый план с указанием ответственных.
3. Коллективная подготовка дела. Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника. Воспитатели помогают воспитанникам.
4. Проведение КТД.
Главная задача воспитателей - незаметно помочь преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках участников, а главное -возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
5. Коллективное подведение итогов КТД.
Для этого проводится сбор-огонек, в ходе которого участники КТД отвечают на следующие вопросы:
· Какими мы были?
· Что было хорошего? Что получилось?
· Что было плохого? Почему?
· Что надо сделать, чтобы было лучше?
· Как нам жить дальше?
6. Ближайшие последствия КТД.
Идет переосмысление результатов КТД, задумываются новые КТД.
Из каких же основных компонентов состоит методика КТД?
Принципы построения воспитательной работы.
Принцип открытости.
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
Принцип привлекательности.
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
Принцип свободы участия.
Представление возможности выбора заданий с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи.
Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества.
В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Содержание программы.
1. Гражданин. «Я - гражданин России».
2. Интеллект. «Я - успешный ученик».
3. Нравственность. «Я - культурный человек».
4. Общение. «Я – лидер».
5. Досуг. «Я и досуг».
6. Здоровье. «Я - здоровый человек».
7. Семья. «Я и моя семья»
Гражданин. «Я - гражданин России».
Цель: воспитывать любовь к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям чувашского народа.
Задачи:
1. Формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования.
2. Воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
3. Утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия.
4. Воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения.
5. Выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела.
6. Ориентирование в системе нравственных ценностей на положительные примеры.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины «Я – гражданин России»;
- читательские конференции.
Ученик 4 класса должен знать:
- свой народ, его традиции и обычаи;
- летописные предания о своих предках, происхождение рода, обычаи и нравы;
- генеалогическое древо народов мира, историю своего народа;
- роль и значение каждого члена семьи для её благополучия и счастливой жизни.
Интеллект. «Я - успешный ученик».
Цель: оказание своевременной помощи ученикам и развитие способностей мыслить рационально, развитие культуры умственного труда.
Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать культуру мыслительной деятельности учащихся, познавательную активность на основе технологий развивающего обучения и воспитания в системе проблемно-диалогической деятельности, потребность к самосовершенствованию.
Формы работы:
- классные предметные олимпиады;
- предметные недели;
- дистанционные олимпиады;
- интеллектуальные игры, марафоны, бои;
- школы интеллектуального развития: «Знатоки русского языка», «Юный математик», «Друзья природы»;
- работа в малых группах;
- занятия в кружках, в секциях;
- научно-практическая конференция;
- дни творческих проектов;
- школьные и районные предметные олимпиады;
- республиканские НПК;
- республиканские интеллектуальные игры младших школьников;
- творческие конкурсы всех уровней.
Мониторинг качества знаний ,уровня обученности, успеваемости учащихся класса за последние 2 года свидетельствует о позитивной динамике.
НРАВСТВЕННОСТЬ. «Я – культурный человек».
Цель:
- воспитание эстетических чувств у ребёнка;
- приобщение его к национальной культуре, обычаям и традициям родного и других народов, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи:
1. Привлечение детей к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного края.
2. Формирование общей культуры личности.
3. Ознакомление с различными видами искусства.
4. Привитие интереса к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, стремлению видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
Формы работы:
- Спецкурс «Начало этики».
- Поисковая работа. Участие в НПК, творческих проектах.
- Сбор материала для школьного музея.
- Шефская работа. Выступление в подшефном детском саде.
- Читательские конференции.
- Уроки нравственности.
- Праздники, конкурсы.
- Театральные представления.
- Литературно-музыкальные композиции.
- Мюзиклы.
- Экскурсии, поездки, походы.
- Нравственное наследие. Брейн-ринг.
- Устные журналы «Люди, оставившие след в нравственной истории республики, страны и мира».
Ученики должны:
- знать виды народного творчества;
- любить и хранить национальную культуру;
- стремиться всё делать красиво;
- уметь отличать различные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;
- знать имена, особенности творчества отдельных художников, композиторов своего края, России и др стран
ОБЩЕНИЕ. «Я – лидер».
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального
общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приёмам преодоления проблем в общении.
Формы работы:
- социометрия;
- интерактивные игры;
- тренинг общения детей и родителей;
- уроки-дискуссии;
- сюжетно-ролевые игры;
- анализ-планирование «По горячим следам»;
- круговые беседы;
- работа в группах и парах;
- защита творческих проектов в группах;
- самопрезентация и самопредставление;
- операция «Забота»;
- шефская помощь;
- акция «Дети – детям»;
- социальные проекты;
- мозговой штурм;
- составление синквейнов;
- Дни именинников;
- психологические и коммуникативные игры.
К концу 4 года ученик должен:
- уметь взаимодействовать с партнёром общения, понимать его мысли, чувства, анализировать своё речевое поведение;
- правильно и точно говорить (с точки зрения норм литературного языка);
- правильно пользоваться речевыми жанрами;
- уметь использовать адекватные приёмы подготовки к монологической речи;
- уметь создавать этикетные диалоги.
Досуг. «Я и досуг».
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеурочной деятельности.
Задачи:
1. создание условий для равного проявления учащимися класса индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
2. использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
3. развитие способностей адекватно оценивать свои достижения и достижения других, радоваться своим успехам и огорчаться в случае неудач других;
4. использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становления эстетических понятий.
Формы работы
- Уроки- праздники;
- беседы с учащимися;
- физкультминутки на уроках;
- гимнастика до занятий;
- прогулки, игры;
- экскурсии, походы в лес;
- викторины;
- Неделя семьи, Дни семьи;
- Классные часы;
- родительские собрания с приглашением медработника;
- спортивные мероприятия в классе и в школе;
- выпуск газет и бюллетеней на спортивную тематику;
- игры- путешествия;
- КВНы;
- утренники.
Здоровье. «Я - здоровый человек».
Цель: использование здоровьесберегающих технологий для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для самореализации личности.
Задачи:
1) овладение навыками общей физической культуры;
2) развитие двигательной активности;
3) ранняя профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек, правильное рациональное питание;
4) ознакомление с правилами социальной безопасности;
5) обучение простейшим приёмам самозащиты.
Формы работы
- уроки практической гигиены;
- беседы с учащимися о ЗОЖ;
- физкультминутки на уроках;
- гимнастика до занятий;
- прогулки, игры на свежем воздухе;
- экскурсии, походы в лес;
- подвижные перемены;
- дни здоровья;
- занятия по ЛФК уроки на природе;
- родительские собрания с приглашением медработника;
- спортивные мероприятия в классе и в школе;
- выпуск газет и бюллетеней на спортивную тематику;
- игры- путешествия в страну Здоровья;
- уроки- здоровья;
- уроки- соревнования;
- конкурсы, КВНы, утренники.
К концу 4 года ученик должен:
- знать необходимость здорового образа жизни;
- знать необходимость в постоянном поддержании своего здоровья, физической силы, выносливости и высокой работоспособности;
- знать, что физическая культура обеспечивает полноценный обмен веществ в организме и предупреждает возможность болезни, что физические упражнения – путь к здоровью, работоспособности и долголетию;
-соблюдать гигиенические правила, способствующие укреплению здоровья;
- быть добрым и сердечным по отношению к друзьям и родным, не злоупотреблять своим физическим преимуществом.
Семья. «Я и моя семья».
Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного
руководителя по творческому саморазвитию и самореализации
личности учащихся и создание единого воспитательного
пространства.
Задачи:
1) систематически и разносторонне знакомить родителей, как с основами теоретических знаний, так и с практической работой с учениками;
2) привлекать родителей к активному участию к налаживанию интересной содержательной жизни детей в школе и дома;
3) оказать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении учащегося;
4) формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную деятельность;
5) обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы:
Родительский лекторий
Творческие тематические конференции
Презентации семей, опыта родительского воспитания
Диспуты, вечера вопросов и ответов
День общественной экспертизы
День открытых дверей
Туристические походы
Конкурсы, соревнования
Экскурсии
Выпуск газет
Выставка работ детского и родительского творчества
Дежурство родителей
Помощь в ремонте и оформлении кабинетов
Благоустройство и озеленение класса, школьной территории.
Коллектив 3 "А" класса находится на 3 ступени развития - «Мерцающий маяк».
Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных вспышек.
В группе есть на кого опереться.
Авторитетны «смотрители маяка» - актив.
Какой у нас коллектив?
Образное описание стадий развития коллектива.
(по А.Н. Лутошкину)
Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».
«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в тоже время заметь – ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок – отнесет часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.
«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.
«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.
«Алый парус». Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу.
«Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идет на помощь, не дожидаясь призывов.
Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, что бы шагнуть на более высокую ступень.
13PAGE 15
13PAGE 141615
15